Дудочка лешего. Глава 8

Вэл Кейдж
       "Дудочка лешего"- книга первая из серии "Сказочные детективы"


        Произведение создано в соавторстве: Айрин и Вэл Кейжд (Irene & Val Cage)

          Глава 8. Вопросы, ответы, загадки... и сапоги всмятку.


             1.

     Весело искупавшись, участники пира вновь собрались на приозёрной поляне, рассевшись теперь уже чуть в стороне от скатерти.
     И водяной, удобно развалившись около пенька и привычно  поглаживая то сытое брюхо, то бороду, наконец-то приступил к долгожданному рассказу.
     - Когда вчера утром мы с тобой,  Лексеич, собрались  позавтракать, а твоя чудесная дудочка вдруг отказалась нас накормить, то я тоже расстроился. Ещё бы!.. Ведь, честно говоря, твои замечательные пироги и блины нравятся мне гораздо больше, чем озёрные водоросли.
     Некоторые из русалок захихикали, а сом Самсоныч попросил водяного говорить погромче, так как был немного глуховат. Купал Купалыч обвёл слушателей строгим взглядом. Воцарилась тишина, и лукавые искорки вновь заиграли в его глазах под нависшими бровями.

     - Да! - продолжил  он. - И, понятное дело, мне очень захотелось,  чтобы к твоей дудочке возвратились обратно её былые чудесные свойства, но как это сделать - я не знал. И тогда я лёг здесь на берегу и стал думать...
     Словно по команде некоторые из присутствующих переместились поближе к рассказчику в желании не упустить интересные подробности.
     - Я, конечно же, сразу не поверил, что чудесная сила из дудочки могла каким-нибудь образом пропасть, и она, по этой причине, перестала быть чудесной. Скорее всего, в руках у Лексеича была уже не его дудочка, а другая, на неё похожая...
     Слушавший очень внимательно Лексей Лексеич сделал какой-то неопределённый жест: не то удивления, не то протеста.

     - К сожалению,  ни на чудесной дудочке,  ни на той,  что была теперь у Лексеича, не было никаких отметин, позволяющих их отличить.  Определить  где чудесная, а где простая дудочка можно было только по их действию. На это-то и рассчитывал похититель: дудочка вроде та же, но почему-то не действует волшебная сила. Похищения как бы и нет...
     Среди слушателей пробежала волна негодования в виде поскрипываний, шорохов и перешёптываний.
     Купал Купалыч был серьёзен и сосредоточен, ведь он хотел рассказать всё по порядку, ничего не напутав и не упустив.

     - Во всей этой истории меня занимали прежде всего четыре вопроса, - продолжил Купалыч. - Первый: КОГДА произошла подмена? Разрешить этот вопрос было легче, чем остальные. В ответе на него я был абсолютно уверен. Ведь ещё накануне вечером дудочка накормила нас ужином. Я, например, ел вкуснейший пирог с капустой и угощал пирогом с черникой русалок, - сказал водяной,  а  русалки  согласно закивали головами, - а значит, дудочка вечером ещё была чудесной.  А вот утром дудочка ничем нас с Лексеичем уже не угостила...
     Глаза  кое-кого  из  присутствующих  говорили о том, что они так же как и водяной в полной мере оценили потерю.

     Купал Купалыч подытожил:
     - Значит дудочку подменили ночью, точнее, во время, прошедшее  с ужина до завтрака. Ответ на второй вопрос: ГДЕ же находилась дудочка, когда её подменили, был вначале непонятен для меня. А когда я его нашёл, то он меня очень удивил, так как я  предполагал совсем иное.  Ведь, насколько я знал,  Лексеич всегда носил дудочку с собой. И поэтому я считал, что когда он ложился спать, то клал её себе под подушку. Не знаю, как вы, а я бы делал именно так.
     Судя по производимым слушателями звукам и кивкам, все они были согласны с водяным. Даже сом Самсоныч пробурчал:
     - Ещё бы! Такую ценную вещь, понимаешь, особенно ночью, стеречь надо, бульк-бульк...

     - Но! - водяной поднял палец вверх. - Лексеич рассказал сам, что когда он спит на своём топчане, то дудочка  лежит рядом с ним - на лавке в  изголовье топчана. "Тоже удобно, - помню подумал я ещё тогда, - проснулся, потянул руку, а она тут как тут. И не забудешь в карман засунуть, сразу увидишь и вспомнишь."

     Итак, значит ночью, когда её похитили, она лежала на лавке рядом со спящим Лексеичем. Перед ужином она ещё была чудесной, потом ты, - Купал Купалыч обратился к лешему, - сунул её в карман, перед сном выложил на лавку, а утром, как проснулся, опять положил в карман, но больше нигде не оставлял. Так?
    
     - Так, так... - подтвердил Лексей Лексеич. - Только не пойму что-то я, чего ты добиваешься этими своими рассуждениями? Взял - положил, положил - взял...
     - А я, - усмехнулся на это Купал Купалыч, - время уточняю. Ведь, посуди сам, из твоего кармана её вытащить и подменить уже никто не мог ни вечером, ни утром. Вот и выходит, что своё чёрное дело похититель мог сделать с того момента, как ты уснул, до того, как ты проснулся: то есть тогда, когда ты спал. Время совершения подмены сужается на несколько часов.

     - Ты, Купалыч, конечно, - голова. И умён, и хитёр. Дудочку мне вернул... Ты - мой спаситель, - Лексей  Лексеич благодарно кивнул порозовевшему от смущения водяному, - спасибо тебе, спасибо огромнейшее.  Вот только чего я никак не пойму... так это того, кто же и как забрал мою дудочку и подбросил мне свою?
     - Вот! - торжественно произнёс Купал Купалыч под общий гомон. - Вот!
     Тишина вскоре восстановилась - всем было интересно.

     - Вот и я всё думал: ну КАК кто-то мог ночью,  когда ты спишь  забраться  в твою избу, чтобы подменить чудесную дудочку?  И это был третий интересующий меня вопрос.  Войти в сторожку не могли: ночью дверь закрыта была на крючок изнутри. Залезть в окна тоже не могли: и ставни тоже изнутри закрываются. "У меня порядок. Домовёнок за всем следит", - сказал ты тогда. Даже если бы и забыли что закрыть, то пробраться к тебе неслышно всё-таки невозможно.  Ты меня,  Лексеич,  извини, хозяин ты - исправный, лес сторожишь - лучше и не надо.   А вот в избе твоей что ставни, что дверь... скрипят изрядно. Не только домовёнка, но и тебя самого тоже разбудили бы, как миленького!
     Слушатели захихикали.

     - Оно, конечно, и хорошо в такой ситуации... Значит, ночью неслышно никто ни в дверь, ни в окна пролезть никак не мог.  Ответа на третий вопрос я сразу не нашёл и даже не предполагал тогда, что поиски мои будут очень долгими...  Да... Но, что я мог сделать в той ситуации?..
     Слушатели затаили дыхание. Некоторые обменивались красноречивыми взглядами, пожимали  плечами, разводили  руками.  Все  собравшиеся как бы участвовали в расследовании этого запутанного дела.

     Купал Купалыч выдержал паузу, немного потомив присутствующих.
     - Всё, что я мог сделать по этому вопросу - попросить Лексеича узнать у Лёшика: а не брал ли тот дудочку?..
     Все дружно и вопросительно, а некоторые и с подозрением  посмотрели на взрогнувшего домовёнка.

     - А вот вам и четвёртый и самый интересный вопрос: КТО похитил и подменил чудесную дудочку?
     Все сразу загалдели.  Мнение жителей Глухомани было единодушным, и самые смелые и нетерпеливые высказывались, перебивая друг друга:
     - Баба-яга, кто же ещё?!!
     - Известное дело - Лиходеевна!
     - Её - Яги рук дело!
     - Кто же, кроме неё?! Все пакости в лесу она творит!
     - Где беда - там и она!..

     - Молодцы! - лукаво улыбаясь похвалил их Купал Купалыч. - Видишь, Лексеич... Как же с такими детективами самое  запутанное  хитрое-прехитрое  злодейство не распутать? Впрочем, и мы с Лексеичем сразу же подумали на неё. А и впрямь, в лесу нашем всё народ дружный, лишь одна Лиходеевна воду баламутит. Да и подозрительно что-то примолкла она накануне злодейства. Не видать, не слыхать её было. Помнишь, Лексеич, ты ещё беспокоился?

     Леший кивнул и, не сдержавшись, стал всенародно жаловаться:
     - Давно старая на дудочку мою зарилась.  Как узнала про её чудесную силу - прилетела в ступе, забежала в избу...  Сначала  не  верила, сомневалась, даже посмеивалась.   Пришлось показать: заказал  дудочке, уж и не помню чего - для примера. А Яга дудочку схватила, крутила, вертела, бормотала что-то - не разобрал я. А потом давай приставать ко мне: поменяй, да поменяй на что хочешь -то метлу, то ступу предлагала... На что мне ступа? Еле я тогда от неё отбрыкался... Да, видать, с той поры и задумала она любым способом дудочкой завладеть, раз я не соглашаюсь с ней поменяться. А чтобы я забыл о её желании, она затаилась и ждала удобного случая, чтобы похитить дудочку хитростью, подменить её...

     - Правильно,  Лексеич, - прервал его горячую  эмоциональную речь Купал Купалыч. - Казалось очевидным, что Лиходеевна или сама подменила дудочку, или же на это дело послала слуг своих: Филиппыча, а может, и Карябу.  Именно так мы и думали тогда... Но вопросы - кто из них и каким образом совершил это чёрное дело - оставались всё-таки неразрешёнными. И решить их никак нельзя было, не получив дополнительных сведений, добыть которые мне помогли как раз вы, дорогие друзья, за что вам моё большущее спасибо.
     Купал Купалыч, широко разведя руки, благодарным взглядом обвёл всех вокруг. В ответ раздались одобрительные возгласы,  хлюпанье хвостов по воде,  хлопки в ладоши и крыльями.

             2.

     - Да!Все вы были моими активными помощниками, а самым старательным оказался всё же Лексей лексеич.  Ведь он надеялся сам наказать злодейку и вернуть свою дудочку. Однако бороться с такой отъявленной прохвосткой, как Лиходеевна, не так уж просто, - водяной похлопал друга по плечу. - Её можно победить только её же оружием - хитростью. Но, давайте, изложим всё по порядку...

     Купал Купалыч немного помолчал, теребя свою роскошную белую бороду.
     - Правильная  идея пришла к нам обоим...  Нужно  было  разузнать, что же делалось в лесу ночью. Лексеич поручил Молчунье  расспрашивать всех кикимор не видел ли кто ночью бабу-ягу, Карябу или Филиппыча около его избы или где-нибудь ещё.  Я же дал немного другое задание своим помощницам  Быстринке и Шустринке: передать русалкам, чтоб всех, кто придёт к воде или пройдёт мимо,  расспрашивали о том, кого видели или слышали они в лесу прошлой ночью, куда и зачем те шли, что в лесу делали...   А ведь редко какой зверь, пташка или  букашка мимо реки или озера за целый день не пройдёт, не пролетит. Вскоре я знал всё и обо всех.

     Присутствующие заволновались: кто-то зашептался, кто-то захихикал.
     - Не надо беспокоиться! - засмеялся Купал Купалыч. - Ваших тайн я никому не выдам.   А просил я разузнать лишь для того, чтоб ничего не упустить.  Нужные сведения я, конечно, запомнил, а остальные сразу все и забыл.
     Он подмигнул кое-кому и тут же притушил в глазах вспыхнувший озорной огонёк.
     - Ну, а кто да что - об этом потом...  Сначала же - об очень интересном расследовании этого сложного дела, которое провёл самолично наш упорный Лексей Лексеич.

     Леший сделал неопределённый жест, скорее протестующий, но Купалыч весело улыбнулся и продолжил:
     - Нашему Лексеичу сразу же удалось кое-что выяснить, получить, так сказать, кое-какие ответы... Первое: Лёшик ему сказал, что дудочку не брал...
     Все с молчаливым одобрением оглядели Лёшика с ног до головы, а Гошик взял его за руку и что-то прошептал на ухо.
     - Второе: Лёшик помог Лексеичу сделать потрясающее открытие, которое и меня тоже удивило. Оказывается, что в избу можно было проникнуть не только через дверь и окна, но ещё и через трубу. Я сам как-то об этом сразу и не подумал, - водяной почесал затылок после такого честного  признания. - Наверное это оттого, что я представлял  себя в роли  похитителя, а мне в узкую трубу... ну никак не пролезть!..
     Под общий смех Купал Купалыч похлопал себя по объёмистому животу.

     - Третье: печная заслонка, однако, по словам домовёнка Лёшика, была закрыта. А поскольку она открывается именно изнутри, то проникнуть в сторожку лешего через трубу при  закрытой заслонке было тоже никак нельзя.  Но!... - и  водяной  опять поднял  палец вверх и подержал его в молчании. -  И всё-таки я для себя особо отметил этот путь проникновения злодея в избу как наиболее возможный. Почему? Да потому, что заслонка у лешего... не скрипит!
     Это забавное сообщение и  заговорщицкий вид водяного вызвал веселье среди слушателей. Водяной вновь поднял указательный палец вверх...

     - Однако, предположим, что заслонка всё-таки была открыта.  В этом случае и сама баба-яга пролезет, потому как  тощенькая, и жаба Каряба проскочит, и филин Филиппыч пролетит. Всё - так... Да вот беда! Все эти подозреваемые сделать этого никак не могли.
     Поднялся гул.  Купал Купалыч выдержал паузу, словно хотел насладиться в полной мере вниманием одних слушателей и нетерпением других, и продолжил:
     - О том, что ночью никто из жителей леса не видел ни бабу-ягу, ни её жабу сообщил мне сам Лексеич. Его кикиморы выяснили, что Лиходеевна и Каряба из избы не выбирались, и лишь филин  Филиппыч  ночью летал на охоту, но не в сторону сторожки Лексеича, а в сторону гор. А, значит, никто из злодеев побывать в избе Лексеича не мог. И это - четвёртое!..
     Среди присутствующих пробежал ропот недовольства и сожаления.

     - Не верите? - Купал Купалыч вопросительно посмотрел на окружающих. - А вот и напрасно. Потому что, сведения от моих русалок полностью подтверждали сообщения кикимор.   Ведь среди всех их рассказов не было ни одного упоминания о ночных перемещениях Яги или жабы Карябы. А о филине они мне поведали то же самое: летал, мол, Филиппыч почти полночи, но совсем в другой стороне от сторожки Лексеича.

     Полностью убедив сомневающихся, водяной перешёл к дальнейшему повествованию:
     - И тогда наш Лексеич решил идти к самой бабе-яге... Что, Лексеич, может, ты сам расскажешь? Или всё же мне доверяешь?
     Леший махнул рукой:
     - Хвастаться-то особо нечем.
     - А я считаю, что хвастаться-то есть чем, - ласково, но решительно проговорил Купал Купалыч. - ведь  ты  узнал  много  интересных  подробностей.  И некоторые из них подтверждали невиновность бабы-яги, а другие же наоборот - прямо указывали именно на Лиходеевну.  "Вот она - похитительница чудесной дудочки!" - как бы кричали они...

     Слушатели заволновались... "Как же так?!", "И виновна, и невиновна?!" - послышались вскрики. Но водяной, привычно подняв палец вверх, восстановил тишину и продолжил рассказ дальше:
     - Когда Лексеич пришёл в избушку бабы-яги, то она сразу же заявила ему, что дудочку не брала и всю ночь даже носа из избы не высовывала.   Жаба Каряба тоже утверждала, что они с Лиходеевной обе спали до утра.  Конечно, их словам, можно сказать, - грош цена...  Но и  домовёнок  Яги - Гошик в разговоре с Лексеичем их слова тоже полностью подтвердил. А вот это уже достаточно серьёзно.

     Собравшиеся перевели взгляды с водяного на Гошика. Многие в лесу знали этого скромного и трудолюбивого  домовёнка, а кто не знал его лично, то слышал о нём только хорошее.  Поэтому в глазах, обращенных на Гошика, были только теплота и доброжелательность.
     - Так что же получалось? - продолжил водяной. - Что баба-яга ну ни в чём не замешана: спала себе, спала сном праведницы и дудочку взять ну никак не могла. И я в это твёрдо поверил. А как же иначе? Ведь и кикиморы, и русалки, и Гошик - все подтверждали...  Но вот что, друзья, было особенно интересно... Поведение самой Лиходеевны... было довольно странным. То, что она часто врёт - это, конечно, ни для кого не новость.  Но выяснилось, что она почему-то печь не топит,  отчего-то еду и зелья свои не варит!..  Вот оно - пятое!  Более того,  Лиходеевна зачем-то домовёнка  своего из дома выгнала на огород и без её зова не  велела ему даже заходить в избу! И это - шестое, что удалось выяснить Лексеичу. Такое небывалое поведение бабы-яги привело и Лексеича, и меня к мысли, что дудочка-то чудесная - всё-таки у неё!

     Присутствующие на поляне вновь заволновались. Кто-то кому-то что-то стал доказывать. Водяной посмотрел вслед плюхнувшемуся в воду сому Самсонычу, немного подождал, но споры всё не утихали.
     - А может, и мне окунуться? Хотя... вроде ещё не очень жарко... - сказал будто сам себе Купал Купалыч, но довольно громко.
     Слушатели разом умолкли.

     Водяной вздохнул и продолжил:
     - Итак, напрашивалась сама собой мысль о том, что чудесная дудочка у Яги...  Странное совпадение: у Лексеича дудочка не действует, а Лиходеевна вдруг печь не топит,  ничего не варит.   Может, кто-то ей всё готовит?..  Или же что-то?  То есть...да, правильно говорите, - дудочка!..  "А зачем же она домовёнка выгнала и не пускает?" - спросите вы. Отвечаю!..Так ведь надо же знать Гошика! Домовёнок он - честный, справедливый... Если бы он разведал вдруг о том, что дудочка у Яги, то сразу же рассказал бы всё это Лёшику, а то и самому Лексеичу. Вот и выходит, что баба-яга от него дудочку чудесную должна была скрывать, и для этого-то она его и выставила из дома...

     Купал Купалыч немного прокашлялся, посетовав на то, что сухость повышенная.
     - Вот так вот и пришли мы к выводу о том, что дудочка чудесная находится, наверное,  всё  же  у  Лиходеевны.   На этом, можно сказать, и  закончилось расследование Лексей Лексеича.
     Получалась какая-то несуразица: дудочка, похоже, что у бабы-яги, но она её заполучить не могла; кто-то влез ночью в избу лешего, но никто проникнуть туда в то время никак не мог...
     Прямо какая-то вода в решете, сапоги всмятку... А сказать по-простому - чудеса! Очень запутанное дело, хотя виновник-то сразу же как бы и известен...

     - Да-а-а... - протянул Купал Купалыч, невольно заставляя слушающих ещё раз осознать   всю  загадочность  возникшей  ситуации. -  В общем у меня появились серьёзные подозрения, что кто-то при этом расследовании сказал неправду, или же не всю правду... И что, если как следует домыслить недостающие звенья в цепи, то всё сразу же встанет на свои места.
     Однако некоторые детали были мне пока недостаточно ясны. Поэтому я дождался получения дополнительных сведений от моих русалок и лишь после этого начал своё собственное  расследование,  опираясь  уже,  конечно,  и на очень  полезные подробности, выясненные нашим уважаемым Лексей  Лексеичем, - Купал  Купалыч благодарно кивнул своему другу.- Однако об этом чуть позже... А сейчас, чувствую, что нужно бы промочить немного горло... Возможно, и не только мне... И не только горло... В общем, объявляется маленький перерыв!..