О Юрии Олеше и о свойствах его души

Мария Новикова 3
               
     Желание поделиться мыслями о моем любимом писателе Юрии Олеше возникло у меня давно. Перечитывая его книги, я каждый раз открывала что-то новое для себя.  В жизни моей происходили перемены, возникали проблемы и появлялись вопросы на которые с трудом находила ответы. Читая же его дневниковые записи я как-бы возвращалась к жизни и начинала видеть или узнавать то, что прошло мимо меня. Со временем я все больше понимала, что Юрий Олеша не только замечательный писатель, но и духовно близкий мне человек.
     Поэтому я отброшу все страхи и ненужный вопрос "Кому это все нужно и интересно" и попытаюсь написать о том, что больше всего мне понравилось в его книгах.   
     Многим конечно знакомо это имя. Я лишь кратко напомню о том, что он написал.
Печататься Юрий Олеша начал в двадцатые годы прошлого века, работая в газете «Гудок».
     За пять лет он написал более 500 фельетонов на самые злободневные по тем временам темы. Очень жаль, что они так и не были собраны вместе и мы не можем их сегодня прочесть. Хотя по воспоминаниям его современников это были очень острые и талантливо написанные фельетоны.
     Вскоре появляются его известная всем сказка «Три толстяка» и роман «Зависть.     Потом он написал еще несколько рассказов, пьес и сценариев.
 
     О нем сразу заговорили, как о молодом талантливом писателе с блестящим будущем.  Все отмечали, что его роман «Зависть» написан совершенно по-новому.  Писали, что автор обладает чувством меры и вкуса. Он знает, как переплести драму и иронию, боль и радость. А неожиданные повороты воображения, гротеск и блестящие метафоры сразу же выделяли этот роман среди остальных произведений.  А ведь это было время, когда появилось много молодых и талантливых писателей и поэтов.  Это Ильф и Петров, Катаев, Багрицкий, Бабель, Маяковский, Есенин, Булгаков, Пастернак и другие. Можно конечно продолжить этот список имен талантливых людей, с которыми дружил и общался Юрий Олеша.  И все они вспоминали, что он был душой любой компании. А его необычные метафоры разлетались по всей Москве и становились известны многим. Все ждали от него новых романов и пьес. А он вдруг замолчал на долгие 30 лет. 

     Нет, он не бросил писать. Просто все эти годы он вел дневник. Писал как-бы для себя и о себе, о своих впечатлениях и мыслях. Старался писать искренне и откровенно. И всегда пытался понять кто-же он? Почему его творчество не идет в ногу со временем? А это действительно было сложное время для многих писателей - время, когда многие ходили, как он писал в дневниках «по краю бездны». Аресты, чистки и расстрелы коснулись многих его друзей.

      После его смерти остался большой архив с этими записями. Юрий Олеша умер в 1960 году, а в 1965 году выходит книга «Ни дня без строчки», подготовленная В. Шкловским по его дневникам. А в 1999 году появляется вторая книга по его записям. Она называлась «Книга прощания». Это книга о прощании с миром.

    Обе эти книги стали для меня самыми любимыми. Они как бы вне времени. В них размышления о жизни, литературе. Я каждый раз поражаюсь тому как мудро и просто он пишет.  На первый взгляд кажется, что в этих книгах нет сюжета. Но сюжет есть.  Это о том, что человек жил и дожил до старости. Фантастика. Эта книга о том, как живет человек с душой, которая молода и свежа, и одновременно наблюдает за жизнью старика.
     Первому все интересно. Он помнит, например, каким бывает лунный свет и удивляется этому.  Он помнит время, когда «подмигивал жуку, висевшему на стебле». А слушая, например, поэму Э. Багрицкого  «Дума про Опанаса»,  он чувствует ту дрожь «которая охватывает нас, когда искусству удается показать нам ужас и красоту жизни». 
     А у второго «исчезли ростки будущего», которые давали возможность чувствовать то, что есть в нашей жизни. Это все то, что удивляет, огорчает, радует. Он даже по-другому воспринимает цвет, запах, тишину неба.
     Ну разве это не замечательный сюжет! Олеша пытается восстановить свою прошедшую жизнь и даёт нам возможность понять, что жизнь проходит, но то что было в ней, навсегда остается в нашей душе.
     И ты соглашаешься с его высказыванием «в конце концов неважно, чего я достиг в жизни-важно, что я каждую минуту жил».

     А как интересно он пишет о тех, с кем дружил и кого любил. И мы иначе воспринимаем их произведения. О Маяковском он, например, пишет, что у него были глаза гения. Он бывал на его выступлениях и всегда поражался его умению читать свои стихи. Он считал, что все в нем «замечательно – наружность, ум, талант, душа». А его метафоры просто гениальны!  Например такая «выскочить из себя, опираясь на собственные ребра». Или «слепые кони фортуны».

    В этих книгах поражает его глубокое погружение в творчество других писателей. Часто они вызывают в его душе восхищение. Ты можешь согласиться или не согласиться с его мнением, но интерес к творчеству этих писателей он разбудил во мне. Хочется вновь перечитать их книги. Это Монтень и Данте, Толстой и Чехов, Куприн и Грин, Уайлд и По, Сервантес и Твен и т.д.  Все самое значительное и нужное людям время сохранило для нас. И совсем не важно, когда жил писатель.
     Попытки понять творчество других писателей у Олеши всегда рядом с его размышлениями о собственном желании писать и об опасении быть не понятым читателями. Он мечтает написать книгу о собственной жизни так, чтобы читатель почувствовал ее «чувственно». И это ему удалось. Читая его книги, ты погружаешься не только в то время, когда он жил, но ты начинаешь чувствовать то же, что и он. Он пишет о себе, а мы, читая его книги, начинаем думать о собственной жизни.

     Жаль только, что эти две книги вышли после его смерти. Но их можно читать и перечитывать, удивляться и восхищаться. Он писал, что хочет написать о душе, «которая брошена в мир и хочет оптимизма».  Я благодарна ему за то, что он пишет о том, что как все-же интересна и сложна наша жизнь. Юрий Олеша конечно-же романтик в душе. Разочарование в жизни и очарование жизнью у него тесно переплелись. Поэтому я читаю и перечитываю его каждый раз как-бы заново.