Медаль

Валерий Крушинский
К 75-летию великой Победы посвящается

Медаль


Мы ехали в поезде. Впереди была, - новая жизнь. Где-то пели, где-то пили, а мы стояли у открытого окна в тамбуре и курили.

Мне повезло. Во-первых, - выжил, а во-вторых – два ордена и пять медалей, - есть, что родным показать.

Иван стоял рядом, курил и блаженно улыбался. На его груди было всего две награды: медаль «За победу над Германией», и «За освобождение Праги». И хоть эти обе медали, давались многим участникам данных боёв, Иван не комплексовал из-за этого.

Через много-много лет, я узнал, что медалью «За победу над Германией», было награждено, - почти 15 миллионов человек(!). Как оказалось, - эта было самая распространённая награда в той войне.

То, что я хочу рассказать, не является каким-то героическим рассказом про войну. Здесь не будет подбитых вражеских танков и сбитых самолётов. Нет захваченных пленных и водружения знамени на территории поверженного противника.

Иван должен был это, кому-то рассказать. А кому, как не мне, - своему фронтовому другу. Его тайна, - стала моей. Я хранил её больше полвека. Ивана, давно уже нету,… А вот мне кажется, что вся эта история была, как вчера.

***
Шёл 1943 год. Один из самых тяжелых периодов, той прошедшей войны. Мы находись, что называется, -  в «долговременной обороне». Наш батальон сидел в окопах, напротив были немцы. То мы, то они, время от времени делали попытки прорвать другу у друга оборону.

За три дня, мы отбили несколько атак фрицев. Последнею атаку, - мы просто сорвали своей контратакой. Батальонный комиссар лично повёл нас в атаку, и мы оставили лежать несколько десятков немцев, на нейтральной полосе. Дальше нас,  - фрицы не пустили.

Вечерело. Повеяло прохладой. И мы, и противник, - ждали ночи. Нужно было произвести перегруппировку, подтянуть боеприпасы, унести раненых в медсанбат.

Появилась назойливая мошка. Пехота, кто стоял, кто сидел. Мы с Иваном стояли за бруствером, автоматы лежали рядом на рыхлом рыжем песке. Кто-то протяжно выл со стороны противника. Наверное, не успели убрать раненного.

- Теперь, пока не стемнеет, - Иван ткнул пальцем в сторону стонов, - Или пока сам не помрёт,…
- Это точно, - поддержал я, - Пока светло, никто туда не полезет.

Через какое-то время, по цепочке бойцов прокатилось: « - Комбат идёт!». Личный состав подтянулся, отряхнулся, и всем своим видом выразил готовность к исполнению команд.

Капитан остановился в окопе, не доходя до нас метров десять. Скомандовал: « - Ко мне!», и ту же секунду, все, кто был рядом (а набралось нас, человек двадцать), приблизились к офицеру, на столько, насколько могли.

Все ждали указаний или команды, касающейся последующих атак. Но комбат, начал с другого.

- Ребята! Там наш, воет. Где-то, как раз, напротив ваших позиций. Спасти бы, хлопца, а?... Приказывать не буду. Нужны добровольцы. Можно конечно и ночью, - так удобней, - но доживёт ли?...

- А точно, наш? – уточнил голос из сумерек.

- Наблюдатели доложили, - что наш. Я им, - верю. Да и по потерям,… Сейчас составляется «сводка» по погибшим и раненым на сегодня, - там, как минимум троих пока, не хватает. Если убиты, - утром найдём. А вот если кто-то ранен, то,…

Тут, что бы продолжить данную историю, необходимо указать. К 43-му году, почти у всех в нашем пятнадцатом взводе, были уже награды. У кого-то орден, у кого-то медаль, а вот у моего фронтового друга, - ничего.

Он так же, как все, бегал в атаку, так же, как все, стрелял из окопа по врагу, имел «благодарности», а вот с наградами, - как-то не повезло. Не получилось первым ворваться во вражеский блиндаж и траншею, не довелось подбить танк или бронетранспортёр.

Лично у меня, даже в мыслях не было, предлагать свою кандидатуру на роль спасителя. Нет, ну конечно, можно было дождаться ночи, и вытащить раненного, но сейчас?!,… Это было очень опасно, - ещё видны силуэты на горизонте.

Комбат обратился к одному из бойцов в звании сержанта: « - Логинов! Может, ты?... Если сейчас, - с меня, - медаль!».

Логинов почесал голову под пилоткой: « - Ды-к,… Оно, конечно можно, товарищ капитан… Но вот, - тока не стемнело, ещё. Через часок, - можно».

И тут, Иван словно очнулся. Он протиснулся ближе к офицеру, и сказал: « - А давайте я. Разрешите?!».

Капитан посмотрел на добровольца. Ни роста, ни регалий у Ивана не было. Обычный солдат, с обычным лицом. Не очень то, похож на героя. Неизвестно, что бы ответил комбат, но тут, откуда то сбоку, кто-то из своих произнёс, как бы поясняя: « - У него медали, нету,…».

Нависла пауза.

- Ну, что-ж,… Пусть будет так, - подытожил комбат, - Спасёшь раненого, - медаль. Как и обещал.

- Пилотку снять, одеть каску, - продолжал командовать офицер, - Учитывая, что обратно придётся тащить раненого, - оставьте автомат товарищам.

При этих словах, комбат расстегнул кобуру, и вытащил свой «ТТ».

- На всякий случай, - протянул он оружие, Ивану, - Мали ли что, там?...
 
Иван замешкался. Кто-то из сослуживцев, с иронией сказал: « - Бери Ваня! Это честь. Командирский!».

- Да я, могу, вообще,… Без оружия. Так, - проще. Тут ползти то, - метров двести,...

- Бери, бери! – строго повторил комбат, - Тут, такое дело,… Если мои наблюдатели ошиблись,… Короче! Если, это не наш боец, а гитлеровец, - уничтожишь врага! Вперёд!

Уходя, капитан повернулся и сказал: « - По исполнению, - доложить своему взводному. Оружие вернуть!».

*****
- Иван, а почему ты сейчас, вспомнил это случай?

- Через несколько дней нас расформируют. Мы разъедимся, кто куда. Так сложилось, - что эта чёртова война, нас познакомила. И выходит, что ближе тебя, - у меня сейчас, никого нет. А про тот случай,…

- Да я помню его. Это, оказался, - немец. Ты приполз уже в полной темноте, один, без раненого. Вернул пистолет, и пояснил ребятам,-  что там враг. Мы слышали выстрел. Ты сказал, что убил его.

- Всё так, - да не так. Дополз,… Он лежал на краю воронки от снаряда. Помню я тогда, подумал, - наверное, хочет выползти из неё, но скатывается обратно. Но в последних отблесках заката рассмотрел, - что это, - немец.

Поезд начал делать плавный затяжной поворот. Облако гари и дыма, пронеслось с ветром по вагонам. С того места, где мы стояли, можно было рассмотреть красивую изогнутую ленту вагонов и сам паровоз. Дорога домой, - что может быть лучше?...

- Ты знаешь,… Я тогда, всё передумал: и схватить его, и притащить к нашим, как языка; и убить его из комбатовского «ТТ», и даже, - просто вернуться назад.

Иван задумался. Я не перебивал. Было видно, что ему надо собраться с мыслями.

- А он, увидел меня, - задрожал. Начал цепляться одной рукой, за край воронки. Вторая рука, у него была прижата к животу, - ранение у него, там, значит,… Я ещё тогда подумал, - а что-ж он, своих-то не позовёт? Мычит, мычит, как корова, - а своих-то, не зовёт! А потом, присмотрелся, - а у него и части лица нет,… От уха, до щеки. Месиво.

Я стоял и думал. А и в правду, - ведь мог же притащить фрица!?... Раз нашего бойца там нету, - а медаль как-то получать всё равно надо, - не зря же полз(!), - то почему бы и «ганса» не дотянуть до наших окопов?...

- Приказа тащить немца, - не было, - Как будто услышал мои мысли друг, - Да и вряд ли, он мог что-то говорить,… Это был самый обычный солдат, - ни «унтер», ни эсэсовец. Никаких нашивок и наград. Без оружия в руках. Он что-то выл, - и пытался выжить в том аду.  В который сам и попал,…

Мимо прошла весёлая компания с баяном. Два офицера-артиллериста, солдаты и пара женщин-связисток. Не прекращая играть, они перешли в другой вагон. Победители едут домой. Они заслужили. Они выжили.

- А потом, что?...

- А потом, я достал из-за пазухи пистолет. Прицелился в немца,… И,…

- И, что?...

- А потом, я понял. Не нужна мне, эта медаль. Не моя эта медаль, и не мой это подвиг. Сделал то, - что должен был сделать. Выстрел, вы слышали.

Ивана давно уже нет. Мне, - уже более девяносто. На парадном кителе, кроме боевых наград, прибавилась целая куча юбилейных. Когда смотрю на этот блестящий парад наград, всегда вспоминаю своего фронтового друга. Да, он закончил эту войну с двумя медалями, но от этого, - он не стал хуже.

Как бы я поступил?... Сейчас легко говорить. Можно сказать, - убил бы, - но так ли это? Сколько было случаев на войне, когда мы сталкивались с неприятелем, что называется «нос к носу»?! И не во всех этих случаях, обе стороны открывали огонь. Не во всех. Кто-то щадил раненых, кто-то не стрелял в безоружных, - всяко было,...

Вспоминая, какими словами закончил свой исповедальный рассказ, мой фронтовой друг, припоминаю,…

- Ползи. Ползи! Цурюк, - я ему говорю, - Назад! Ползи назад! Он смотрел на меня, на пистолет в моей руке. Я ему опять, - цурюк, цурюк! Потом, выстрелил в бруствер воронки. Дальше, не знаю,… Я пополз к своим окопам, а немец,… Немец выжил, или нет, - не знаю. В одном уверен, если это фриц выжил, - то воевать точно, больше не будет.
Вот и весь мой подвиг,…
 
Э-эх, Ваня,… Если бы ты, мой милый друг, знал, - сколько в жизни каждый из нас, сделал таких вещей, о которых потом пришлось сожалеть?! Сколько всего плохого, можно было бы, избежать? Медали, - дело наживное. А вот, свою душу сберечь, - не у каждого получилось. Храни Господь, твою душу друг! Аминь!

В.К.
25.05.2020г.