Безвластие толпы

Александр Ягольник
Бытует мнение, что толпа — это сила. Толпа устраивает революции, сметает правительства, устанавливает новую власть. Это мнение глубоко ошибочно. Нет власти толпы, как не может быть её у молотка или гвоздя. Толпа — это просто инструмент. Вопрос лишь в том, в чьих он руках.
 
В чём особенность этого инструмента? Человек — существо мыслящее, индивидуалистичное и эгоистичное. Но у такого существа не было шансов выжить в диких условиях в одиночку. Ни клыков, ни когтей, ни быстрых ног, ни толстой шкуры. Даже на дерево не влезет без риска свалиться сверху и сломать себе что-нибудь. Зато толпой человек может многое. Но как индивидуалист сможет влиться в толпу и стать с ней одним целым? Скорее всего, в процессе эволюции выжили те особи, которые в толпе теряли способность мыслить и действовать самостоятельно. Зато  страх или ярость, охватывающие всю толпу разом, помогали действовать ей согласованно, выживая в трудных условиях дикого существования, когда не было ни каменного ножа в руках, ни шкур на плечах.

Но прошли века. Мы уже вполне цивилизованы и одомашенены. Можем себе позволить мыслить самостоятельно и не полагаться на защиту толпы. Но, поди ж ты, атавизм! Хвост отпал, а «синдром толпы» — нет. В итоге, стоит собраться больше трёх и начать чего-то пугаться или кого-то травить, и кучка быстро обрастает толпой. И вполне приличные, культурные люди начинают дружно прыгать, визжать, скалить зубы и кидаться камнями.

Особенно поразительно, что этот синдром закреплён не на уровне подсознательных, биологических механизмов, запахов, феррамонов, ритмов или чего-то ещё предметного. Всё, похоже, закреплено в мозгу на уровне рефлекса. И запустить его может и зрительный образ, и слово.

В 21 веке появился такой феномен, как информационная, виртуальная толпа. Людей отделяют сотни и тысячи километров, они не видят лиц друг друга, не слышат голоса. Но сработал триггер в виде текста или видеоролика, и уже имеем сплочённую и легко управляемую толпу.

Из недавних примеров. В одном российском городе сотрудник ДПС задержал пожилую женщину, которая бодро перебегала улицу в неположенном месте. «Очень смелый» оператор смартфона потребовал в грубой и вульгарной форме, чтобы полицейский убрал руки прочь от женщины и представился видеоблогеру по всей форме. Полицейский максимально корректно отвечал прохожему, стараясь закончить воспитательную работу с нарушительницей. Бабулька, божий одуванчик, почуяв, что можно под шумок скрыться, избежав штрафа, бодро рвалась домой, несмотря на две огромные сумки с продуктами и крепкую хватку полицейского. Ролик можно было бы посчитать забавным, если бы не тот ад, который разразился в комментариях  к видео. «Чтобы тебе сдохнуть!» - одно из самых мягких пожеланий сотруднику правопорядка. Оператора смартфона называли героем, а бабку — невинной жертвой режима. Легко представить, что бы сказал каждый из комментаторов, если перед капотом его личной машины вынырнула такая бабка на трассе. И виноватыми, конечно, были бы власти в целом и сотрудники ДПС в частности, которые допускают появление таких горе-бегунов на проезжей части. Правильно снятый ролик, где было бы видно, как граждане грубо нарушают, подвергая риску и себя и многих других, как их ловят ДПС-ники, как проводят беседы и штрафуют наиболее злостных, такой бы ролик встретил лишь одобрение у водителей и многих пешеходов. Но где он? Зато появился манипулятор со смартфоном, который «геройски» заснял свою борьбу с «беспределом полиции». И мы имеем классическую информационную толпу в комментариях.

Ещё из недавнего. Бродский. Да, тот самый, которого наклеили на стену, а потом замазали. «Давайте перейдём сразу к оскорблениям». Вот найдётся умелец-дизайнер, который сможет дистанционно нанести вам на лоб копию автопортрета Пушкина. Вам, конечно, не понравится. И вы попытаетесь оттереть этот фейсарт или замазать тонирующим кремом. А кто-то снимет креативный ролик, как мракобес-варвар-противник всего русского уничтожает культурное наследие в виде Пушкина на лбу. И как вы думаете, кому будут сочувствовать зрители? Вам? Ох, простота и наивность...

Но, возвращаясь к «Бродскому на стене», мне возразят, что дом — не лицо. Это совсем другое. Да? Тот дом — частная собственность. Посягать на его внешний вид с точки зрения закона то же самое, что посягать на внешний вид частного лица. И то, и то не одобряется, пресекается и наказывается. Если у вас есть частный дом, а какой-то олух наклеил на его стену свою рекламу, какие у вас будут чувства? «Ах, как это мило! Клей ещё»? Добавьте к этому, что власти населённого пункта, где ваш дом, штрафуют любого, на чьей стене будут несанкционированные художества. И вы попали одновременно и на ремонт стены, и на штраф. Здорово?

Но вовлечённые в информационную толпу, сочувствующие, сердобольные обыватели не знают компромиссов. По отдельности они вполне способны мыслить логично, но в толпе — только закидывать камнями, пусть и виртуальными.

Самое удивительное, что «инстинкт толпы» напрямую связан с нашей «человечностью». Способность сочувствовать, сопереживать, симпатизировать тем, кого мы в глаза не видели, как правило и является спусковым крючком для «инстинкта толпы», который превращает мыслящего индивидуума в часть агрессивного стада. Прожжёные циники, бездушные твари и просто равнодушные не сделали и сотой доли тех мерзостей, которые сотворили толпы сочувствующих. Впрочем, именно среди циников, в которых атрофированы многие элементы «человечности» и тот самый инстинкт, появляются те, кто умеет манипулировать толпой. Для них это иногда путь к власти, иногда бизнес, а иногда просто забава.

Самое перспективное направление в наше время — это разбить толпу на две части и стравить их. Достаточно показать одно и то же явление с разных сторон баррикад, чтобы получить две резко поляризованные массы. Только показывать надо не одновременно, мол, смотрите, как всё сложно, и эти правы, и эти, а все страдают и мучаются. Нет, так толпу не сделаешь. Надо показать чёрно-белый вариант: вот - хорошие, вот — плохие, этим надо помогать, они - наши,  а этих надо бить, они — чужие. Вот и весь секрет. И вчерашние друзья, коллеги, родственники, собутыльники смотрят друг на друга волками из-за какого-нибудь котика, которого задавила машина губернатора. Любой же, кто попытается разобраться объективно, будет раздавлен дважды: сначала одной толпой, а потом второй.

Так что, когда вы проявляете дистанционную человечность, глядя на очередной ролик в интернете, спросите себя, почему автор не бежит на помощь пострадавшему, а снимает с комментариями: куда смотрит власть, где же эта скорая и т. д., и т. п. И вообще, почаще включайте мозг, отключая компьютер.