Никому ни слова

Нина Евгеньевна
  Этот рассказ написан после школьного музейного урока ученицей 5 класса Вероникой Назаровой. Девочка под впечатлением написала его тем же вечером, а утром передала мне. Мне нравится её лексикон и мысли, почти как у взрослого человека.

   Однажды к нам в школьный музей, где мы собрались для занятия по истории России, вошёл невысокий, пожилой ветеран Великой Отечественной войны. Звали его Виктор Фёдорович Белокопытов. На груди его сияли ордена, а в руках - простая деревянная игрушка "Конёк". Он рассказал, что такую игрушку для своих мальчиков делали его деды и прадеды, чтобы посадить на конька мальчишку, когда ему исполнится год-полтора года и торжественно объявить всей семье, что растёт у них настоящий мужчина, защитник. Это был семейный праздник, который передавался из поколения в поколение.
   Но вот семья этого ветерана оказалась совсем другого настроя. Он был в школе на встрече с учениками, а его молодая сноха, жена внука, родившая правнука, убирая квартиру, выбросила Конька на помойку. Виктор Фёдорович боялся, что он не доживёт до того, как правнук подрастёт, и сделал игрушку заранее. Но сноха заявила, что его подарок "не вписывается в новый мебельный импортный гарнитур, подаренный на свадьбу" и расправилась по-своему с дешёвой самоделкой. Пришлось ветерану вечером в темноте обыскать ближайшие помойки, чтобы найти,  отмыть и  продезинфицировать игрушку. Он принёс её в наш музей, просил сохранить в память о нём. Игрушка и его автограф бережно хранятся в нашем музее. А Виктор Фёдорович провёл своё последнее занятие с нами и через несколько дней умер.
   Вот что он рассказал о своей необычной судьбе. Ему исполнилось только девять с половиной лет, когда началась самая страшная война ХХ века. Он только успел закончить третий класс, ещё не был пионером. Он мечтал вырасти и стать офицером в Красной Армии. Мечтал поступить в Суворовское училище Москвы. Для этого он прекрасно учился, перечитал все книги в школьной библиотеке и развил блестящую память и широкий кругозор. Любимым писателем его был  Аркадий Петрович Гайдар. Он зачитывался его повестями "Школа", "РВС", "Тимур и его команда". Витя, как и Борис, бежал на фронт. Он хотел стать разведчиком, но выглядел в свои девять с половиной лет, как первоклассник. Маленький, худенький замухрышка. Но этот "замухрышка" обладал феноменальной памятью, отличался наблюдательностью и умением делать выводы. Не зря он в школе в Калужской области был круглым отличником.
   Витя стал притворяться испуганным бомбёжками и артиллерийскими обстрелами малышом, потерявшим память и речь, и на все расспросы, заикаясь, произносил только "С-ы-ы-н-нок". Он проникал туда, куда взрослые разведчики никогда бы не прошли. Он проникал туда, где был замаскированный немцами аэродром, или штаб. Он всё-всё запоминал, ничего не записывая: где стоят танки, сколько пушек, где хранят горючее и боеприпасы. Сколько солдат и немецких офицеров расположено в населённых пунктах? Смышлённый не по возрасту мальчишка понимал, что все эти сведения скоро пригодятся в московском центре подготовки контрнаступления на фронте.
   Под видом оборванного, босоногого, безумного мальчика, не помнящего ни имени, ни родства, он не вызывал особых сомнений у немцев. Но в августе, когда начались холодные ночи, он закашлял, затемпературил, стал искать в лесу партизанский отряд и попал в руки партизанского дозора. Его привели к командиру, но он продолжал изображать полубезумного. Командир выслал всех из землянки и, когда они остались наедине, спросил: "Тебе, парень, чего от меня надо?" Витя ответил по-военному точно: "Я хочу быть у вас в разведке!" "Ну, какой из тебя разведчик, посмотри на себя?!" Витя обиделся, попросил снять плакат со стены, перевернул его, и командирским красно-синим карандашом изобразил карту юго-западной части Московской области, пометил населённые пункты, где он побывал, пометил всё, что там увидел. Толково! Но можно ли мальцу верить? Пригласили комиссара, затем дали задание разведчикам проверить, потом переслали данные в Московский штаб обороны. Аэрофотосъёмка обнаружила то, что раньше не удавалось увидеть. Москва одобрила разведданные, собранные маленьким разведчиком, и поблагодарила! А также дала новое задание "партизанской разведке".
   Так Виктор стал партизаном-разведчиком. Если ему не разрешали и дальше собирать необходимые сведения, он просто-напросто сбегал и приносил всё, что требовалось Москве. Он приносил в отряд такие важные новости,что после начала контрнаступления 5-7 декабря 1941 года его наградили высокой правительственной наградой - орденом Красной Звезды, которую вручали только за боевые заслуги. Конечно,  он оставался маленьким оборванцем, просил милостыню, мужественно сносил удары и пинки. Над ним смеялись, издевались, но мальчик с поцарапанными ногами, босиком по грязи, а потом утопая в снегах, бродил из селения в селение, за всё новыми и новыми сведениями.
   Он никому не говорил ни слова, ничего не записывал, не зарисовывал. Сколько раз его обыскивали! Но кроме какого-нибудь куска лепёшки или картофелины в его отрепьях ничего не было обнаружено. Он передавал новые данные только тогда, когда где-нибудь к нему подходил человек,гладил по правому плечу и тихонько говорил: "Здорово, Батя! Как поживаешь?" В московском штабе был предатель, который передал немцам, что по оккупированным районам  бродит разведчик "Батя". Фашисты искали русского Богатыря крепкого телосложения с бородой. Это было в то время, когда оккупанты казнили Зою Космодемьянскую и Веру Волошину на северо-западе Московской области. Но мальчик с горячим пламенным сердцем, который горячо любил свою Родину, не вызвал у них подозрений. Только в ноябре Витю отозвали в партизанский отряд, и он начал учиться стрелковому делу. А в начале нового 1942 года в стычке партизан с группой отступающих от Москвы врагов Витя был ранен в голову. 15 километров несли его товарищи до госпиталя, где врачи сделали операцию и спасли жизнь. Но сохранить один глаз не удалось. Правда, ему сделали стеклянный, очень похожий на настоящий.
   Так Витя потерял свою мечту: он уже не мог быть суворовцем, чтобы стать потом офицером. Его поместили в детдом, откуда он сбежал. Он стал разыскивать своих родных. Отец и мать работали в Москве на оборонном предприятии. Витя стал учиться вечером в Школе рабочей молодёжи, а днём работал на заводе, сколачивал ящики для снарядов и приносил матери рабочую карточку для отоваривания на продукты питания. Он получил заводскую специальность, учился в техникуме, в ВУЗе и стал потом начальником одного из цехов ЗИЛа. Участвовал он и в строительстве нашего микрорайона, был активным членом Совета ветеранов Чертаново-Северного.
   У нас около школы есть красивый парк. Ему не так давно присвоили название "Школьный". В центре - детская площадка, где "с зари до зари" играют малыши-дошкольники, мимо спешат ученики, по аллеям гуляют мамы с колясками и семейные пары, а на скамейках отдыхают дедушки и бабушки. Тут всегда оживлённо, весело, много народа. Здесь чисто, красиво, легко дышится чистым воздухом вдали от транспортных линий.
   И я хочу, чтобы Правительство Москвы здесь у нас, в очень многолюдном районе, поставило памятник Маленькому разведчику по кличке "Батя", ветерану Великой Отечественной войны, участнику Битвы за Москву, нашему Земляку - орденоносцу Виктору Фёдоровичу Белокопытову. Многие ученики нашей школы, родители и выпускники мечтают об этом. А учащиеся начальной школы рисуют проекты Памятника маленькому разведчику, смотрящему вдаль на фоне остатков русской печки в сожжённой  фашистами-эсэсовцами деревне.