Ностальгия по родине

Любовь Коваленко
Да, мы все были одинаково бедными, но не нищими. Зато у нас всегда была мечта такая же, как у соседа. Кто жил получше, у того был Запорожец. С детьми дипломатов мы не общались и считали их выскочками, мажорами. Большинство людей были в одинаковом положении, но никто не жаловался, а старались поддержать друг друга, потому что знали, что потом поддержат тебя.

Сейчас это чувство локтя навсегда ушло, потому что люди обособились. Те, кто живёт получше, сторонится того, кто живёт похуже, потому что они находятся на разных уровнях жизни. И сытый голодного не разумеет.

Сказать, что расслоение - это признак здорового общества, я не могу.
Это презрение друг к другу и суждение о человеке по его достатку - признак мелочности и снобизма.

Раньше человека судили по его личностым качествам, по его цельности и его порядочности. Выбирали друзей и людей, которым можно доверять, судя по их поступкам. А сейчас людей судят по их кошельку, должности и умению себя приподнести, и в большинстве случаев наврать о себе. Если наглый, то тебя принимают, потому что наглость произволит впечатление уверенности в себе, а скромность производит впечатление обратное.

Поверхностные люди судят человека по внешнему виду, потому что им некогда узнавать тебя поближе. Жизнь навязывает дедлайн, и в этом быстром темпе некогда устраивать человеку проверки на надёжность, и приходится бросаться в объятия любому или не доверять никому.

Никто не будет гулять с девушкой целый год за ручку и пытаться узнать её семью. Никто не будет ждать, пока парень проявит себя, и только потом вешаться ему на шею. Сейчас некогда ждать, потому что молодость проходит, а в жизни столько всего интересного, к чему раньше просто не было доступа.

Мои родители были за границей только в Юрмале, свёкр только на старости лет побывал в Абхазии, а муж вообще ни разу не был за границей. Не потому, что у него нет возможности, а потому что сохранилась советская  брезгливость и презрение ко всему заграничному. И он не хочет менять свою ментальность.

А  дочка родилась уже в другой стране и с другими взглядами на жизнь. И эта страна не стала для неё родной. Она уехала за границу и не хочет жить в России.
И в свои 23 уже побывала в разных странах.

Я думаю, почему мы писали слово "Родина" с большой буквы, ведь это имя не нарицательное. В нас с детства воспитывали любовь и уважение к Родине, как к чему то одушевлённому, что надо защищать. За Родину можно было отдать жизнь, не задумываясь, потому что даже личность человека так не ценилась, как Родина-мать, страна, в которой ты родился. И мы гордились, что родились в Советском Союзе. Мы гордо носили галстук и пионерский значок. Мы все хотели прожить героическую жизнь, быть Павками Корчагиными и Зоями Космодемьянскими. Мы даже не представляли, что в какой то стране можно жить лучше и достойнее, несмотря на то, что дома холодильник не был набит продуктами.

А сегодня молодёжь мечтает много зарабатывать и иметь всё самое лучшее. Иметь дорогих женщин, которые мечтают о заграничных пляжах. Они мечтают хорошо выглядеть, чтобы привлекать мужчин, которые готовы будут покупать им всё самое лучшее. У них нет мыслей о Родине и о том, как ей послужить. У них нет мыслей о своём народе, как об одном сплочённом организме, в котором ты занимаешь какое то место не для себя, а для другого.

Мы все жили для других, и поэтому ощущали счастье. И никакие морепродукты, которых мы не видели, не могли нам заменить то чувство причастности к чему то великому, что пишется с большой буквы и что дороже всего на свете. Мы думали об абстрактном понятии "родина", поэтому не были слабоумными. А те, кто не думал, а жил только своими личными интересами, всегда был недоволен и хотел того, чего у него не было. Хотел конкретных вещей. Думал узко. Имел туннельное мышление, которое приводило его к эгоцентризму.

И всегда люди были разными, но у людей были идеалы, которым они следовали, а это был маяк, на который идут заблудившиеся корабли.

Сейчас какие идеалы, такие и люди. Мелочность, поверхностность, узколобие. Это такие вещи, которые очень трудно вытравить из сознания, если в подсознании нет внутреннего содержания, которое было бы якорем. И только советские люди обладали этим внутренним содержанием, не отравленным заграничной рекламой и мечтами о лёгкой и сладкой жизни без трудностей.

Сейчас мы стараемся забыть то время, когда мы были счастливы, потому что сейчас не модно грустить по прошлому. Тебя не правильно поймут, если ты вспоминаешь прошлое с грустью. Мы помним только день победы, как знаковое событие для нашей страны, а всё остальное стараемся не вспоминать, чтобы не загрустить.

Сейчас надо спешить нахапать для себя и своих детей, а поэтому нельзя быть скромным в желаниях. Такие времена...