Ночная рыбалка

Наталья Малиновская
Не люблю я мамины сессии.
Каждый раз меня на это время отправляют к кому-нибудь пожить.
Потому что папа на работе весь день, а за мной нужен глаз да глаз.


Вот и сейчас мама собирает меня в дорогу.
Я вымыта до скрипа, волосы заплетены так туго, что больно голове, на мне новое платье и туфли.
Правда, все новое сразу после приезда на место надлежит снять и убрать в сумку, а взамен извлечь каждодневные сандалии со сбитыми носами и выцветшее платье с одним карманом.
Еще в сумке трусы и майки, панамка с цыпленком, которую я не надену под страхом смерти, ночная рубашка и набор для путешествий. Его мне однажды из Одессы привезла бабушка. В пластмассовой коробке лежат зубная щетка, баночка с зубным порошком, маленькая расческа и мыльница.
Я дорожила этим набором и очень им гордилась.


Сумка получилась тяжелая, несла ее мама, стояла страшная жара, и мы изрядно устали, добираясь до автобуса.
Оставалось всего-то перейти железнодорожный мост, что мы и сделали, и тут, на последней ступеньке, я потеряла сознание.


Очнулась быстро. Я сидела у мамы на руках, а незнакомая тетя брызгала мне в лицо ледяную воду из колонки. На моей голове лежал мокрый носовой платок, а другим носовым платком была перевязана коленка, которую я сбила, падая на асфальт.


«И куда же вы такие поедете? – продолжала разговор тетя с мамой. – Вдруг девочке станет еще хуже в дороге? Солнечный удар дело серьезное. Тут за углом больница, пройдите, там ребенка осмотрят. Может, надо укол?»

Слово «укол» произвело на меня исцеляющее действие, с маминых колен я встала, как новенькая, и всем сразу стало понятно, что я великолепно себя чувствую.
Подошел автобус, народу было мало, меня усадили у окна и, обдуваемая ветерком, я прекрасно перенесла дорогу.


На остановке мы зашли в магазин, купили подарков тете Марии, а мне – газированной воды.
Идти было далеко, но все время под гору, поэтому добрались мы до заветной калитки достаточно быстро. Торопясь в спасительную тень, мама отвечала на приветствия только кивком головы или взмахом руки, не останавливаясь «поговорить» с бывшими соседями даже на минуту.


Во дворе тети Маруси под виноградным покровом царила прохлада, за низеньким заборчиком было полно цветов, а из кухоньки пахло пирожками, варениками и еще чем-то очень вкусным.
«Как у тебя всегда чисто, - присела мама на диван, обтянутый серой плотной тканью. – А мы еле добрались. Наташе от жары было плохо!»


И тут начался пир горой!
Мне, правда, разрешалось только пить и совсем чуть-чуть окрошки.
Как-то незаметно под негромкий разговор подруг я уснула прямо на жестком диване, а когда проснулась, то мамы уже не было.


Тетя Маруся тоже куда-то делась, и я встала, чтобы попить водички.
В углу комнаты стояло большое зеркало.
В нем я увидела не ту аккуратно причесанную и красиво одетую девочку, которую мама хотела представить своим бывшим соседям.
Волосы мои растрепались, в наличии имелся лишь один бант, новое платье измялось, и вид я имела жалкий, отнюдь не парадный.
Вот так городская!

А сейчас мне срочно надо переодеться в еще более непрезентабельные вещи…


В это время вошла тетя Маруся. Она была ненамного выше меня. Виной этому был горб на ее спине.
Будучи маленькой, тетя Маруся неудачно упала на спину во время игры с братьями, сильно ударилась спиной об угол табурета и перестала расти. Рос только горб, уродуя фигуру девочки и доставляя ей страдания.


Несмотря на такой дефект тетя Маруся была жизнерадостной, улыбчивой и очень подвижной.
Все горело в ее руках.

Ее маленькая хатка, куда она меня завела из кухоньки, сияла чистотой. Белоснежные салфеточки, скатерти, наволочки и покрывала были вышиты и накрахмалены.


В большой комнате напротив друг друга стояли две кровати, одна из которых теперь принадлежала мне, а вторая…

«Мама, я пришла,» -услышала я голос, и в комнате появилась высокая тоненькая девочка с длинными густыми рыжеватыми волосами.
Люда.
Дочь тети Маруси.

Смерив меня взглядом, она кивнула головой, поздоровавшись, и тут же исчезла, лишь занавески качнулись: «Мама, я пойду еще погуляю!»
Люда была старше, уже ходила в школу и возиться со мной у нее не было никакого желания.


Вечерело.
Тетя Маруся накрыла на стол, вернулась Люда, я потянулась за компотом, и тут тетя Маруся спросила: «А ты ночами рыбку не ловишь?»

Я опешила. И обрадовалась одновременно!
Меня что – на рыбалку приглашают? Ночную?


На примере дяди Павлика – папы моей подружки, вечерами уезжавшего на своем мотоцикле на рыбалку, а поутру привозившего целую коляску рыбы, я знала, что рыбу ловят ночью, но никогда, ни разу в жизни, сама на рыбалке не бывала.
И теперь меня возьмут на рыбалку? Ночную!


«Конечно, - с трудом сдерживаясь, чтобы не закричать от радости, сказала я тете Марусе, - конечно, я ловлю ночью рыбу. И днем тоже. Всегда!»
«Понятно, - почему-то грустно отреагировала на мой ответ тетя Маруся, - тогда компот тебе на ночь пить не следует. И воду тоже.»



Связи между поездкой на рыбалку и запретом на вечерний компот я не увидела, но подчинилась условиям хозяйки.
Начну спорить или спрашивать, что да почему, и не видать мне рыбалки, как своих ушей!
Поэтому я послушно посетила уличный туалет, вымыла лицо, руки и ноги и направилась к своей кровати.
Я переоделась в дорожную одежду, поставив старые сандалии у двери и собралась присесть на стул у кровати, чтобы быть готовой в любую минуту отправиться в дорогу. На рыбалку.



Венские стулья у тети Маруси стояли в ряд у стены, и на каждом из них лежала круглая подушечка с вышивкой в центре и вязаными крючком кружевами по краю. Сесть на такую красоту я не посмела, и положила подушечку на соседний стул.
Я все ждала команды собираться.


Я видела сборы дяди Павлика, они всегда проходили шумно, все бегали, таскали то сети, то удочки, куда-то все время пропадали крючки, леска, термос и еще что-то, и дядя Павлик, облаченный в широкий брезентовый плащ с капюшоном, зычно по-военному отдавал приказы принести то или это, потом грохотал мотоцикл, все заволакивало синим дымом, и дядя Павлик отбывал на рыбалку.
Его жена Нина Сергеевна закрывала ворота и садилась на порог, облегченно вздыхая: «Слава Богу, уехал. Каждый раз весь двор вверх дном с его сборами! Как после пожара.»

Мне тоже хотелось поучаствовать в этой неразберихе и суматохе, притащить нужную вещь и прокатиться в мотоциклетной коляске до угла, как это позволялось подруге Катюшке, но это был их праздник, и я довольствовалась лишь ролью наблюдателя.
Правда, на следующий день, когда дядя Павлик возвращался с рыбалки, меня приглашали за шикарный стол, где были и уха, и жареная рыба, и крупные куски хлеба на блюде, а тетя Нина, окруженная котами со всех прилежащих дворов и улиц с переулками, подносила то помидоры, то огурцы, путаясь в кошачьих хвостах и разгоняя незванных гостей веником. Тут же крутились ранее прикидывающиеся вегетарианцами куры и утки, дрались за уроненный кусочек рыбы, и за устроенные свары получали тем же веником по спине.

Так что в моем представлении ночная рыбалка была настоящим веселым праздником, который завершается, как и положено в сказке, пиром.


Но в домике и во дворе тети Маруси было тихо.
Наверное, в их семье все уже давно собрано. Вот стемнеет, и мы пойдем или поедем к реке.
И река непростая!
Неподалеку от села вертела бесконечные омуты сама Кубань.


Я уже представляла, как буду рассказывать своим друзьям о ночной рыбалке.
Я запомню все-все, все интересные моменты, а если вдруг на рыбалке будет скучно, то я напридумываю и веселого, и страшного. С три короба.
Я умею это делать!
И возражать мне не станут, потому что никто из моих ровесников на рыбалке ни разу не был!
А я буду!
Скоро-скоро, прямо сейчас!


Я сидела долго.
На цыпочках вошла Люда.
«Ты чего не ложишься? – спросила она. – Спи давай. А то завтра тебя не добудишься.»
И улеглась на свою кровать.
«Может, она не поедет на рыбалку?» – подумала я и осталась сидеть на стуле.

В комнату заглянула тетя Маруся.
«Ложись, - сказала и она мне, – отдыхай. Не спится? Скучаешь по маме? Ничего, привыкнешь!»
Пришлось мне переодеться в ночную рубашку и лечь в постель.
Тетя Маруся укрыла меня легкой простыней.



Я приняла условия игры.
Наверное, мы пойдем рыбачить попозже. А пока надо набрать сил.
Лежать было неудобно.
Что-то холодное и жесткое хрустело у меня под спиной.
Я недолго вертелась. Сон оказался сильнее, и я уснула.


Утром встала пораньше.
В доме стояла сонная тишина, Люда спала напротив, а в окне мельтешила тетя Маруся, развешивая белье.
Не было никакой рыбалки, поняла я, выйдя на улицу.
Не было тазов с рыбой, не переливалась на солнце чешуя, не пахло ухой и не отливали жиром куски жареной рыбы.
Все сорвалось.
Видимо, рыбалка не состоялась.
И виновата в этом была я.
Потому что уснула.
А будить меня не стали. Я же гостья.
И никто никуда не пошел и не поехал.


Мне стало до слез обидно.
И стыдно.
Дрыхла, как маленькая!

Я потихоньку ушла в огород и долго горевала в кукурузе, едва сдерживаясь, чтобы не заплакать в голос.
Так опростоволоситься в самый первый день!
Уж теперь-то меня точно не позовут на рыбалку.

А со двора слышалось: «Люда, принеси Наташину простынку. Надо простирнуть!»
И ленивый голос красивой девочки: «Мама, какая гадость! Иди и неси сама!»


День прошел кое-как. А вечером перед сном я увидела, что под простыней моей кровати лежит толстая желтая клеенка. Это она хрустела подо мною ночью.
Я удивилась, но постеснялась спросить, зачем она там.
Ведь в каждом доме свои порядки, и, как говорила моя подружка Верка, нечего совать свой нос в чужой вопрос.
Принято, видимо, у людей, где мне надлежит жить еще несколько дней, спать на клеенке.


Дни пролетели в заботах и хлопотах, которых в деревне пруд-пруди, а разговор о рыбалке больше не поднимался.


При прощании тетя Маруся обняла меня и прошептала: «Маме передай, что за все время ты не словила ни одной рыбки!»
И тогда я расплакалась.
Совсем необязательно было напоминать мне о несостоявшейся по моей вине рыбалке. На прощанье.


«Не хочет уезжать, понравилось Наташе здесь, - пояснила тетя Маруся моей маме. – Пусть еще остается, она мне и в огороде помогала, и воду из колодца доставать, и кур кормить, и ручку швейной машинки крутить.»


Гораздо позже я узнала значение выражения «ловить рыбу» применительно к моему случаю.
А еще позже, что есть название таким выражениям – фразеологизмы.


Фразеологизм или идиома - это устойчивый оборот речи, значение которого не складывается из значений составляющих его слов. Фразеологизм нельзя понимать буквально.
Многие фразеологизмы имеют давнюю историю, поэтому с точки зрения современной грамматики они устарели и превратились в архаизмы.
Так-то вот.
Было-было, да быльём поросло.
А в памяти сохранилось.


С рыбалкой, правда, у меня так и не сложилось.
Не рыбачила ни разу в жизни.
Да и не хочется.
Ни ногой я на рыбалку, ни за какие коврижки, ни в жизнь, не по душе мне сие занятие.


Пусть та рыбка, которую я могла бы поймать, плавает себе на здоровье!