Об Одоевцевой и о. Ленине.. Размышление

Тамара Воронина 2
( из цикла воспоминаний  об Одоевцевой)
     Вот именно, и  об Одоевцевой и о Ленине. Ну это же не вяжется, подумает каждый,- именно, каждый   так и подумает. А я уже давно размышляю над этой несовместимостью. А, между прочим, кому ни  расскажу, все говорят:  «Так ты напиши, это же интересно».
И я решила. Напишу. Так вот. Когда Ирина Владимировна вернулась на родину, я с ней встретилась и подружилась. Об этом я  писала в своих воспоминаниях. Все они разные, но все рисуют ее образ, ее личность. Многое, что я от нее тогда слышала, сегодня может вызывать улыбку. Время. Время же многое стирает, может даже и  меняет акценты. Я возвращаюсь к моей заявленной теме. Ирина Владимировна в разговорах, в беседах касалась самых разных тем. И самая болезненная, что Октябрьская революция вытолкнула ее  с  Родины и толкнула  на чужбину. Все эти ее суждения были пропитаны длинной печальной  разлукой с Родиной. Ее оценки, может, и были очень субъективны, но и здесь я улавливала интересную новую информацию. Итак. Ленин, революция, взрыв и вдруг она:  «А Вы знаете, что Ленин  подрабатывал  на репетиторских уроках «Закона Божия»?».
 -« Да?  Нет, я такого никогда не слышала». - сказала я.
- « Он отлично знал Закон Божий. Раньше детей с раннего детства учили и далее в школе, и при поступлении в  Университет на вступительных сдавали «Закон Божий» обязательно». - продолжала Одоевцева.
 -«А я как-то об этом и не задумывалась…». - сказала я. « А, действительно, он должен был, конечно, его знать  и  сдавать экзамен по этому предмету». - подумала я.
А Ирина Владимировна добавила:  «А за рубежом об этом все знали. Он занимался с детьми начальника железных дорог. Ему хорошо платили. Но кроме заработка, он еще старался   приходить в такое время  на занятия, чтобы можно было потом  остаться и   на обед». Она назвала город и фамилию начальника железных дорог, но, к сожалению, я не запомнила, и не записала, но думаю, что это был период, когда он учился в университете. Высокий авторитет отца в то время - все это могло быть вполне реально.
     Любопытный факт. И я стала размышлять.   Как ни странно, но мне много пришлось работать  над самыми разнообразными  темами, связанными с разными эпохами, над историческими фигурами... Создала несколько программ,  связанных с последними   Романовыми, несколько композиций посвятила  Серебряному  веку  русской поэзии.  Пришлось также  поработать над программами, посвященными  Советскому периоду, нашим вождям, партийным руководителям, строителям и созидателям нового общества.  Здесь  часто поднимался образ Владимира Ильича Ленина, Якова Михайловича Свердлова (мой город носил его имя). Пришлось покопаться, (это были 70 годы) в истории, поискать ценное интересное. Вот, например, работая над образом Свердлова, я познакомилась с его сыном, Андреем Яковлевичем, с дочерью Верой Яковлевной, их детьми. Я должна здесь заметить, познакомилась я с очень интересными людьми, все они были очень просты и естественны в обращении, удивительная доступность. Вера Яковлевна с мужем  жила в однокомнатной квартире на Станиславского в Москве. Когда я первый раз к ним зашла, то удивилась, какой-то деревенской простоте: кровать с подзором, подушки взбитые с накидушками, простой стол со скатертью, за  которым мы и пили чай.. Одета просто: какая-то   скромная кофточка,  юбочка. И ведь такой она приезжала и в Свердловск. Предельная скромность. Побывала я и  в доме Андрея Яковлевича, он был женат на Нине Николаевне  Подвойской, дочери генерала Подвойского, фамилия известная. Там и квартира побольше и жили побогаче.  Квартира была в центре  на Серафимовича, там и дети и внуки: их было много. Как принимали? С открытой душой и с любовью. Культура, образованность, и с ними и для них хотелось трудиться. От  них я и слышала  подробности о Ленине: это был тоже человек в высшей степени образованный, воспитанный, с высокой культурой, и, прежде всего, высокой речевой культурой. Потомки Свердлова несли в себе влияние личности вождя. Они знали несколько языков, имели высшее университетское образование, ученые степени. Мне удалось увидеть и  окружение. Что и кто они? Это крепкая интеллигенция, я бы сказала, партийная  интеллигенция- писатели,   сценаристы, режиссеры и т.д. Это были очень образованные люди, цвет советской интеллигенции. Здесь Ленинское: «Учиться, учиться, и еще раз учиться» полностью реализовалось.
      А теперь вспомните наши советские школы, ведь это самое   и нам  писали и внушали.  Да это тянется еще из  Царской России, когда один петербургский профессор учил, наставлял своих студентов: «Учиться, учиться, и еще раз учиться». Ленин воспринял этот принцип, потому что понимал, что это двигатель общества, двигатель прогресса.
        Вот только со времен Перестройки, этот двигатель как-то призатух ….к ученью все охладели…  Образование  повернулось в  обратную  сторону, что породило  огромную массу мало образованных людей. А жаль! Сейчас  на дворе 2020 год, а  прогресса в образовании особенно не видно. Как бы это ни стало программой будущего (?!).  Вспомним, ведь еще при Императоре Николае II  обязательным было четыре класса  церковно-приходской школы.
     После Октября  внимание к образованию было ключевым. Если любая кухарка может управлять государством, по Ленину, значит, ее можно этому научить, а, следовательно, и выучить до руководителя государством. Сколько у нас сегодня на слуху фамилий, которые поднялись из далеких маленьких деревень, поселков…так, значит, эта программа работала на прогресс, на процветание не просто общества, а человечества.
      И, если сегодня, присутствует в настроениях ностальгия по  СССР, она не случайна, тоска по  ценностям советского периода, говорит о потерянности людьми социальных, человеческих  благ. Но тут сделаю пояснение, это тоже мои размышления. Советское государство, Советская Держава создавалась не на пустом поле, а на базе тысячелетней истории и огромных достижений Российской Державы. В мире хозяином был не  бумажный доллар, а Золотой Рубль. И Владимир Ильич это хорошо знал и понимал, что прогресс человечества и  в образовании, и в воспитании.
     Ленин, которому 22 апреля исполнилось 150 лет,   понимал это тогда  лучше, чем сегодня это понимает многоуважаемый банкир  господин  Герман Оскарович Греф, которому для управления нужна цифровая толпа, потому что, по его словам, высокообразованной толпой он управлять не сможет. Какой парадокс и цинизм.
    Идем дальше.. Ленин, который знал, изучал Маркса, Энгельса, Канта, Гегеля и т.д. Но вот обучался  и жил  еще при наших императорах Александре III, Николае II. Он жил в государстве, где основной  религией было ПРАВОСЛАВИЕ, и где выполнялись  нравственные законы.  С этим столкнулся  в ссылке и   Владимир Ильич. Когда Надежда Константиновна приехала к нему в Шушенское, то по законам России,  законным браком считался только церковный венчаный брак. И, чтобы оставить Надежду Константиновну в качестве жены, он должен был с ней повенчаться, что он и сделал.  Кольца выковал местный кузнец из  медного пятака. ИТАК. Значит, будучи политиком, атеистом, он  знал и главный предмет Православия Закон Божий.  А  если думать дальше…Вспомним моральный кодекс строителей коммунизма…что в основе, а? А в основе-то  христианские заповеди… А еще, вспомним  из Евангелия: когда фарисеи подступили к Господу и спросили, какая наибольшая заповедь в законе?   что сказал Иисус? Он сказал им:      «Возлюби Господа Бога твоего  всем сердцем   твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая  и  наибольшая  заповедь. А Вторая же  подобна ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».  Так  вот эту-то  вторую заповедь, Ленин и взял, а первую отбросил, в силу своего атеизма, и…. проиграл. Решил поспорить с Богом. ДА? Не получилось. Вот и у коммунистов, последователей  Ленина, тоже не получилось, и что же? А  ничего. Просто знайте и эти,  и последующие, и те, идущие за ними, знайте, что  Господа Вы  не переспорите, и его учение не переделаете. Все, кто пытается переделать Евангелие, или написать свое, как это попытался  сделать  Лев Толстой,  ВСЕ  … обязательно…. проигрывали.
А когда в России возродилось православие, началось открытое служение в церквях, мы с Ниной Николаевной еще много лет поздравляли друг друга с Рождеством, с Пасхой.. Ведь,  все-таки, они получали образование в дореволюционной России. А Лена Свердлова-Елена Андреевна (дочь сына Свердлова  Андрея Яковлевича) ни один раз приходила на мои концерты в Москве, на которых я читала воспоминания Одоевцевой по ее книгам «На Берегах Невы»,  «На берегах Сены».
    Вот на такие размышления меня навела сегодня поэт, прозаик, мемуарист Ирина Владимировна Одоевцева.
Народная артистка России Тамара Никитична Воронина
27  мая 2020 г. 
  г. Екатеринбург.