Пандемия как урок человечности?

Людмила Рахматулина
Публикация в №5 журнала "Маладосць"
«<…> надо жить по законам вечности именно потому, что человек не вечен»
© Евгений Богат

                Нелегко думать о чём-то другом, когда тебе угрожает опасность. Неудивительно, что персонажи маленькой трагедии Пушкина «Пир во время чумы» и «Декамерона» Дж. Боккаччо пытались найти способы отвлечения от этой тягостной психологической доминанты. Что ими руководило: страх? отчаяние на краю пропасти? вызов судьбе? попытка забыться? В «Декамероне» в значительной мере героям-рассказчикам это удалось благодаря своего рода арт-терапии, творческому общению. Академик А.Н. Веселовский определил главную мысль сборника новелл как «страсть к жизни на пороге смерти».
Во время эпидемии чумы 1510 года великий художник Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) разделил участь своей возлюбленной. Будучи уже обреченной, она покидает Венецию. Джорджоне присоединяется к ней. Ему было всего 32 года. Красивая история человеческой любви и благородства. Надеюсь, правдивая. А вот современная писательница Яна Вагнер нафантазировала в своих нашумевших романах «Вонгозеро. Эпидемия» агонию мира от страшной заразы, а оказалось, что напророчила. И очень точно показала, как в людях спадает наносное и проявляется истинное, как тяжело даже вполне порядочному человеку не соскользнуть в первобытное, доцивилизационное состояние (когда прав тот, кто сильнее.)
Да, такие ситуации всегда обнажают человеческую суть, спорить не приходится. Никогда не думала, что придется в этом убедиться воочию. А еще в том, что человечество так уязвимо и планета так неожиданно мала. Вот еще недавно мы читали, что где-то там очень далеко от нас на улице внезапно падают люди, а буквально через пару недель это становится реальностью для Европы. А еще через очень малое время по опустевшим улицам начинают бродить животные, дельфины заплывают в каналы, рассеивается смог над Китаем…Лишённые живого общения люди начинают страстно тосковать по возможности обняться, совместно помолиться или спеть. А запертые и обреченные на общество друг друга, как в тюрьме, вдруг понимают случайность своего выбора или неумение жить без внешних импульсов и т.д. Да, в чём-то картина мира, любовно созидаемая людьми, вдруг рассыпалась, словно мандала из песка от вздоха демона. Хрупкость человеческой жизни, подчиненность непознаваемым силам, манипулирование нашим мнением и самой жизнью «сильными мира сего», технологии, зомбирующие наше сознание и т.д. —не новые явления для социума. Но степень ужасает!
Говорят, что пандемия обязательно послужит уроком для человечества. В чём-то наверняка. Но всё же мне кажется, что тот, кто чувствовал единство со всем живым, в меру сил заботился о среде проживания, не потреблял лишнего, таким и останется, только с глубоким сожалением об утратах и очень напуганным. А вот оголтелых прагматиков и упрямых циников, эгоцентриков и любителей мусорить-развлекаться, обижая природу и слабых, ничего не переубедит. Видео об огромном количестве использованных масок, извлечённых из прибрежных вод, доказательством тому. И, конечно, равнодушное пожимание плечами по поводу гибели старых людей, так или иначе встречающееся в информации разного характера, тоже разочаровывает. Это и есть наш пресловутый гуманизм? Неужели мы так скатились назад в своем животном эгоизме, так привыкли к жестоким шоу, что нас ничего не трогает? И национальная разобщенность удивила. Оказалось, что грош цена всем договорённостям и союзам, когда на кону собственная жизнь. И грязная пена человеческая—мошенники всех мастей—оживились, пытаясь заработать на человеческом страхе. Ничего не ново под луной.

Вы еще верите в единство человеческого рода и торжество справедливости? В то, что люди способны учитывать свой трагический опыт? Я верю, когда читаю, например, о том, как итальянские врачи заразились, пытаясь отбить у пандемии стариков в домах для престарелых на севере Италии. Спасают, не задаваясь вопросом что полезней для популяции.
Много разговоров по поводу первопричины пандемии: грандиозный обман или адский эксперимент по уменьшению количества человечества какой-то группой, возомнившей себя вершителями судеб, чья -то роковая ошибка или попытка высших сил оградить землян от бо;льшего зла \мнение астролога М. Левина\, встряска во имя пробуждения… Все эти словесные игры в зло-добро в разных подходах рождают протест в душе простого человека. Ибо даже если происходящее имеет некий высший эволюционный смысл, то для простого обывателя он не оправдывает потерю дорогих людей. Вспомним философскую дилемму Достоевского со слезой ребёнка.

Мир у черты. Какой? Вероятно, скоро узнаем. Надеемся, не у гибельной. Надо выстоять, разгрести завалы дури в голове и на планете и вновь протянуть друг другу руки. Иначе ведь не выжить. На католическую Пасху в пустом Миланском соборе прозвучал волшебный голос легендарного Андреа Бочелли. Он был подобен теплому объятию. Выздоравливай, Земля!




Что там белеет? говори.
Мефистофель
Корабль испанский трехмачтовый, Пристать в Голландию готовый: На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата, Да груз богатый шоколата, Да модная болезнь: она Недавно вам подарена.
Фауст
Всё утопить.
Мефистофель
Сейчас.
\А.С.Пушкин «Сцены из Фауста»\

Худ. У.Барнет