Улыбка колганова

Вячеслав Ананьев
Год назад ушёл из жизни мой замечательный друг и выдающийся поэт современности Леонид Семёнович Колганов. Единственный человек в мире, который, потакая моим юношеским фантазиям, откровенно и без обиняков собирался пройти со мной пешком от Москвы до Астрахани. А это 1500 км!
Я не видел, чтобы Лёня уничижительно сомневался в людях и их способностях. Он всех бурно и оптимистично поддерживал и не только на словах. Совсем вроде недавно, года три назад, в своей переписке с ним я случайно обмолвился о временной материальной трудности. И что вы думали? Совпало так, что в гости к Колганову поехал наш общий друг Александр Климов-Южин. И по возвращении из Израиля привёз мне от Лёни его книгу с автографом "Беспутный путь." и новенькую стодолларовую бумажку в подарок, без отдачи. Я потом только узнал, что существует он, как и я на пенсию по инвалидности. Узнал и удивился.

Познакомились мы в начале 80-х в Москве, в литературном объединении строителей " Звезда", которое создал при сети рабочих общежитий поэт с Урала Сергей Каратов. Фактура Колганова как физическая, так и психологическая поражала своей оригинальностью. Он был похож то ли на бурого медведя с тетрадкой, то ли на тюленя, или на то и то одновременно. Его динамичное лицо, глаза и особенно улыбка, всегда похожая на механическую маску тем не менее завораживали и привлекали внимание. Рыдающий, лающий голос, доходящий до визга, падающий до шёпота. Так он читал свои стихи, вкладывая в них не только тело, но и душу. Сравнить с кем-то его было трудно.

Почти в первые дни знакомства и возникла нежная дружба, которая продлится более 30 лет, до конца его удивительных дней. Сразу же я оказался в его квартире в центре, недалеко от метро Бауманская. Читали стихи, пили вино. Лёня тогда работал в Мосреставрации, реставрировал храмы. С интересом рассказывал нам, разношёрстным его поэтам-друганам об особенностях реставрационных работ. Точно помню, что Лёня не любил дешёвых шуток, грязных приколов и пошлых историй. Это его коробило. В мыслях и душе он был птицей высокого полёта. Критика сотоварищей из его уст была только доброжелательной.

Частенько тогда мы собирались на квартирнике у замечательного поэта Сергея Сергей Касьянова на Селигерской. Бывало там немало теперь уже известных товарищей. Это и Саша Асманов, и Аркаша Асадов, сын известного поэта, и Генрих Сапгир, наш старший товарищ, Эдмунд Иодковский, трагически погибший.

Самая тяжёлая пора для Лёни это пора его выезда в Израиль. Увезли его туда обманом, якобы на лечение астмы. Он был инвалидом по этой причине. Потом мы года три чуть ли не ежедневно разговаривали по телефону, он со слезами, с тоской по России. Готов был на коленях идти из Израиля до Москвы! Настолько в нём жила любовь к России.

Многие детали нашего общения стёрло время. Но вот улыбка Колганова, загадочная, характерная, внезапная и обаятельная, так и мерещится мне, когда слышу его имя. Как и протеистическая натура поэта, его улыбка олицетворяла океан эмоций, бушевавший в его душе...

Колганов оставил чистый и честный след в русской да и мировой поэзии. Его трудно с кем-то сравнить. Но цену он себе знал!
Вот маленький штрих из переписке в мессенджере фейсбука:

"Слава,политикой не занимаюсь,а только поэзией.И никого я не поддерживаю.....Даже себя самого...Сейчас мне всё по х..."

"Привет, Лёня! Я тоже вне политики. Это просто отношения мои с действительностью на сегодня. Это не политика. Не будешь же ты ходить под себя, даже если и по х... Вот так и я."

"Славушка, этот подлый Мир не стоит таких Поэтов,как мы с тобой!!!!Гори всё Ясным Пламенем!!!"

Вот такие штрихи! Спи спокойно, собрат...
А мне ещё стоять" на роковой очередИ". ©