Кочегар

Александр Ключарёв
В 1967 году в Цемесской бухте города Новороссийска с борта рейдового судна поднялся по трапу на палубу танкера «Георге Георгиу-Деж» водоизмещением шестьдесят тысяч тон. Нефтеналивное судно серии «София» в прошлом году спущенное на воду с Ленинградской судоверфи, имело прекрасный судовой дизайн несравнимый и более не повторяющийся в судостроении.
     Капитан со стармехом, пленённые моей благозвучной фамилией, назначили мне должность котельного машиниста первого класса с повышенной зарплатой для новичка, поселив в одноместную каюту.
     Паротурбинный агрегат состоял из турбин мощностью двадцать тысяч лошадиных сил, потребляющих пар давлением сорок атмосфер из двух котлов располагающихся в выделенном отсеке. Огромные водотрубные котлы, возвышающиеся на три решётчатые площадки, отапливались мазутом через многочисленные форсунки. Я самостоятельно контролировал работу паропроизводителей регулировкой, щелочением, обдувкой сажи, ремонтом и окраской. Отсек переплетался в подпаёльном подвале паутиной множества трубопроводов. Турбоподдув воздуха в топки создавал труднопереносимый шум закладывающий уши. Жара на грани терпимости, обжигала кожу при лазании по котлам для ежечасной съёмке температуры с многочисленных термометров. В помещение воздуходувками нагнетался забортный воздух, позволяя отдышаться перед раструбами. За четырёх часовую вахту выпивалось ведро дистиллированной воды при тропическом рейсе. В котельном отсеке находился центральный пост управления с приборным пультом и маневровыми штурвалами подачи пара в турбины под надзором старшего машиниста.
     Через остеклённую переборку обозревался турбинный многоэтажный зал с лифтовым подъёмником. Белоснежное грандиозное помещение размещало множество турбоагрегатов, редукторов, пароводяных конденсаторов и вспомогательных дизелей. Все эти механизмы создавали оглушительный шум.
     Каждый месяц обязательно производилась котлоочистка. Заглушив котёл, через узкий лючок проникал с помощниками из практикантов в раскалённую топку. На собранных подмостках, метровые стальные ерши вставлялись между тысячами трубок, протягивая с четырёх метрового верха до низа, очищая нагар. Нагнетаемый шлангом воздух спасал от потери сознания. Очистив топку, протискивался через лючок в коллектора с тысячами трубных отверстий. В каждую дыру вставлял вращающуюся шарошку со шлангом сжатого воздуха, очищая водогрейные трубки от накипи. Лёжа в узком коллекторе с визжащей шарошкой и тусклым ламповым освещением, испытывал психическое здоровье на прочность. Восьмичасовая котлоочистка оканчивалась в верхней части котла на трубном пакете пароперегревателя.
     Эта сверхтяжёлая, каторжная работа оплачивалась рублёвой прибавкой и вознаграждалась банкой сгущенного молока, не спасающего организм от отхаркивания чернью. Правда, мой подвиг по скоростной очистке котла на ходу судна по тропическому океану, отмечен благодарностью в трудовой книжке социалистического государства.
     Всё же кочегары прошлых паровых судов с котлами на угольном топливе, посчитали бы меня изнеженным барчуком. С великим сожалением я оставил работу на прекрасном торговом судне, принявшись бесплатно без поощрений в тоскливом состоянии обслуживать турбины корабля северного военно-морского флота.