Молитва батрака

Дмитрий Питиримов
В одной из деревень поблизости от обители старца Нестория жил молодой батрак. Отец его и мать тоже всю жизнь за копейки батрачили на богачей. Они умерли рано и оставили сыну в наследство покосившуюся хибару на краю деревни и старую козу. Пришло время, батрак услышал проповедь Нестория о Христе и уверовал. Однако жизнь его, как и прежде, была трудной и безрадостной.

Вот однажды он пришел к Несторию с вопросом: "Скажи, старец, может ли Бог помочь мне? Может ли Он изменить к лучшему мою жизнь? Я хочу жениться, хочу иметь детей, но сейчас и сам я ем только раз в несколько дней. Что Иисус может сделать для меня?" Несторий молчал некоторое время, а потом ответил вопросом на вопрос: "А каким образом ты бы хотел, чтобы Иисус помог тебе, чего ты желаешь? Чтобы он помог тебе найти клад? Или чтобы Он дал тебе прибыльную работу? Или богатую жену?" Батрак с удивлением ответил: "Разве не Бог решает, как помочь человеку, разве это не в Его власти?" - "Все во власти Бога, это так. Но чем яснее мы представляем, как Бог избавит нас, чем ярче картины, которые мы верой храним в своем сердце, тем крепче вера, тем ближе избавление. Пойди теперь пообедай с братьями в обители, а потом ступай домой и подумай хорошенько, какую помощь ты хочешь получить от Бога?" Батрак сделал, как Несторий сказал ему.

Прошло несколько дней, он вернулся и сказал: "Я люблю работать, и мне не нужны дармовые деньги. Я хочу, чтобы меня взял на работу честный и добрый человек. Я буду старательно трудиться, чтобы он был всегда доволен мной. А он пусть платит мне столько, чтобы мне хватало на жизнь, и я мог вырваться из нищеты". Несторий похвалил юношу, они помолились, и батрак пошел домой.

По дороге юноша увидел человека, лежащего на обочине. Голова его была вся в крови, а сам человек находился без сознания. Одежды на нем почти не было, поэтому трудно было понять к какому сословию относится несчастный. Батрак поднял человека и на руках принес его к себе домой. Он ухаживал за ним, как мог, делил с ним свою скудную пищу, и через несколько дней тот пришел в себя. Он оказался богатым купцом, в этой местности был проездом по делам торговли, и последнее, что он помнил, это нападение разбойников.

Когда купец окреп настолько, что был готов отправиться домой, он предложил батраку пойти вместе с ним и жить в его доме, на правах сына.

"Бог может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем", - часто повторял старец Несторий.