Вокруг Южной Америки. Часть 1. Глава 2

Владимир Жестков
                Рассказ о городе "Добрые ветра"

 Когда-то этот город носил очень витиеватое и напыщенное название, в переводе на русский язык звучащее так: "Город Пресвятой Троицы и Порт Богоматери Святой Марии Добрых Ветров". Поскольку народу его населявшему было тяжело всё это каждый раз выговаривать, название стало потихоньку сокращаться, пока от  него не осталось два последних слова "Добрые ветра". Это дословный перевод на русский язык, а во всём мире, да и у нас тоже, этот город известен под именем Буэнос-Айрес.

    Дорога от международного аэропорта до столицы Аргентины, по которой в страну прибывает большинство её гостей, никаких положительных эмоций вызвать не может. Обычное многорядное шоссе, заполненное разномастными транспортными средствами, как новыми так и не совсем, но имеющими приличный внешний вид. Возникающие с обеих сторон дома в основном стандартные новые многоэтажки, хотя зачастую встречаются несуразного вида разнокалиберные строения, сбивающиеся в кучу.

     - Самострой и самозахват, по-аргентински "вижьи", а по-русски трущобы. В них селятся иностранцы, наводняющие страну из всей Латинской Америки, - пояснил встречавший нас гид в Буэнос-Айресе по имени Максим, перебравшийся сюда из России несколько лет назад в поисках лучшей доли за океаном. Поскитавшись по различным латиноамериканским странам, он окончательно осел в Буэнос-Айресе, получив здесь признание в качестве надёжного и хорошо знающего окрестности русскоязычного гида.

     - Максим, каким тебе видится этот город? – спросили мы его.

     - Разноликим, - последовал молниеносный ответ.

    Вот об этой разноликости Буэнос-Айреса и хотелось бы сказать несколько слов.

    А начнем мы с самого начала.

     Итак, много ли вы знаете городов, имеющих две официальные даты рождения и двух  основателей? Не так уж и много, не правда ли? А вот, как оказалось, Буэнос-Айрес был основан на одном и том же месте даже три раза, хотя официальное признание получили лишь два.

     Я уже упомянул, что первый раз на берег реки, названной им Рио-де-Ла-Плата, высадился в 1526 году Себастьан Кабот, который основал там небольшой форт, впоследствии уничтоженный индейцами. Почему-то эта информация была не учтена историками и официальное считается, что первый раз столица Аргентины была основана известным испанским конкистадором Неуро де Мендоса.  Случилось это в январе 1536 года, когда он достиг Ла Платы, поднялся вверх на 275 километров и, не обнаружив там никаких следов от предыдущей постройки, основал небольшое укрепленное поселение, будущий Буэнос-Айрес. Колонисты, выдержав пять лет непрерывных атак аборигенов, в 1541 году вынуждены были уйти вверх по реке в город Асунсьон, основанный в 1537 году.  Поселение, оставленное ими, было разграблено и сожжено.

     В 1580 году экспедиция под управлением Хуана де Гарая, восстановила Буэнос-Айрес на том же самом месте. Вот так и получилось, что официально у Буэнос-Айреса два основателя, а оба дня рождения празднуются с присущей аргентинцам широтой и весельем.

     После основания городом его было назвать трудно, ведь там жило всего 65 испанцев и некоторое количество индейцев гуарани, которые были союзниками европейцев.  Однако, благодаря прекрасному расположению, город рос и через столетия превратился в мегаполис.

    В столице Аргентины мы оказались в новогодние каникулы после утомительного многочасового перелета из Москвы с промежуточной пересадкой в Париже. В общем ранним утром 3 января 2015 года мы въехали в огромный мегаполис, окраины которого были застроены многоэтажными зданиями, перемежавшимися с группами двух-трёх этажных построек типичного "самостроя".

     Из окна гостиницы, в которую нас поселил Максим, эта разница в росте и внешнем виде домов её окружающих, была очень даже хорошо видна. Центр города застроен красивыми зданиями, возведёнными в основном в период благополучия и расцвета Аргентины (от конца XIX столетия до тридцатых годов прошлого века). Этими домами можно любоваться, переводя взгляд с одного строения на другое. Удивительно красивое зрелище. Оказавшись в центре города трудно себе представить, что ты далеко за океаном. То и дело возникает впечатление, что ты в Барселоне, или Мадриде, а то и в Париже. И это не удивительно, ведь в проектировании многих зданий принимали участие ведущие европейские архитекторы. Вот они и придали аргентинской столице эту похожесть с крупнейшими городами Старого Света. Современная застройка из стекла и бетона невольно превращает Буэнос-Айрес в обычный мегаполис, лишая его романтики.

     На фоне великолепия центра города, или, на худой случай, железобетонных махин, разбросанных по всей территории мегаполиса, самопальные развалюхи, захватившие немалую часть городской территории, вызывают не только недоумение, но и настоящее раздражение. Речь идет о вышеупомянутых вижях, где на самозахваченных площадях понастроено столько, что можно только диву даться, как всё это ещё не рухнуло. А ведь там многие тысячи людей обитают, да и чисто эстетически эти районы глаз не радуют. Но это отдельная тема.

     Такой же отдельной темой являются и городские парки. Власти уделяют их развитию большое внимание. Наличие обширных зелёных пятен на карте столицы, выполняющих роль "городских легких", не просто даёт горожанам возможность цивилизованного отдыха на свежем воздухе, но и по-хорошему украшает Буэнос-Айрес.         

     Перемещение людей внутри любого населенного пункта частенько сопровождается  значительными трудностями. Практически везде существуют свои транспортные проблемы. Не лишен их и Буэнос-Айрес. В нём развиты практически все существующие на сегодняшний день виды транспорта. Метро и автобусы, такси и даже железнодорожные поезда перевозят миллионы жителей и гостей города. Активно помогают им в этом и речные паромы. А что же трамваи, спросите вы. По воспоминаниям старожилов трамвайными линиями до 1960 года был опутан весь город. Для справки: общая длина всех трамвайных маршрутов составляла 857 километров. Однако узость улиц и загруженность дорог вынудили власти убрать этот вид транспорта. И только остатки рельсов,  ведущие в никуда, подтверждают, трамвай действительно существовал. Он вымер было за ненадобностью, но вот с десяток лет назад снова побежал по отдельным улицам. Пока он везёт пассажиров только в Пуэрто Мадеро, относительно новый, но уже очень престижный район столицы, а завтра, возможно, его можно будет увидеть и в других окраинных районах. Планы у городской администрации на этот счет довольно большие.

     И, наконец, вопрос, который волнует всех приезжающих в любой город мира. Сколько народа там живет, и на каком языке с ними можно общаться? По официальным данным в Буэнос-Айресе постоянно проживает более 12 миллионов человек. Это многонациональный город, где подавляющее большинство составляют потомки выходцев из Испании и Италии, хотя частенько на улицах встречаются и переселенцы из соседних с Аргентиной государств. Ну а общаться придется на буэнос-айресском диалекте испанского языка.