Леопольдскрон - жизнь дворца в 20 веке

Алла Чурлина
В издательстве Anton Pustet к юбилейному 100-летию Фестиваля в Зальцбурге вышла в свет книга Йоханнеса Хофингера «Действия в Леопольдскроне. Макс Рейнхард - Дворец - Ариизация и Реституция».

Эта книга рассказывает об истории одного из многочисленных дворцов зальцбургских князей-архиепископов (в данном случае - «Фирмианова гнезда» с 1736 г. застройки) не с позиций хронологических событий 18 века, не бурных перепродаж с 1828 в течение всего 19 в., которые повысили стоимость дорогой игрушки с 30.000,- гульденов до 85 тысяч (даже с учётом монетных реформ, смен золотого стандарта на серебряный и обратно, влияния военных побед на котировку валюты - стоимость этой недвижимости к началу 20 столетия была выражена суммой в 200.000,- немецких марок). Автора книги интересует период, когда этот дворец на юго-западе Зальцбурга становится в 1918 году собственностью известного в Европе театрального интенданта и соучредителя Зальцбургского Фестиваля Макса Рейнхарда.

Воспользуемся выходом этой книги и вспомним события бурной жизни дворца Леопольдскрон в 20-ом веке. В течение 20 последующих лет новый хозяин приложил немало усилий, чтобы восстановить комплекс и окружающий его парк, вернуть дворцу его блеск и архитектурное благородство барочного стиля. Но что, пожалуй, можно отнести к особым заслугам Рейнхарда, так это сияние того общества, которое наполнило дворец уровнем мировой культуры и вывело патриархальную и замкнутую атмосферу Зальцбурга в ряды ведущих культурных центров планеты. Именно в этом отношении Рейнхард оказался достойным преемником и Людвига I. Баварии, и Александра Юлиуса Шиндлера, и банкира Карла Шпенглера: этих людей заботила не только материальная составляющая элитного жилища, но прежде всего его эстетическое достоинство и духовная наполненность.

В наследство от Рейнхарда нам достались отреставрированные большой холл, лестничный вестибюль и Мраморный зал. Утончённость его вкуса проступает в любимой всеми зальцбуржцами библиотеке и в Венецианской и Китайской комнатах, как и в других помещениях. Его режиссёрский талант превратил дворец в большое театральное путешествие, где переход гостей и посетителей из одного помещения в другое сродни сменам сценических декораций и ощущению себя причастными к ролевой игре разных сюжетов. Собственно, здесь - во дворце и в парке - действительно зарождались многие идеи и проходили репетиции с ведущими артистами мира для новых фестивальных премьер. Здесь собиралась творческая элита мира - театральные производители и постановщики, писатели и поэты, композиторы и музыканты, цвет Европейской и мировых культур. Управление дворцовым хозяйством и образом жизни было не из «благодарных» обязанностей и трат сил и времени для владельцев, в чём супруги Макс и Хелена, отдавшие дворцу свою любовь, честно сознавались.

Тем временем, в Австрии на фоне утраченной империи, разрухи и бедствий после Первой Мировой войны, падения «престижа» немецкого самоуважения и разражающегося мирового политического и экономического кризиса с 1921 в Вене и с 1923 в Зальцбурге начинают прогрессировать антисемитские настроения и акции. Приход к власти национал-социалистов в Германии в начале 40-х годов лишь подхватил и оформил в бредовую пропаганду шовинизма уже распространившийся вирус. Никакие усилия мировой интеллигенции остановить поток плебейского мировоззрения не спасли ситуации. Никакие тревожные и предупреждающие об угрозе человеческому сообществу статьи Стефана Цвейга с начала 30-х годов из Зальцбурга ни в австрийской, ни в мировой печати не помогли опомниться и дать отпор политической грязи. Мир погружался во мрак невежества и самоуничтожения. Причём, каждая страна нашла свои политические поводы для человеконенавистничества под «прогрессивными» лозунгами: из толпы легко и быстро можно создать массу варваров и убийц, но долго и трудно воспитывается образованное общество и благородная аудитория.

«После принятия антиеврейских законов дискриминация евреев усилилась. Особенный размах приобрела «ариизация» — изъятие еврейского имущества в пользу немцев. Формально сделки по передаче еврейского имущества оформлялись как продажа, но по сути это было принуждение и вымогательство». (Wikipedia)

В 1937 году Макс Рейнхард как еврей был изгнан из Австрии и эмигрировал в США. Он никогда больше не вернулся во дворец Леопольдскрон и умер в 1943 году в Нью-Йорке в гостиничном номере. В 1938 году национал-социалисты экспроприировали дворец и использовали его как летнюю резиденцию и гостевой дом для партийной элиты.

После Второй Мировой войны дворец был возвращён наследникам Макса Рейнхарда. Началась реституционная судьба его наследства. В 1947 году Хелена Тимиг, вдова режиссёра, позволила Клеменсу Хеллеру, тогда студенту Гарвардского университета, использовать дворец для проведения первого семинара, из которого впоследствии был создан американский проект по науке и культуре в Европе - Зальцбургский Глобальный семинар. А Клеменс Хеллер стал одним из его основателей.

Летом 1950 года в рамках семинара в течение четырёх недель был организован международный молодёжный Театральный фестиваль в студии радиопередач «Красно-бело-красный», во Францисканском монастыре и в садовом театре дворца Леопольдскрон. По задумке Хелен Тимиг в проекте приняли участие студенты актёрских вузов из Италии, Англии, Ирландии, Германии, Франции и Австрии. Одним из ярких художественных выступлений проекта были «Пантомимы Бипа» Марселя Марсо. Зальцбургский Театральный семинар руководил постановкой комедии Фридриха Шиллера «Паразит или искусство быть счастливым», режиссёром которой был Рудольф Е. Лайснер (проф. Театрального отделения Академии Моцартеум) и где играли Хильда Эстерхази, Тереза Штангль, Гюнтер Бауер, Герберт Фукс (!) и другие (многие из них стали звёздами американского и европейского кинематографа).

В 1955 году между городом и федеральной землёй Зальцбург состоялась договорённость о покупке дворца Леопольдскрон и обширных окружающих его зелёных зон. Обошлась купля-продажа в 6 миллионов шиллингов (ок. 400.000,-€). Город приобрёл дворец, лесопарковые зоны и пруд. А в 1959 году город продал дворец и окружающий его парк Американскому фонду Зальцбургского Глобального семинара - международной некоммерческой организации. В 1973 году семинар приобрёл и соседнее здание Мейерхофа. Широкую известность дворец и его парк приобрели после съёмки в 1964 году американского мюзикла «Звуки музыки» как вымышленной виллы барона фон Траппа.

В 2013 году американский фонд Самуэля Х. Кресса финансировал многолетний проект по каталогизации обширного собрания искусства во дворце.

Дворец и парк Леопольдскрон находятся в частной собственности семинара и доступны только для гостей Отеля «Schloss Leopoldskron», который открылся с 2014 года. Здесь любят останавливаться, в том числе, и гости Фестиваля, а также здесь проводятся свадебные торжества для всех желающих. В период Адвента с конца ноября можно посетить «День открытых дверей» дворца с экскурсиями зальцбургских гидов и принять участие в благотворительном рождественском базаре внутри и перед дворцом со стороны пруда под традиционные мелодии трубачей. Семинар и отель также предоставляют помещения для частных или фирменных встреч, презентаций и проектов. В том числе и музыкальных для участников программ американского семинара: это всегда входит в программы семинара - экскурсия по городу и концерт классической музыки в городе Моцарта. Так, в 1997-2000 годах наше общество ARKA (Австро-российский культурный обмен) неоднократно проводило во дворце концерты проекта «Одарённость» с молодыми музыкантами из Москвы, С.-Петербурга и Казани и их педагогами, чтобы познакомить международную аудиторию кардиохирургов, юристов и специалистов аграрных технологий с достижениями российской музыкальной педагогики. Это было крайне полезно для подтверждения международной значимости и преемственности в мировой культуре с позиции обновляющейся России. «Вундеркинды из России», как их окрестили в газете SN, стали настоящей сенсацией для Зальцбурга и посланниками лучшего для симпатий стране, находившейся в глубокой политической нестабильности.

Наследие Макса Рейнхарда продолжает служить людям во благо искусства и взаимопонимания. С 2017 года в совместных программах с Фестивалем во дворце устраивают почётные приёмы для гостей из России, как, например, для оркестра и хора musicAeterna из Перми (теперь - С.-Петербурга) под управлением Теодора Иоанновича Курентзиса, чтобы приобщить участников Фестиваля к святым местам зарождения музыкального праздника мира. Уверена, что книга Johannes Hofinger „Die Akte Leopoldskron. Max Reinhardt – Das Schloss – Arisierung und Restitution“ Verlag Anton Pustet. (216 стр., 49 иллюстраций, стоимость: 24,- Euro) подробно передаст жизнь дворца в 20 веке. Книга уже поступила в книжные магазины города и может быть заказана, а осенью Городской архив проведёт её презентацию с докладом автора - из-за карантина эта майская встреча перенесена.


27.05.2020