Автомобилестроение в ссср

Юрий Лазин
1.как складывалось АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ в СССР песня не быстрая, но начиналось все быстрыми темпами. Во времена индустриализации правительство закупил много технологий. Как сейчас делает Китай. Были и технологии машиностроения. Но я не буду писать о грузовом автотранспорте. Это сделает мой рассказ слишком длинным. Поговорим о производстве легковых машин.
Наши легковые автомобили были скопированы с импортных аналогов все без исключения. Выпускались они малыми количествами , но делались на редкость добросовестно. Чего стоит только тот факт, что днища у Волги и Победы поначалу лудились оловом. Невероятная роскошь по нынешним временам. Однако стране трабовался массовый автомобиль и такой автомобиль появился после строительства Волжского автомобильного завода в г. Тольятти. Завод построила итальянская фирма Фиат. Символично, что построен он был в городе названном в честь итальянского коммуниста. Итальянцы хотели завоевать советский рынок, но им не дали. Путем подлогов и других оперативных мероприятий завод удалось оставить СССР. Итальянцы уехали ни с чем, а завод вскоре вышел на рекордную производительность, 1 машина в минуту. Хотя, для страны этого было не достаточно.

2. Автомобилестроители не баловали граждан разнообразием моделей. Достаточно было немного изменить форму бампера и машина подрастала в цене. Первая фиатовская модель стоила 5600 рублей. Если пересчитать на доллары, то  в долларах она стоила около 9000s. В Европе таких цен на массовые машины не было. Но советские люди рады были и этому. Однако, спустя пару лет с бамперов первой модели убрали четыре вертикальных элемента, назвали модель другим номером и увеличили цену до 7400 рублей. А чтобы было не обидно, первую модель тоже переоценили до 7400р. Эта политика продажи машин была все годы советской власти.

3. Машин не хватало даже когда были построены новые автогиганты, такие, как Москвич, Запорожец. Машин было так мало, что в магазинах они не стояли. Машину можно было приобрести только по очереди, в которой приходилось ждать не менее 5 лет. Такую машину можно было взять по государственной цене. Если же человек хотел купить машину без очереди, то на рынке было много желающих продать свое авто. Цена только была вдвое выше. 14000р за "жигули". Причём машина была подержана. Новую машину продавать было нельзя. Могли обвинить в спекуляции и посадить в тюрьму. Впрочем, все это легко можно было обойти.

4. Очередь на машину можно было купить у очередника за небольшие деньги. Порядка 500 рублей. Очередь можно было получить за взятку. Машины продавались нелегальным покупателям, которые даже не видели цвет машины. Деньги вперёд давали. Спекуляции машинами процветала и набирала новые обороты, но самым важным обстоятельством было то, что машинами спекулировало само государство. Именно оно продавал машины людям по непомерно завышенным ценам за морально устаревшие модели, зная, что люди все равно купят. А негде больше купить. Но, прошло время и нет уже СССР. Что изменилось в Российском автопроме?

5. Российский автором сильно пострадал. Остался только завод в Тольятти, но чтобы его продукция раскупалась населением, на привозные иномарки была введена большая таможенная пошлина. Даже на сильно подержанные. Ряд иностранных автозаводов открыли свои цеха на территории России, чтобы завоёвывать российский рынок без таможенных пошлин. Но главное, 33%акций завода в Тольятти было продано французскому автоконцерну Рено. Развращенные российские авто производители оказались на деле не способными работать по современному. Российский рынок захватил Рено. Но вот беда. То ли российские производственные традиции слишком прилипчивы, то ли французы слишком увлеклись тем, что в России и так всё купят, но французские модели в Тольятти выпускают не такими качественными, как во Франции.

Примечательно появление в производстве малогабаритной малолитражки под бредом Ока. Она была маленькой, четырехместной с расходом топлива чуть не в 4 литра. Заводская цена её была вполне приемлемой для простого человека. 3500 рублей это не 7400. И вроде бы всё так радужно выглядело, но плохое качество сборки приводило к частым ремонтам Оки, а запчасти на неё стоили в 2, а то и 3 раза дороже, чем на жигули. Казалось, будто производитель не мог простить покупателям дешевизны авто и добирал деньги за счёт дороговизны запчастей.
В 1989 и до 1990 года в открытую продажу вышли авто "москвич", но это произошло потому, что цена у москвича и жигулей была приблизительно одинакова, а люди ценили  качество жигулей выше. Многие люди старались отстоять в очереди, но взять именно жигули. Всё таки Италия.

Сегодня автогигант ВАЗ выпускает новую линейку моделей. Цены явно завышены, но эти машины можно приобрести в кредит на очень выгодных условиях. Низкий процент кредитования за счёт растягивания выплат на 10 лет позволяет купить машину любому работающем человеку без очереди. О таком в советское время приходилось только мечтать.