Забава голосистая

Дмитрий Шмель
Жила в одном селе девка Забава. Не дурна собой, с боков округлая и большая мастерица частушки горланить.

Как-то раз пошла Забава в лес по ягоды и заблудилась. То ли опустившийся к вечеру туман её с пути сбил, то ли нечисть какая, только очутилась она вдруг в глухой чаще. По приметам дорогу домой искала, на помощь звала, на гнилом пне горько плакала - ничего не помогло.

Ночь на лес спустилась, луна взошла, бродит во мраке Забава, укрытия ищет. Вдруг слышит - ухнул кто-то. Не далеко, филин наверное. Вздрогнула девка, ближе ухнуло. Побежала со всех ног, в дерево лбом стукнулась, а за спиной слово "ты" как бухнет!

Развернулась девка, за лоб схватилась, а перед ней - чёрт лупоглазый! Голова козлиная, худой, сутулый, зубищи чёрные блестят, а тела дальше плеч не видать, будто высунулся откуда. Лапой волосатой в грудь девке тычет:

- Ты звала?!..

Тишина гробовая. Молчит Забава, будто чёрта вдруг увидала. Зажмурилась, перекрестилась:

- Сгинь!!!

Чёрт исчез.

Забава затаилась. Тихо вокруг, будто ничего и не было. Ни ветка не шелохнётся, ни тварь какая не отзовётся. Тихо,  темно, страшно...

Боязно глаза размыкать, но безвестность ещё страшнее. Приоткрыла Забава левый глаз на самую малость. Никого. Огляделась. Спина дерево подпирает, ноги трясутся, руки за лоб держатся. Вроде жива?!..

Осмелела Забава, стала пристальней озираться. Видать почудилось, шишка-то на лбу уже вспухла. Только всё это бедственного положения дел не отменяет.

Где-то вдалеке вновь заухало - опять филин шалит? В другой стороне протяжно завыло - может собака?!.. А идти-то куда?!! Да чёрт его знает!

- Знаю! - нашёлся чёрт.

На сей раз Забава не растерялась и сразу перекрестила нечистого. Чёрт послушно исчез.

"Вот ведь мерзкий тип, а закон блюдёт", - подумала Забава, слегка успокоившись.

И опять никого, и тот же вопрос. Луна мельком пробивалась сквозь густеющие облака. Резкие корявые тени то набрасывались на близ лежащие коряги, то растворялись в густеющем мраке. Холодало.

"Время, поди, за полночь! Не замёрзнуть бы до смерти!.. " - загрустила Забава.

Чёрт, конечно, нечисть и отродье лживое, но из леса-то он вывести может?!

- Могу! - туи же подтвердил чёрт и приготовился в очередной раз сгинуть, но знака не последовало.

- Ладно, - в отчаяние махнула рукой Забава, - выведи живой и здоровой, а там сочтёмся.

- Сочтёмся!.. - кивнул козлобородый и дунул себе на когтистую ладонь.

Мелкий бесовский огонёк сорвался с дрожащей лапы и озорно подмигнул девице. Забава ахнула и уж было замахнулась по привычке, но вовремя остановилась. Успеется!..

Стало чуть светлее. Всё вокруг приобрело зыбкие млечные очертания, но ясности это внесло не много. Огонёк неподвижно повис перед девицей и чёрт кратко пояснил:

- Первая головешка моя!

Забава нетерпеливо кивнула. На кой, прости, ей сдалась первая головешка? Да хоть какая из всех!

- Пошли уже! - сердито фыркнула она.

"Торгуется ещё! Точно очередную пакость задумал!"

Чёрт промолчал. Он всё так-же торчал из неоткуда и даже не пытался оттуда выбраться.

Огонёк двинулся, пританцовывая на поворотах, и Забава поспешила за ним. Идти приходилось с оглядкой. То ветка в рукав вцепится, то корень в петлю лапоток поймает. Девица морщилась, отмахивалась руками от еловых лап и раз за разом кляла нечистого.

"Вот специально через самый бурелом тащит. Вот же рядом обход! Так нет - корячься перед ним! Ирод!"

Иногда казалось, что лес поредел, но под ногами тут же начинало хлюпать сырое месиво или путь углублялся в засорённый валежником кустарник. В одном месте Забаве и вовсе пришлось проползти под нависшим бревном и просунуть голову сквозь ветви, чтоб осмотреться.

- Ой-ой!

Возмущённо задёргала она плечами, протискиваясь сквозь неподатливую преграду.

Огонёк в недоумении замер. Нет, это не он! - всем своим видом показывала бестолковая светилка!

- Застряла?! - участливо посетовал чёрт.

- Застряла! - вспыхнула Забава.- Да я вообще не за тобой шла, а за этим вот твоим проходимцем! Так что рано радуешься, если что с него спрос - чтоб ты в землю врос!

Злобное проклятье вышло на удивление складным и неожиданно возымело реальную силу. Чёрта дёрнуло так резко, что он не только явился из своего неоткуда, но и не смог сходу вскочить обратно.

- Леший, не шали! - негодующе потребовал пострадавший.

- Мой лес – моё правило! - язвительно отозвалось ближайшее дупло, а другое тут же поддакнуло. - Как хочу, так и верчу!

Резонно. Забава было собралась с духом, раскрыла рот, но странным образом заткнулась здоровенной еловой шишкой. Та взялась невесть откуда, хрустнула и лихо влетела в рот.

- Покалякаем! - насупился чёрт, скрестив на груди лапы.

- Не тебя со мной рядить, не тебе меня судить! - проскрипело третье дупло и для большей убедительности треснуло до самого корневища.

Чёрт нервно боднул рогами воздух.

- Девку пусти!

- А! Да ты смел - яриться вздумал! - затрещали все дупла в округе разом.- Ну, давай померимся! Ну, давай поборемся!!!

Лес дрогнул и навалился на спесивого супостата со всех сторон. Черт лихо взбрыкнул копытами и попёр напролом, роняя лбом кряжестый сухостой. В ответ лес раскатисто завыл и клином упёрся чёрту в рог и сомном в тьму голосов завыл:

- Во сыром бору злой огонь кипит,
Под покровом крон люты враг рычит.
Выходи на бой, песню громче пой,
Был не мёртвым ты - станешь не живой!

Чёрт оскалился, захрипел, врыл копыта в землю, с места не сдвинулся, но и не упал. После недолгого лобового противостояния поединок сошёл на нет, подтвердив очевидное: чёрт не истребим, лес вечен. Стороны расцепились.

Забава заёрзала. То, что добром дело не кончится, было ясно, а вот кому она достанется ещё вопрос. Хорошо если выпорют, как сидорову козу, а ведь могут и непотребства какие учинить. Попа то вон с другой стороны бревна торчит, ничем не прикрытая.

Поединщики тем временем совсем успокоились. Лес стоял не шелохнувшись, а чёрт быстро начертал пентаграмму и завис в её центре. Первым нашёлся леший:

- Как будем девку делить? По чести, али по совести?!..

Чёрт оживился, прикусил бородку и предложил:

- Кости кинем!

- Чьи? Твои или мои?!..

Не прокатило. Ясное дело: у одного на костях заговор, у другого они живородные. И так во всём. И силой не взять...

Забава в очередной раз заёрзала... и это помогло! Шишка съёжилась и сама выскочила изо рта.

- Отпустите меня! Пожалуйста!!! - взмолилась она, и это тоже помогло.

- Да, пусть идёт с миром, - молвил леший.

Чёрт досадливо клацнул зубами и выкинул на пальцах чёт. Пентаграмма вспыхнула и провалилась сквозь землю вместе с копытным, а леший засадил почерневшую проплешину молодой осиной.

- Обоих провела! - озорно крякнул ближайший пень. - Ай да девка!

- Так ведь я!..

- ...лисе родня! - ухнуло из дупла.

Забава собралась, приосанилась и сходу отвесила земной поклон лесному хозяину:

- Дедушка Леший, выведи в люди, а я "первую головешку" лучше тебе отдам.

В ответ на это всё вокруг оживилось, затрещало, заухало на разные лады и от волненья перешло на нерифмованную речь:

- Домовому! Домовому Первую головешку дают! Чтоб он новый дом берёг. А тот у кого в дому чёрт заправляет спокойного житья не будет!

Забава надолго замолчала, ловя ухом всё до последнего отголоска эха, а затем ещё и сочувственные всхлипы, стоны и гиканья лесных тварей, оказавшихся невольными свидетелями чуть не разыгравшейся драмы. Лес не скоро утих, но когда это случилось, Забава поняла, что под её ногами узкая тропка. Сомнений в том, что она ведёт к родному порогу не было, и девица припустила по ней, подобрав юбки.

26.11.2018.