1812. Перед войной. Дух, расчеты, проблемы, МТО

Аристарх Обломов
В целом страна была настроена если не воинственно, с желанием непременно вступить в вооруженный конфликт, то точно в оппозицию и в пику Наполеону. Тем более. что значительная часть населения связывала падение своих доходов с вынужденным союзом России с Францией.
В первую очередь, это мнение исходило от купцов, которые в связи с присоединением России к наполеоновской континентальной блокаде, направленной против Англии,потеряли заморские рынки сбыта. Это настроение распространилось и на крестьянские общины, которые были связаны с купечеством хозяйственно-экономическим процессом (в частности, сбывали им зерно).
Большая часть дворянства, в том числе городского и не связанного с деревней, смотрело на Наполеона как на возмутителя извечного, устоявшегося и вполне удобного порядка частной жизни и мироздания.


>>>> СПРАВКА.
>>>> Население Франции в 1812 г. - 41 млн. чел. Население Российской империи - тоже 41 млн.
>>>> Франция вместе с государствами-сателлитами (большинство из которых послали в "русский"
>>>> поход свои войска) насчитывала 71 млн. 
>>>> Российская граница с Пруссией, Герцогством варшавским и северо-востоком
>>>> Австрии проходила примерно по следующему контуру: от Балтийского моря по
>>>> р. Неман до г. Гродно, далее до г. Белосток, ниже - г. Дрогочин - р. Буг -
>>>> г. Брест-Литовск - Владимир-Волынский - Радзивилов - Тарнополь.
>>>> 10 июня французский посол Лористон вручил в Санкт-Петербурге председателю
>>>> Госсовета  Салтыкову ноту с объявлением войны. Реально война началась 12
>>>> июня, когда корпуса Великой армии принялись на разных участках форсировать
>>>> Неман.



I. Финансы.
Бюджет трещал [1], но держался, и обещал держаться дальше.  Александр I не зря еще в 1810 г. начал массированную подготовку к войне.
Опасности обвала валюты не опасались. В самом крайнем случае надеялись на резервные заимствования:
1) Купцы и дворяне в случае объявления "Отечество в опасности!" могли (и, главное, готовы были) дать еще очень много - в размерах, эквивалентных годовому бюджету.
2) Получение традиционных дотаций на ведение войны от главного и смертельного врага Франции - Англии, которая, хоть и пострадала от наполеоновской континентальной блокады (в т. ч. и от присоединения к ней России), но была еще в состоянии дотировать своих союзников в любой вооруженной борьбе против Наполеона.
3) Можно было поднять налоги.
4). Теоретически можно было урезать централизованные дотации местным бюджетам на 70-80%, посадив их, ввиду военного положения на некое подобие средневекового кормления.

II. Вооружение и комплектация командным составом.
Реформы 1805-1812 приблизили русскую пехоту и кавалерию по материальному обеспечению и выучке к стандарту лучшей армии мира, французской. Аракчеевская модернизация технической части артиллерии оказалась весьма удачной. На 1810-1812 русская армия имела самую многочисленную артиллерию в мире [2].

Военные учебные заведения выросли  количественно и значительно увеличили выпуск офицеров.
Однако общая ситуация с командными кадрами оставалась удручающей. Среди пехотных и кавалерийских офицеров не более 25% получили образование в военных учебных заведениях (Пажеском корпусе, в кадетских офицерских школах и корпусах, в Дворянском полку и подразделениях столичной лейб-гвардии). Лишь среди артиллерийских и пионерских (инженерных) офицеров число имеющих военное или специальное образование достигало 60-65%.
На уровне высшего командования дело обстояло еще хуже. Среди руководящих сотрудников Военного министерства, командиров корпусов и дивизий лишь единицы имели военное образование. И это, естественно, не лучшим образом отражалось на боеспособности армии.
Эпоха Суворова, когда компетенция генерала определялась тактическими навыками, т. е. не теряться и трезво распоряжаться на поле боя под атаками и огнем противника, прошла. От командира дивизии требовалось уже не только полевое [3], но и оперативное [4] и даже стратегическое видение.
У Наполеона внешняя статистика по высшему командному звену была не на много лучше. У него существовали две категории военачальников:
1) Окончившие военные учебные заведения и прошедшие службу во всех основных сферах военной деятельности (линейная служба в пехоте или кавалерии, штаб, МТО, стажировка в артиллерии).
2) Условно, "военные гении". Во-первых, это знаменитые Маршалы Наполеона. При том количестве войн, которые вел Наполеон, эта категория вполне возмещала дефицит, образовавшийся  по первой. В Россию с Наполеоном придут маршалы: Бертье. Даву, Ней, Мюрат, Удино, Макдональд, Виктор, Мортье, Бессьер. И три будущих маршала: Сен-Сир, Понитовский, Груши. Самому молодому, Даву, будет 42 года, а самому старшему, Бертье, 58 л.
У них был опыт разнообразных войн и ведения крупных самостоятельных операций.

Из наших высших генералов эквивалентными наполеоновским маршалам можно признать только сравнительно молодого генерала от инфантерии Багратиона и почти семидесятилетних генерала от кавалерии Беннигсена и генерала от инфантерии Кутузова, плюс, с большой натяжкой, генерала от инфантерии Барклая де Толли, который не имел достаточного опыта больших войн. Из них военно-учебное заведение окончил только Кутузов (артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус). Багратион учился полтора года в полковой школе. Беннигсен не писал и не разговаривал на русском.
Среди командующих корпусами и дивизиями, должностных лиц их штабов и начальников отдельных служб дела обстояли не лучше.

Забежим вперед и посмотрим на характерный статистический кадровый срез на день Бородинского сражения.
Итак, военное образование на всех уровнях высшего командования Главной (соединенной) российской армии имеют:
- ставка Главнокомандующего (ГК) всеми армиями - 2 чел (Кутузов и главный квартирмейстер полковник Толь)
- командующие пехотными корпусами (пк) (всего корпусов, вместе со специальными - 9) - 2 (командующий 6пк генерал от инфантерии Дохтуров и командующий летучим корпусом генерал-майор Винцингероде).
- командующие кавалерийскими корпусами (кк) (всего корпусов 4 плюс иррегулярная кавалерия) - 1 (командующий 4кк  генерал-майор Сиверс 1-й)
- командиры дивизий (всего вместе с приравненными к дивизии формированиями - примерно 25) - 2 (генерал-лейтенант Капцевич, 7 пехотная дивизия (пд) из 6пк, и, вероятно, кто-нибудь из братьев Бахметьевых, 11пд и 23пд из 4пк).
- командующие артиллерией - 2 (генерал-майор Костенецкий, ио начальника артиллерии 1 Армии, и генерал-майор Левенштерн, начальник артиллерии 2 Армии)
- из начальников штабов армий и корпусов - 1 (начальник штаба 2 Армии генерал-майор Сен-При [5]). В большинстве корпусов начальника штаба не было вообще.
Военное образование имел также генерал-лейтенант Морков, начальник Московского ополчения, доставивший свое вполне удоблетворительно обученное и снаряженное войско под Бородино накануне битвы (ок 30 000 чел.).

Примечание: В периферийных армиях и корпусах [6] положение было примерно такое же. В Военном министерстве [7] и Госсовете военное образование имели: в первом - 1 (директор Артиллерийского департамента генерал-лейтенант Меллер-Закомельский), во втором - 1 (начальник Департамента военных дел генерал от артиллерии Аракчеев). Из генерал-губернаторов столиц и губерний, обеспечивающих коммуникации между двумя столицами - 1 (действительный тайный советник, генерал от инфантерии Ростопчин)


Однако такое положение являлось привычным для русской армии. Ее боеспособность была проверена в кампаниях последних лет, в шведско-финской (1808),  в турецкой (завершилась в начале 1812), да и результаты неоднозначно принятой в русском обществе войны с Наполеоном 1806-1807 гг, окончившейся Тильзитский миром, в военном и политическом отношении были далеко не так уж плохи.
В целом, солдаты были хорошо обучены; в империи существовала эффективная мобилизационная система, способная призвать, снарядить и обучить несколько сот тысяч рекрутов, ремонтные заводы и службы исправно поставляли лошадей в кавалерию и артиллерийско-фурьерские подразделения; ружейные и артиллерийские заводы продолжали наращивать производство современного оружия. Иррегулярное войско (казаки) при их умелом использовании 8 могло заполонить своими пикетами, разъездами, диверсионными группами округу в несколько губерний.


III. Проблема в назначении Главнокомандующего всеми войсками

Высоким требованиям военного искусства ни один из известных на ту пору российских генералов не обладал. Можно говорить лишь о сомнениях и претензиях к тому или иному лицу.

Оставалась возможность привлечь в ГК иностранного полководца. Но почти все фигуры, могущие заинтересовать (Блюхер, Шварценберг, пр.), состояли подданными государств, подконтрольных [9] Наполеону. К  английским специалистам не обращались традиционно, считая их недостаточно понятными и профессиональными в сухопутных действиях. Оппозиционный Наполеону французский генерал Моро сможет приехать к Александру I только в 1813 г.

К российским кандидатам в ГК со стороны общества, специалистов и императора предъявлялись многочисленные претензии.
Самый старший по возрасту и дате присвоения звания, генерал от кавалерии Беннигсен: не русский, даже не подданный России, проиграл Наполеону Фридландскую битву (1807), один из главных заговорщиков,  участвовавших в убийстве императора Павла.
Генерал от инфантерии Барклай де Толли: не имеет опыта самостоятельного командования в больших кампаниях и даже сражениях, не прославился ни одной знаменитой операцией, получил звание генерала от инфантерии поздней нескольких действующих генералов.
Генерал от инфантерии Багратион: необразован, не обладает стратегическим мышлением, мастер тактического боя, чрезмерный русский патриот, недолюбливающий иностранных военных специалистов, не доверяющий им и не допускающих к серьезным делам.
Генерал от инфантерии Кутузов: льстивый царедворец, склонен к хитрости и обману без разбора всех вокруг [10], проиграл в большей численности  и при лучшей позиции Аустерлицкое сражение [11], не любим генералитетом [12],  хотя и любим солдатами.
Сам император Александр I: при великолепном стратегическом мышлении и прекрасном оперативном видении военной ситуации, совершенно не имеет опыта руководства боем на тактическом уровне, с военной стороны известен, главным образом, генералам и офицерам столичных гвардейских полков, и, кроме того, по своему имиджу и манерам общения не принадлежит к тем людям, которым простят все [13] (что немаловажно в условиях высокой вероятности тяжелых поражений и непопулярных решений)


IV. Предположения о первоначальных действиях Наполеона

Наполеон грозился привести в России армию в полмиллиона и более. Это считали пропагандой и запугиванием.
Не зная, какими именно силами атакует Наполеон,  и предполагая типичную для европейских войн численность ударной армии в 150-200 тыс. чел. [14], выставили вдоль границы три армии.
Третью, в районе Луцка (ГК генерал от кавалерии Тормасов), Вторую, в районе Волковыска (ГК генерал от инфантерии Багратион), каждая численностью по 45-50 тыс., для защиты Киевского и Минского направлений, и Первую, в районе Вильно (ГК генерал от инфантерии Барклай де Толли), для защиты Московского направления и частично Петербургского, численностью в 120 тыс. Кроме того, в оборонительную систему входили Бобруйска крепость, рижская группировка, часть Дунайской армии, находящаяся пока на турецком фронте, хорошо подготовленное и снаряженное Петербургское ополчение, на подходах к Санкт-Петербургу, и Обсервационный корпус, расположенный в районе Мозыря.

В апреле 1812 г. Александр I выехал в ставку ГК 1 Армии - Вильно.
Вероятность превентивного удара по Наполеону, с переходом на территорию Польши рассматривалась, но сил явно не хватало. Багратион предлагал локальную диверсию силами своей армии, но его не поддержали.
Ожидали, что Наполеон пришлет в Вильно представителя с конструктивными предложениями.
В мае у Александра I побывал личный посланник Наполеона Нарбонн, без серьезной программы, а лишь с целью прощупать настроения в русском лагере. Ему в ответ объявили нереальные и дерзкие требования русской стороны и фактически депортировали из Вильно к приграничному переходу.
По данным русской разведки Наполеон на начало июня накопил у границы порядка 300 тыс. отборного войска, и прибывают все новые и новые дивизии..[15]

Надежды остановить Наполеона уже в приграничных сражениях не лелеяли. Предполагалось с изматывающими боями отступить на укрепленную позицию, в Дрисский лагерь (180 км от Вильно и 220 км от наиболее вероятного места перехода Наполеоном границы, в Ковно), наведя на него арьергардными боями [16] основные силы Наполеона. Здесь, согласно проекту генерала Пфуля, русская армия должна измотать французов, которые вынуждены будут вести атаки на стационарные укрепления, в условиях безлюдной местности и ненадежной операционной линии, и обратить их назад.
Последним рубежом отступления - на самый крайний и неблагоприятный случай - был определен Смоленск. Дальше - исконно русские земли, ни шагу назад.






________________________________________________

1 В 1810-12 ежегодные доходы России составляли ок. 100 млн. руб серебром
2 Это являлось большим достижением, даже если учесть, что организационно-тактическая часть уступала артиллерии Наполеона и что значительное число дивизионных и корпусных начальников не умели эффективно ее использовать. В этой части показательны приказы и диспозиции на Бородинскую битву.
3 То есть ежеминутное, ситуационное
4 То есть в масштабе спланированной многоходовой операции. Среднее между тактикой и стратегией.
5 Имеет условно военное образование. Окончил Гейдельбергский университет, затем некоторое время "переучивался" в российском Артиллерийском и инженерном шляхетном корпусе
6 3 Армия генерала от кавалерии Тормасова, прикрывающая киевское направление; резервный корпус генерал-лейтенанта Эртеля, находящийся в Мозыре; Дунайская армия адмирала Чичагова, предназначенная замкнуть кольцо окружения армии Наполеона; группа генерал-лейтенанта Эссена, защищающая рижское направление; финляндский корпус генерал-лейтенанта Штейнгеля; знаменитый 1 корпус генерал-лейтенанта Виттгенштейна, защищающий петербургское направление
7 Не считая начальников вспомогательных департаментов, ученого комитета, топографического депо и т. п. отделений министерства в счет не берем, ибо на боевые действия они не оказывали прямого влияния. Тем более, непосредственно при императоре и у ГК существовали подобные службы - как правило, из практиков, владеющих также в определенной степени и военной теорией.
8 Разительно отличается эффективность казачьего войска во 2 Армии Багратиона, во время движения к Смоленску, и у Кутузова. В первом случае, казаки одержали ряд блестящих побед над французами, выступая в битвах в качестве самостоятельно линейной силы, во втором - не получая внятных заданий и применяемые не по назначению, "провалили" арьергард от Бородино до предполий Москвы и отличились феноменальной халатностью, не заметив выход Наполеона из Москвы (лишь на четвертый день движение заметили партизаны Сеславина).
9 Перед войной 1812 г. Наполеон принудил заключить с собой союзный договор чуть ли не все европейские государства (в т. ч. Австрию, Пруссию).
10 Не совсем верно. В ряде случаев он был принципиален и настойчив. Например,  в 1805 году категорически отказал в награде за Австрийскую кампанию популярному и влиятельному генералу Милорадовичу. По мнению Кутузова, неудачные действия 4 колонны, которой командовал Милорадович, привело к поражению в Аустерлицком сражении. Спустя семь лет за недостаточную профессиональную предприимчивость в Бородинском сражении отказал в награде наипопулярнейшим генералам Платову и Уварову. А в 1812 и 1813 году поставил себя по отношению к Александру I в такое положение, что тот ему ни в чем не отказывал и не возражал, и даже не особенно осуждал (хотя было за что - пример не только смелости и принципиальности Кутузова, но и ангельского терпения и дальновидения Александра I).
11 По поражению в Аустерлицком сражении, по справедливости, нужно было назначить военно-следственную комиссию. Русская армия находилась в столь стесненных условиях (нуждалась буквально во всем - в пище, обуви, повозках, снарядах, пр.), что не понятно, кем являлась Австрия на самом деле: союзником или противником. Чиновника МИД не отработали четко условия союзного участия в войне, не наладили эффективные отношения с австрийскими должностными лицами. Кроме того, они не смогли снабдить армию картами, а с Пруссией, которая была дружественна Росии, провели переговоры так неудачно, что она отказалась предоставить свою территорию для прохода российского войска.
12 Назначению Кутузова Главнокомандующим всеми армиями почти никто из генералов не обрадовался. Первоначально некий восторг выразил московский генерал-губернатор Ростопчин (но вскоре поменял свое мнение на противоположное). Часть генералов приняла положительно не персону Кутузова, а факт назначения единого начальника.
13 Не следует смешивать данный фактор с желанием офицеров и солдат видеть его рядом в самые тяжелые моменты.  По рекомендации совета из влиятельных членов свиты (Шишков, Балашов, Аракчеев, Волконский) император покинул отступающую армию еще в Полоцке. Исторические логика и практика коллизий вокруг Александра I таковы, что можно с большой уверенностью утверждать, если бы он остался при армии, то все беды, связанные со сдачей Смоленска, Бородинским сражением и потерей Москвы, свалили бы на него.
14 В сражении под Аустерлицем (1805) участвовали 73 тыс. французов и 85 тыс. русских и австрийцев; в войне 1806-1807 г., в сражении при Прейсиш-Эйлау - 65-70 тыс. французов и примерно столько же русских и пруссаков;  в войне 1809 г. Франции с Австрией, в решающем сражении под Ваграмом, - 180 тыс. французов и 130 тыс. австрийцев.
15 Всего в 1812 г. перейдут через границу на территорию России порядка 450 тыс. французов и их союзников
16 Одна из задач арьергарда - наводить противника на позиции, выгодные обороняющейся стороне. Теоретически Наполеон (корпуса его армии) мог пройти мимо Вильно, Минска и даже Смоленска.