Неизменный человек

Владимир Рысинов
Опыт интуитивной публицистики.


"Холера пришла вследъ за голодомъ. Годъ неурожая, зима, полная лишеній, казенная ссуда, связанная съ этимъ зависимость отъ сторонней помощи, неуверенность и тоска,-- все это должно было наложить свою печать на народное настроеніе. Голодъ былъ не всюду, но фактъ голода въ двадцати губерніяхъ не могъ, конечно, не отозваться тревожными отголосками по всей Россіи. Вспомнимъ хотя бы о томъ, что Астрахань и низовья Волги были переполнены пришлыми рабочими, въ томъ числе изъ голоднаго района. Они принесли туда свежія еще воспоминанія объ ужасной зиме и весне, и съ этими воспоминаніями шли на-встречу новой гостье.
   Обратите вниманіе хотя бы на следующую заметку, брошенную вскользь, кажется, "Астраханскимъ Вестникомъ": "Любопытый фактъ,-- говорится въ этой газете:-- въ полицейскіе участки все чаще и чаще начинаютъ доставляться страдающіе психическимъ разстройствомъ. По отзывамъ сведущихъ лицъ, такого наплыва умалишенныхъ въ прежніе годы не наблюдалось. Большинство этого рода больныхъ принадлежатъ къ числу иногородныхъ лицъ, попавшихъ въ Астрахань волею судебъ. По профессіямъ, главнымъ образомъ, чернорабочіе и прислуга. По бегломъ освидетельствованіи чрезъ городовыхъ врачей, больные отправляются въ домъ умалишенныхъ".
   Заметка относится къ Астрахани, но "пришлыя лица" наводняли не одну Астрахань и всюду они несли съ собой расшатанные, угнетенные или возбужденные нервы. Все эти толпы народа, которыя весна привела въ движеніе за поисками хлеба и работы, въ массе представляли людей глубоко потрясенныхъ, истомленныхъ и несчастныхъ...

   И вдругъ до нихъ доносятся слухи: господа предсказываютъ вдобавокъ ко всему холеру.
   И тотчасъ же, какъ и передъ затменіемъ, является вопросъ: откуда они узнали? Человеку, который представляетъ себе вселенную, какъ стройное целое, где среди безконечнаго величія царствуетъ законосообразность и порядокъ, легко понять, что три светила могутъ стать на одной линіи и что въ этомъ нетъ ничего угрожающаго или опаснаго. Человеку, знающему, сколько безконечно малыхъ организмовъ носится въ воздухе и плаваетъ. въ воде, понятно, что въ сухомъ ветре изъ знойной Индіи, въ ясной атмосфере можетъ носиться смертельное количество невидимаго безконечно малаго врага. Но народъ стоитъ на другой точке зренія и теперь, когда передъ его истомленною душой выдвигаютъ новую грозу, которой еще нетъ, онъ не понимаетъ: "откуда господа узнали?" Узнать, по его мненію, "волю Божію" нельзя. Значитъ -- это или выдумка, или... зависитъ отъ самихъ пророковъ...
   Таково психологическое основаніе нелепой формулы: "холера выдумана, народъ умираетъ отъ докторовъ", которая облетела всю Россію. Фактъ, исполненный, самаго печальнаго и рокового значенія: въ XIX в;к; одна часть русскихъ людей заподозрила другую въ коварной выдумке, прикрывающей намереніе -- огульныхъ, массовыхъ и систематическихъ убійствъ..."

Это отрывок из очерка Владимира Галактионовича Короленко.
1898 год.
Почти за полтора века из прошлого.

Интересен сюжет драматического холерного происшествия.
Читатель поразится, но опознает в сегодняшних событиях тогдашние...
- и "казенную ссуду, связанную съ этимъ зависимость отъ сторонней помощи, неуверенность и тоску" - массовую кредитную зависимость...
- и " пришлых рабочих" - миграцию...
- и   "наказания за слухи", и "энергичность административных  мер", и "героизм исполнителей"...
- и даже категоричную - "обсервацію, изоляцію и дезинфекцію"...
- и конечно же всестороннее воздаяние за действия и свершения... на финише которого меланхоличное - "Докторъ Арустановъ награжденъ не былъ. Даже, кажется, наоборотъ..."

И отметит невольно зависимость нервного и физического состояния объединённой массы людей, как возможную причину бедствий. При повреждении духа захворает тело.

При всей разности исторических обстоятельств, разглядит схожесть психологической логики общественных действий в давней и нынешней эпидемиях.

Очерчен алгоритм поведения огромного общественного Человека-народа, при его встрече с бедой. Описано наше прошлое, настоящее... и предугадано, скорее всего, неспокойное будущее... Потому, что не меняется человек.

Читать текст трудновато, но очень интересно, если до самых последних строчек.
Очерки легко найти в интернете, они опубликованы в моём Литературном дневнике.