Берёзовый гриб

Карпачёв Леонид
Конец мая. Вчерашняя удачная вылазка в лес порадовала и требовала продолжения.  Сморчки пожарены с картошкой и луком,  охапка  молодых побегов папоротника замаринована и ушла под шашлычок, но дело даже не в этом.

Успешная рыбалка, например,  всегда влечёт ещё раз вернуться на прежнее  место и попытаться поймать больше , и главное , - выловить рекордного сазана. В глубине души мы верим, что самая крупная рыба еще не поймана и ждёт нас где-то там.
И я снова приготовил с вечера корзину, нож и сапоги. С утра погода не заладилась.  Моросил прохладный, мелкий дождь. Серое небо  и пелена  дождя не скрывали яркого,  изумрудного  цвета травы и  молодой листвы,  а только подчёркивали его прелесть и значимость. Природа пробудилась  от долгой зимней спячки и хвалилась  обновками,    приглашая  всех на свой праздник.

До заветного  места оставалось ещё ехать с полчаса, и тут я решил, -   а почему бы не свернуть  раньше?  В знакомом лесу я  под каждым кустом знаю, что и когда искать. А вдруг в  в новом  месте как раз и окажется сказочная добыча?
Я  решительно свернул на первую же просёлочную дорогу.   Лес по виду ничем не отличался от вчерашнего и явно не спешил просыпаться.  Высокие ели  расправили над головой  густые ветки и  не давали пробиваться  лучам  утреннего солнца,  словно охраняли ночную прохладу.  Островки  глянцевого брусничного листа  чередовались с матовыми кустами черничника, уже набравшего силу и готовому   зацвести.  Место   для прогулок оказалось неудобное.  Колонии крапивы вперемешку  с упавшими, гниющими деревьями  вынуждали  обходить завалы, а иногда и перелезать.

Я уже вспотел, но нетерпение и желание поскорее найти первый гриб, заставляли учащённо биться сердце и спешить.   Лес был пуст,  и через некоторое время  радостный мандраж прошёл.   Папоротник встречался редко,  -  переростки, непригодные  для сбора.   Завалы  и болотистые места  стали попадаться всё чаще. Ноги уже гудели, и я подумал:  и чего я не поехал на вчерашнее удачливое  место?
Марш-бросок по лесу был, разумеется,  полезен  для здоровья, но без ощутимых результатов удовольствие    не приходило.  На дне корзины,  сиротливо поблескивая лезвием,   маялся безработный нож.  Брюки на коленях намокли от росы и противно липли к ногам, - сейчас  только грибы могли заставить не обращать  внимание на неудобства.  Но их все не было,  я окончательно забрел в дебри и сдался. День неудачный, что тут скажешь. Сам виноват.

И почему  только   обратная дорога такая длинная?  Помню, вчера  с полной корзиной  не замечал  усталости  и  бодро шагал к оставленной на обочине машине.    А тут конца шагам нет.  Даже сверился с компасом и солнышком, - правильно ли иду? 
Сквозь стволы деревьев, наконец,   показалась моя машина, которая приветливо   подмигнула отражением солнечных лучей в лобовом стекле.  И тут  я налетел на крутую берёзу.  Одинокая в хвойном лесу, где только  ели до горизонта соревнуются между собой  в высоте.  А тут в два обхвата лиственное дерево под стать мощным, хвойным  соседкам.  И что  заставило учащённо забиться сердце – огромный,  чёрный нарост на стволе    в метре от земли, размером с человеческую голову.

Чага – берёзовый гриб,  о полезности которого знают все. Редчайшая вещь в Подмосковном лесу.  Вот же она – удача, караулила меня в двух шагах от дороги, пока я глушил ноги в дебрях.  Сразу  пропала усталость  и все  неприятности,  связанные с отсутствием добычи.  Досада тоже улетучилась. Вновь вернулось то возбуждённое предчувствие, с которым  я свернул  в лес.  Да это был он – чудо-гриб, -  и какой огромный!

Неделю назад ездил в лес за почти сотню километров специально за чагой, - врач давно и настойчиво рекомендовал мне целебную настойку. Бродил в красивейшем  березовом лесу целый день, и нашел  всего пару  штук размером с детский кулак.  А тут под охраной мрачных елей одинокий гигант -  на месяц хватит заваривать чай. Провёл по  мокрой,  чёрной, шершавой поверхности,  и на мгновение стало жалко лишать берёзу такого красавца. Прижался к нему щекой  и гриб передал свою прохладу. Я услышал стук собственного сердца.  На лице остались мелкие чёрные крошки, которые я смахнул. И тут  задумался – а чем срезать?
Грибной   нож замер на дне корзинки, демонстрируя неуверенность.  Сбегал я к машине,  там не было  ничего подходящего.   Посмотрел на нож ободряюще:
- Что, дружок придётся тебе потрудиться.

На удивление, только верхний,   чёрный слой чаги был жёсткий, а под ним открылась светло-коричневая мякоть, похожая на срез буханки ржаного  хлеба.  Я залюбовался:  на фоне зелёной травы гармонично  расположилась   синяя  плетёная корзина  со светло-коричневыми ломтями гриба внутри. Сверху возлежал трудяга-нож, -   и всё это просилось на холст…  Красота.

Лес – волшебное место.  Даже в неудачный день он  не отпустит  без подарка. 
Надо только умудриться не пройти мимо того места, где он тебя дожидается.