Старый знакомый Дед Мороз

Татьяна Кочегарова
Старый знакомый Дед Мороз
Все мы знаем (помним, слышали, читали – нужное подчеркнуть), что после октябрьской социалистической революции празднование Рождества было под запретом, вслед за праздником в опалу попала и праздничная ёлка, которой позволено было вернуться только в 1935 году. Она пришла в дома, клубы, национализированные дворцы, школы и детские сады не одна, с хозяином праздника Дедом Морозом и атрибутами сказки. Не буду напоминать, что Дед Мороз отдалённый «потомок» Святого Николая, покровителя путешественников и детей, дальний родственник сказочного Мороза получил новый характер и биографию, а через пару лет и внучку Снегурочку, которая поначалу щеголяла красными сафьяновыми сапожками и держала в руках красный флаг, потом стала просто светловолосой милой девочкой. С возвращением праздничных ёлок, в СССР возобновилось  производство новогодних игрушек. Они были не менее политизированы, чем сама жизнь. На ёлке можно было увидеть последние достижения советского народа: дирижабли, лазерные завитки, ледоколы, самолёты, стратостаты, фигурки полярников с белыми медведями и пограничников с джульбарсами, в годы Великой Отечественной войны появлялись стеклянные танки и красноармейцы на прищепках. В 50-е годы появились сказочные герои, персонажи мультфильмов, ракеты, лишь Дед Мороз оставался практически тем же, всем знакомым, краснощёким, бородатым и улыбчивым.
 У нас в музее хранится один из первых Дедов Морозов, изготовленный полукустарным образом в послевоенные годы, в небольшой мастерской. Когда-то он радовал детей в семье Любови Михайловны Морозовой, директора музея. Наш музейный Дед Мороз, гость из детства старшего научного сотрудника Галины Егоровой, раскрашен вручную. Технология его изготовления была многоступенчатой.  Каркас, папье-маше, прессованные опилки, немного глины, клей, краска. Наряды у Дедов Морозов в каждой мастерской могли быть разными, красные, синие, белые (дешевле стоили) шубы, а иногда и шапки-ушанки, если так виделось художнику.  Говорят, что у каждого Деда той поры было своё лицо, которое полностью зависело от настроения мастера. Для придания блеска лицу, бороде и деталям костюма использовалась слюда. Ростом дедушки тоже отличались, так как строгих стандартов не было; наш Мороз, например, по сравнению с современными фабричными, довольно высокий, немногим не дотягивает до метра.
Несмотря на то, что каждый Дед Мороз был индивидуален, стоили игрушки недорого – от 2 рублей в зависимости от размера и затрат на изготовление. Сегодня ценность сказочного деда в сотни раз выше и не только из-за истории и воспоминаний. Елочные игрушки, выпущенные до 1966 года, признаются Международной ассоциацией коллекционеров елочных игрушек раритетными. В 70-годы Морозы и Снегурки перестали быть яркими индивидуальностями, их выпуск стал поточным, материал – дешевле - пластмасса или пенопласт, лица и наряды стандартными.
Сегодня ёлочные игрушки представлены на рынке в огромном количестве и разнообразии:  от самых простых и дешёвых пластиковых шаров до дизайнерских, баснословно дорогих украшений. Есть и мода на ёлочный дизайн. Однако старые знакомые Деды Морозы и Снегурочки не выходят из моды, не устаревают и золотые шишки из тяжелого стекла, и стеклянные бусы работы германских и чешских стеклодувов. И всё чаще, найдя на бабушкином чердаке коробку со старинными игрушками, их не выбрасывают, а бережно хранят, и Дедов Морозов передают из поколения в поколение, встречаясь с ними в декабре как с добрыми старыми знакомыми.
Т. Гуркова
Моршанский историко-художественный музей
им П.П. Иванова