Моя бабуля Мотя...

Игорь Пролеткин
МОЯ БАБУЛЯ МОТЯ...

Сегодня у меня день памяти моей бабушки - Пролеткиной Матрёны Александровны, в девичестве Щербаковой, папиной мамы.

Она умерла 28 мая 1984 года - 36 лет тому назад.

Бабуля родилась в г.Тверь (Калинин, Тверь) в апреле 1904 г. и прожила там практически всю свою жизнь.

В конце 1941 года, с двумя своими детьми, пережила недолгую оккупацию города немцами, в феврале 1942 года, похоронила свою 7-летнюю дочь Нину, которая умерла от туберкулёза...

Практически всю свою жизнь проработала в Калинине на механическом заводе, в горячем цеху, потеряла слух и потом, до глубокой старости, пользовалась слуховым аппаратом.

В нашем, с моим старшим братом Олегом, раннем детстве (в пятидесятые годы прошлого века), когда родители были на работе, а мы впятером жили в одной комнате в коммунальной квартире, присматривала за нами и водила меня в детский сад, а моего брата в первые классы школы...

В июле 1958 года отца - Пролеткина Виктора Ивановича взяли на работу в газету "Комсомольская правда" и с января 1959 года перевели собственным корреспондентом газеты в г.Оренбург и мы всей семьёй в середине 1959 года переехали туда жить.

Бабуля осталась жить в Калинине, как она говорила "с родными могилами и жить легче", но постоянно и довольно часто навещала нас в Оренбурге, присматривая за мной и братом...

Нас же с братом, наоборот, нередко родители на лето отправляли к ней в Калинин, где мы обязательно сначала навещали всех своих многочисленных родственников в городе, а потом уезжали в деревню Кузьминское и проводили там свои летние каникулы.

Когда отец в сентябре 1965 года перешёл работать в газету "Известия" и его перевели в Саратов и мы за ним всей семьей в апреле 1966 года переехали сюда жить, бабуля Мотя стала приезжать к нам в гости в наши саратовские "владения".

Она вспоминала, что в Саратове она была ещё совсем маленькой девочкой в 1915 году, и тогда, во время первой мировой войны, ей с матерью пришлось работать в Заволжье, на уборке урожая и она впервые увидела и попробовала настоящие красные помидоры и красные яблоки.

В Твери, до настоящего красного цвета, ни те, ни другие, практически не вызревали...

Вспоминала она и о том, как они здесь, в районе Саратова, переправлялись через Волгу на железнодорожном пароме (ж/д мост в Увеке был построен только в 1935 г. вместо той паромной переправы) и ей это запомнилось на всю жизнь.

Поступив в 1969 году на учёбу в Саратовский государственный университет, на географический факультет, я на зимние каникулы обязательно ездил к ней и другим родственникам в Калинин, свозил я туда и свою первую супругу Аллу, сразу после нашей свадьбы в феврале 1974 года и старшую дочь Ирину в пятилетнем возрасте, осенью 1983 года.

Зимой 1984 года, перед её 80-летием, мы с родителями решили перевести бабулю окончательно в Саратов, что я и предпринял, съездив за ней и её нехитрыми пожитками.

К сожалению, жительницей Саратова бабуля побыла совсем не долго, 28 мая того же года она умерла и мы похоронили её на Елшанском кладбище.

Это была первая смерть и первые похороны нашей семьи в Саратове.
.
А для меня она осталась на всю жизнь простой, немногословной и работящей бабулей... Моя бабуля Мотя...

Игорь Пролеткин