Душа молода

Ната Ивахненко
         
            Давно это было, а кажется, будто вчера молодая, не тёртая жизнью и оттого еще наивная и доверчивая девушка с чемоданом и сумками в руках вошла в просторный, украшенный цветами холл областной универсальной научной библиотеки. Позади – годы весёлой беззаботной студенческой жизни, впереди – взрослая самостоятельная жизнь.  Чужой город, не  ожидавший твоего появления, съёмные квартиры, общежития, бытовая не обустроенность, отсутствие друзей и родственников, новый трудовой коллектив - как же непросто начинать всё с нуля! Только самоуверенная молодость, пробиваясь в жизни, набивая себе шишки, бесстрашно без какой-либо помощи и поддержки может рвануться «с карьера в галоп»
Итак, в моём лице молодого специалиста – выпускника библиотечного факультета ТФ МГИК направили работать на «ударный фронт» - в научно-методический отдел, который на ту пору возглавляла  дама лет пятидесяти. Худощавая, подтянутая, седовласая, с горящими чёрными глазами заведующая отделом была предельно строга и требовательна к подчинённым, но в первую очередь – к себе. Никаких двойных стандартов! Страстный пропагандист, подвижник библиотечного дела, заслуженный работник культуры она всю свою жизнь положила на алтарь развития этой самой культуры в регионе и за его пределами. Не имея семьи и детей, целью и смыслом жизни этой женщины  была работа. Строга, но справедлива. – Так говорили  сотрудники, по правде сказать, побаивающиеся её.
Мне, девушке на ту пору чуть небольшим за двадцать, заведующая показалась конченой старухой. В отделе, занимающем просторное помещение в четыре окна, трудилось ещё семь женщин и один мужчина, годочков коим было около сорока. В моём понимании они выглядели безнадёжно взрослыми.
Работа в научно-методическом отделе оказалась весьма специфической. Кураторство районных библиотек, ведение статистики, организация и проведение курсов для библиотекарей, написание разномастных в духе времени методичек – не такое уж и простое занятие для молодого специалиста. Но я справлялась. Надо сказать, что дальнейшая десятилетняя практика в отделе дала мне отличный опыт. Сотрудникам методотдела полагалось, как минимум десять раз в год выезжать в командировки в районы с проверками централизованных библиотечных систем. Это было ещё то испытание!  Дорога до «объекта» на разбитых автобусах иногда занимающая до 5-6 часов, разъезды в сельские библиотеки на чём придётся, на попутках, с оказией а иногда и пешком, ужасные гостиницы, отсутствие общепита, а так же и провианта в местных продуктовых магазинах - таковы были нелёгкие условия нашего непростого труда в те далёкие 70-е годы
На всю жизнь мне запомнилась моя первая командировка в один из районов Рязанщины, в которую меня отправили, дабы перенять опыт, со старшей коллегой нашего замечательного отдела.  Стояла сентябрьская тёплая погода. Дорога до райцентра была не очень долгой. В центральной библиотеке, как теперь я понимаю, с трепетом и волнением (начальство, однако) нас уже ожидала пожилая директриса.
Проверив учётную документацию библиотеки, ознакомившись с проделанной коллективом массовой работой, изучив книжные выставки и наглядную агитацию, осмотрев хранящуюся в пыльном гараже списанную литературу, мы записали сделанные  выводы и замечания в специальную тетрадь. Оставалось время до очередного автобусного рейса. Директор библиотеки пригласила нас в  кабинет, что бы попить чайку перед дорогой.  Пока «отжившие жизнь» дамы о том, о сём судачили за чашечкой чая, я со скукой поглядывала в окно на желтеющую берёзу, на лёгкие белые облака, плавно перемещающиеся по небу. Думая о своём девичьем, я не особо прислушивалась к разговору старших коллег, но фраза дородной, сохранившей следы былой красоты директрисы каким-то образом долетела до моего слуха и произвела эффект разорвавшейся бомбы. Похлопывая пухлой ладонью по пышной колышущейся груди, с волнением и щемящей болью в голосе, тоской в глазах пожилая женщина произнесла: «Поверите ли, нет, вот мне уже шестьдесят лет исполнилось! А в душе-то я молода!»
Божечки мой, Боже! – Меня мгновенно пробило, словно током. - Бедная женщина! Какой же у неё, должно быть, царит в душе раздрай. Вот ведь старуха уже по факту (как представлялось мне), жить ей осталось, может быть два понедельника, а она, оказывается «в душе молода»!  Не ждёт обречённо смерти, как ей уже по возрасту положено, а ещё на что-то надеется, чего-то ещё желает получить от жизни, осознавая при этом бесплодность своих претензий и возможностей. А ведь когда-то я тоже стану такой. И мне, подобно этой женщине, предстоит страдать от несоответствия «молодой души» стареющему телу.
Как же это ужасно! Но, поразмыслив немного, я для себя сделала утешительный вывод, что это будет очень не скоро. Да и не может быть такого со МНОЙ. Молодость искренне верит в то, что она никогда не кончится.
               Удивительным образом это событие крепко запечатлелось в моей памяти. Проходили год за годом, юбилей за юбилеем. Я всё ближе и ближе перемещалась по шкале времени к пенсионному возрасту. Давно работая в другой организации, я не захаживала в областную библиотеку. Казалось, нить, связывающая меня с библиотекой, порвана окончательно и навсегда.
                Помнится, бабушка моя говорила: «И-и-эх! Жизнь пролетела, как одно мгновенье, как сон» А было бабушке на ту пору лет восемьдесят. Глядя на худющее тело,  морщинистые руки и лицо бабушки, я подумала: «Это она у тебя пролетела. А моя жизнь будет длиться долго-долго, может быть даже бесконечно» Однако, и моё время оказалось подвластно общим для всех законам.
                Достигнув предпенсионного возраста, я начала вдруг писать стихи и одно из первых стихотворений посвятила тому незабываемому эпизоду, приключившемуся со мной в той памятной для меня командировке. Вполне невинное ни на что не претендующее увлечение. Писала я, как говорится, в стол и никому свои творения не показывала, не считая их достойными того. Однажды у меня по работе возникла необходимость обратиться в тот самый научно-методический отдел, с которого и начиналась моя продолжительная трудовая деятельность. Для проведения массового мероприятия мне нужно было ознакомиться с некоторыми  методическими материалами по теме. Лет двадцать я не заглядывала к бывшим  коллегам. Оказалось, из первоначального коллектива продолжала трудиться лишь подруга той самой коллеги, с которой я ездила в свою первую командировку. Кто-то ушёл на пенсию, кто-то на повышение либо в другой отдел, а моя наставница к тому времени умерла.
- А я стихотворение написала про мою первую командировку. Хотите, почитаю? – Расчувствовавшись, предложила я.
 
Было мне чуть за двадцать, и тогда довелось
Ненароком, признаться, разговор слышать вскользь.
Две седые подруги постбальзаковских лет
Меж собою судили, как жесток белый свет.
«Ах, послушайте, Лида, быстро годы летят!
Юность не позабыта, а уже шестьдесят.
Вроде жили недолго (и в глазах блёстки слёз),
А пора уж о Боге нам подумать всерьёз.
Ах, Вы знаете, Лида, время – точно вода.
Хоть не скажете с виду, я в душе молода.
До сих пор не изжиты в сердце чувства, любовь.
Помню всё!.. Что прожито, не воротится вновь»
Разговор этот в душу мне запал навсегда.
С той поры пролетели дни, недели, года.
Как вчера была молодость, мне теперь много лет.
У самой кудри с проседью, пенсионный билет.
«Ах, послушайте, Лида! Возраст – всё ерунда!
Хоть порою обидно, я ж в душе молода.
Но уже полыхает, пламенеет  закат.
Всё пройдёт – я-то знаю! Кто же в том виноват?



        Прослушав стихотворение, бывшая коллега поинтересовалась, есть ли у меня ещё стихи, и предложила принять участие в литературном конкурсе, проходящем на базе библиотеки. «Можно попробовать» - согласилась я. Не особо вникая в детали, я отправила стихи на конкурс,  который судило весьма уважаемое и компетентное жюри, состоящее из известных рязанских литераторов и журналистов. Количество участников было немалым. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что в номинации «Поэзия» заняла 2-е место. Ура! Мои стихи, оказывается, чего-то стоят!
        С этого момента у меня начался совершенно новый этап в моей жизни. Со временем меня приняли в союз литераторов, я издала пять поэтических сборников, сборник рассказов и повестей, роман. Кроме того мои сочинения опубликованы во многих республиканских и региональных сборниках. Я принимала участие в республиканских, региональных и международных конкурсах, и занимала почётные места. И сейчас я не представляю себя вне литературной жизни города. Мне порой даже не верится – неужели это всё происходит со мной? Откуда это всё взялось? Как так получилось? А ведь если задуматься - это результат той самой первой моей командировки и  услышанной вскользь фразы: «…а в душе-то я молода!»
               Всё, происходящее с нами, не случайно. Хорошо бы ещё уметь распознавать и понимать знаки, посылаемые нам высшими силами.