Об опере Архимед

Герман Гусев
       В  академической терминологии это  музыкальный капустник (мьюзикл), в котором либретто содержало подвиги греко-римских богов и студентов в  Москве и Сахаре, а на мелодии шлягеров 50-х годов были положены стихи Валерия Канера и Валерия Миляева, описывающие действа из студенческой жизни Физфака МГУ с мягкими эзоповскими междустрочьями, настолько актуальными, что начальство Физфака разгадывало ребус по собственной идентификации в сонме греко-римских богов.
Что касается студентов Физфака в Сахаре с отцом Архимедом на строительстве водопровода, то отмечу, что так было предвосхищено в 1960 году за пол века реальное строительство его Муаммаром Каддафи, но не предсказано его разрушение «цивилизованным Западом» уже в наше время, зато убийство Архимеда  римским солдатом предвосхитило убийство Каддафи при радостном участии мадам Хилари Клинтон. А говорят, что  нет мистики, и предсказаниях Нострадамуса – выдумки интерпретаторов. Добавлю ещё, что на праздник Архимеда в 1961 и его апофеоз - ежегодное представление оперы, был приглашён самый большой авторитет новой физики 20 века (первый приближённый вариант квантовой механики в 1913 году, которая затем рождалась  в течение 20 лет до полного её триумфа в наших веках) Нильс Бор, которому Ландау переводил слова оперы. Пожалуй, ещё больший успех уже среди корифеев советской литературы был на представлении в ЦДЛ, когда Константин Симонов выставил на банкете ящик водки, а Светлов выкрикнул "Меняю двух Аид на одного Архимеда", а в это время уже тогда светило советской поэзии Е.Евтушенко досматривал пьяные сны в отключке на диване в холле ЦДЛ. Потом триумфальное шествие «Архимеда» по культурной ойкумене СССР длилось до 2015 года, когда последнее, если я не ошибаюсь, представление состоялось с неизбежными изменениями в труппе. Стоит заметить, что из колыбели «Архимеда» вышли Сергей Никитин и Любовь Богданова (богиня Венера), ставшая затем солисткой Большого и конкурировавшая с Любовью Казарновской и опробовавшая акустику стен «Ла Скала». Выпускникам физфака должно быть известно, что «Архимед» - это третий завершающий этап оперного творчества на Физфаке авторов либретто и режиссёров Александра Кессениха, Степана Солуяна и Юрия Гапонова. Это творчество предшествовало расцвету КВН на телевидении, из звёзд которого в следующем поколении стали выходить политики и даже президенты, правда, на Украине, что уже, конечно, перебор, но «Архимед» не отвечает за своих сыновей и внуков.

      Мне довелось быть первым помощником (естественно, не так, как первый помощник капитана на корабле) режиссёров, в обязанности которого входило, буквально за руку(благо , значительная часть труппы проживала в общежитии - Главном здании Университета), собирать труппу каждый день на репетицию, причём сначала была готова в сыром виде примерно половина либретто, уже не говоря о музыке. Без этого, как сказал Канер, когда агитировал меня в помощники, никакой оперы не будет. Тут же после репетиции добавлялась ещё часть, как слов, так и музыки, и так было около двух цейтнотных месяцев перед 10 мая, когда должна была состояться премьера в ДК МГУ. Через год я сдал свои полномочия, так как судьба теоретика, как мне казалось, требовала принести "искусство" в жертву. Правда, разочек где-то, кажется, в начале 21 века я поучаствовал в репетиции, но потом как-то не сложилось. А вот во 2 или 3 году я побывал на представлении в ДК. Сейчас, конечно, жалею, что "оторвался ты от коллектива, перестал на занятья ходить...", а так, вся эта оперная эпопея была бы у меня на глазах с первого дня её рождения, а явление это по длительности почти вдвое превосходит длительность существования "Плеяды" Ронсара, коллектива поэтов, просуществовавшего 32 года в 16 веке во Франции (это было Возрождение литературы во Франции, которое французы проспали 100 лет) назло эпидемиям и слабой медицине, когда не только Ковид, но и Испанка были впереди.