Моя Старая Русса. Утро. ч. 2

Владимир Игнатьевич Поздняков
"Я хорошо понимаю,что читателю
не очень нужно всё это знать,
но мне-то очень нужно
рассказать ему об этом".
Жан - Жак Руссо

- Сколько тебе лет? - спросила она.
- Пять! - улыбнулся я и развернул ладошку,
а потом помахал ею, будто ошпарился.
- Шестьдесят пять!

... И когда её встретишь, худую, с косой, она не спросит сколько тебе лет. Это значит ты здесь больше не нужен. Или никому.
Первый раз я увидел авиагородок поздним зимним вечером. Мы шли между домами и вокруг нас светились разным цветом окна. Абажуры, в ту пору, выбирали разных оттенков. Какой нравится. И комнаты были разные, зелёные, синие, красные и оранжевые.
Заканчивался 60-й год. Впереди ничего, кроме счастья и здоровья, видно не было.
Пройдя главную улицу, на краю, сбоку,слева, стоял новенький домик, в три этажа. В нескольких окнах, без занавесок, ярко горели лампочки без абажуров. Дом № 8 начинал оживать. Пахло извёсткой и краской. Звуки доносились резкие в тишине. Квартира открылась маленькая. Кухня 6м*, на половину кухни железная дровяная печка, батарея и раковина водопровода. Ванны не было. Туалет.
- Зато отдельная! - Сказала мама и мы начали её обживать.
Две комнаты, 22 м* на четверых. Два окна на восток и одно на юг. Со второго этажа можно смотреть до самого горизонта. А можно ближе: наш сарай (куры, поросёнок завелись к весне), наш огород (картошка рассыпчатая, морковка, огурец. Попозже отец дачку там поставил, сад раскинул ( яблоки, смородина, крыжовник. Дальше за стадионом речка, водокачка ( рыбу в семье я ловил). За деревней Козаной лес. Грибы - это мы с батей промышляли. Вот тебе и 22 м*, кухня 6. До горизонта всё наше было! Одна загвоздка меня постоянно мучила. Без ванны нужно было ходить в общественную баню городскую. Там прокуренные очереди в коридоре, часа на два. Потом раздевалка, железобетонная моечная и наконец парилка, куда меня отец брал с собой и я там тихо подыхал. Он-то меня к радостям жизни приучал, и я терпел молча. Позже баня стала для меня одной из радостей жизни. А тому времени, той плоти моей было это не ощутить.
Из старого дома, Володарского 20, в этот новый, переехали, тоже из коммуналки, семья Пономарёвых: Пётр Алексеевич, Клара Михайловна, Серёга, мы ещё там начинали дружить, и маленький Андрюшка, года не было ему. Такая же квартира, только с другой стороны дома. 36 отдельных квартир в доме. Сведущие люди рассказывали, что Хрущёв запретил строить квартиры с отдельными комнатами, только смежные. А то напихают опять в каждую комнату по семье! Опять коммуналки!
36 семей праздновали новоселье! Чуклины, Зуевы, Поздняковы, Васильевы, Морозовы, Кисины, Земляковы, Осиповы, Ореховы, Кудрявцевы, Образцовы, Матвеевы, Раковы, Прокофьевы, Лоншаковы, Семёновы, Боллер, Оборины, Бережницкие, Григорьевы, Фроловы, Ишметьевы, Пономарёвы... . Все получили возможность и радость жить в отдельной квартире. В туалет в трусах можно ходить, например, ночью. На кухне хозяек было - одна! Общих мест нет, всё своё.
Ленину, перед тем как коммунизм затевать, надо было пожить в коммуналке! Надежда Константиновна непременно бы заплакала, а он оказался от своего несвоевременного и губительного эксперимента.
Куда я заехал?
Новый дом это намного знАчимее чем можно сначала представить. Дерево пересадить не просто. А тут... . Человек жив и выживает радостями. А радость, например, в тюремной камере, у заключённого, будет больше от пойманной кусачей блохи, чем радость олигарха от новой яхты. Так что хорошие были квартиры, не маленькие  и потолки были не низкие.
Новая жизнь - новые забавы.
Если в КЭЧе, на Володарского, все игры наши, вместе с половинками кирпичей, крутились вокруг развалин, обступавших дом №20 со всех сторон. В авиагородке, благодаря близости завода всё уже было отремонтировано, дома восстановлены. (№1 и №2 разобраны до основания на кирпичи). И раны войны, прогрохотавшей через город, на первый взгляд были не видны. Стадион шикарный, не этот дикий что сейчас, со скрипящими от старости сухими тополями над детской площадкой. Там был отличный корт теннисный, обнесённый металлической сеткой. Два поля для городков, гимнастический сектор, кольца, шест, канат висел. Качели большие, карусели с макетами самолётов... . Всё, на что хватило фантазии у победивших страшную войну и начавших мирную, счастливую жизнь.
Летом первенство футбольное, ( приезжала даже из московских Филей команда биться с нашими). Зимой хоккей. Если у какого-то пацана не было коньков и клюшки - он не из авиагородка. Свои звёзды были: Верес, Кузин, Афанасьев... . Заливался не только хоккейный бокс, ещё и беговая дорожка вокруг футбольного поля. Как стемнело - по подъезду цок-цок-цок - это, чтобы время не терять, все уже обутые в коньки потянулись навстречу музыке на стадион кататься.
Девочки, мальчики.
Были в доме лидеры. Выбирай на вкус. Хулиганить - Коля Морозов. Окопы рыть и ходить с ржавой винтовкой - Боря Кудрявцев. В той компании где мои друзья - старший Оборин Владимир. Вокруг него: Фролов Саня, Вигдергауз Вова, Пономарёв Серёга, Григорьев Витя, Ишметьев Ринат и я. Не только в футбол играли ... . Наши девочки: Ишметьева Фарида, Чуклина Люба, Образцова Света, Кудрявцева Таня, Матвеева Наташа, Прокофьева Валя, Марина Труббе приезжала из Волгограда каждое лето. Собирались под грибком у дома, о чём говорили - не помню, но чувственный накал был.
Как ни прыгай, жеребёнок, а пора и воз тащить.
Сколько радости я испытал 1 сентября в 1961 году! Так было здорово! Портфель гордо нес домой то в одной руке то в другой. Замок сиял на солнце и делово клацал под пальцем. Сознание очень важного в жизни, уже свершившегося... . Одно успокаивало, что завтра эта радость повториться и будет держаться ещё много лет!
Моя самая любимая учительница, Анна Ивановна Забелкина! Неиссякаемой доброты человек! А ещё сколько терпения и ума надо, выходить птенцов желторотых. Каждые четыре года новый выводок давали, и так всю свою жизнь в школе.
Спасибо Вам!
А помните что самое лучшее в процессе обучения? Да конечно каникулы! Если бы в школе не было каникул - все разбежались бы в разные стороны. И ученики и учителя!
В любом деле важно видеть край! Вот докопаю до того пня и съем пирожок. Вот до 29 мая доучусь, додержусь как требуют -  и каникулы. Всё!  Одуванчики вспыхнули!
Меня родители, после 2-го класса, отправили в только что открывшийся пионерский лагерь "Коростынь". В 1-ю смену. Там лагерные власти определили меня, почему - то, в группу на год старше. Своих рядом нет. Комнатка, в конце коридора, налево, 5 коек. Подъём, зарядка, построение, завтрак, все команды не упомнишь. Самая плохая: " Вылезай из воды, я сказала!" Купаться не давали нормально.
Через две недели приехали родители навестить. Мама смотрела на меня и плакала. И я за компанию. Маленький, не стыдно, чего не поплакать.
К нам приезжал автобус, как-то, с англичанами. Мы все как цыплята,одинаковые, умеем строиться, шагать в ногу и петь громкие песни. Они вспоминали своих нищих и бездомных детей и радовались глядя на нас. Мне подарили шариковую ручку ( невидаль была). А я отдал свою красную пилотку с кисточкой. У  англичан обмен в крови со времён капитана Кука.
Да хороший лагерь был! Просто у меня стадности в чувствах не хватает, наверно. А один раз просто надо было съездить туда. И обратно.
Авиагородок, конечно, лучше! Самолёты летают, тревоги были учебные. Завоет сирена, офицеры выскакивают из подъездов и на завод. В/ч 13801! Одно время их даже на утреннюю зарядку гоняли на стадион.
С трибуны стадиона весь аэродром был как на ладони! Ту-16, Ил-28. Ближе к ЛИСу стоял старенький, зелёный ЛИ-2. Мы с Пономарёвым долго смотреть издалека не собирались. Пробрались через кустарник к лётному полю, потрогать, понюхать, осмотреть технику. Ну, может штучек каких насобирать. Нашли их много в большом ящике. Так обрадовались! Тут нас и взяли. Учинили допрос, по отдельности допрашивали. Отца вызвали с работы... .
Серьёзно нас, конечно, не воспринимали, но на учебную тревогу и мы сгодились. Шпиономания расцветала в те года. Для нас любой незнакомец выглядел с английским акцентом.
Праздники в городе были яркие, с оркестрами, с демонстрацией. Все выходили из насиженных домов. Здоровались, кричали "Ура!", а к вечеру собирались у накрытых столов.
На Новый Год мама пекла пирожные корзиночкой. Ставила их на шифоньер, чтобы остыли, и мой покой на этом заканчивался... . Надо будет купить таких и выставить на тот-же шифоньер, а потом таскать их потихоньку. Может мама вернётся и поругает?
Мама работала в гостинице от завода, для иностранцев. Из Индии приезжали специалисты на стажировку. Сначала нас удивляли своим видом. А потом привыкли и они и мы.
В музыкальной школе, на сольфеджио, задавали на дом придумать композицию. Дома фано не было, и я ходил к матери на работу композировать на тамошнем фортепиано. Несколько дней терпели меня, пока я там барабанил по клавишам. А потом запретили. Но там ещё теннис был настольный. Я с индусами играл. Но главное что днём в гостинице можно было принять ванну или душ. Дома такой радости не было. Кто чем богат на своей работе.
Авиагородком не ограничивалась наша детская свобода. С Саней Ильиным ходили по самому верху железнодорожного моста. Тогда ещё перил не было наверху. Какое-то шило всё-таки было в заднице неразумной. Высота там такая - сорвёшься - что об камни, что об воду - без разницы. Видимо возраст был познавательно - испытательный.
Сейчас я туда не полезу. Да и не с кем.
До железного моста на правом берегу Полисти складировались деревянные чурки для кочегарок, метра полтора длиной. Название им было - сажени.  Укладывать их на берегу - за день платили 10 руб. новыми. Вытаскивать из холодной реки - 25! Шальные деньги. Хотелось скорее повзрослеть.
А за мороженым в любом случае надо в город идти. На обед в школе давали мне 20 коп. Можно было, при желании, накопить огромную сумму! Пирожок с повидло в школьном буфете - 5 коп. Мороженое ягодное, в ларьке напротив Раймага - 7 коп. Но не вкусное, лучше эскимо за 11, или крем-брюле за 15. Или конфет целый кулёк, "Кавказские", шоколадные, но без фантика, в Мажоре.
6 дней в неделю - школа, 4 дня муз.школа. В ДК я на кружки на все записался. По очереди. А ещё футбол - коньки - рыбалка - лыжи - велосипед!  Я и не подозревал  что у меня счастливое детство.
А так и было на самом деле.