История одной семьи длинною в жизнь

Наталка Гончарова
                Воспоминаний очень, очень много,
                Их всех на лист не написать,
                Попробую я изложить все вкратце,
                Чтобы о бабушке и дедушке вам
                рассказать  .
      Воспоминания…Они позволяют погрузиться в мир повседневности, в эмоциональный мир прошлого моих  родных . С возрастом  обострённо приходит  понимание того, насколько  тебе дорог  каждый человек , входящий в твою жизнь. Хочется зачерпнуть  их колодца воспоминаний пригоршню о своих близких и родных, об  ушедших поколениях…
       Иногда просматривая старые черно-белые фото  задерживаю взгляд на фотографию, где  сидит молодая красавица с  четырьмя ребятишками. На глаза невольно наворачиваются слезы. И слезинки текут по  щеке, касаясь  губ. Как  же  горьки  они. Ведь на этом фото моя мама со своими сестричками , братом и мамой –моей бабулей . Бабушку Аню и деда Сергея я ни разу не видела  . С  любовью и теплом  я храню воспоминания о  них.    
      Закрыв глаза , я вижу деда. Он кидает  свой взор на меня. Так печально улыбается  , обнимает  меня за плечи и говорит:  « Не плачь моя родная внученька.» Вижу, как подходит   к нам с дедом  бабуля . Берет меня за руку и ведет  на берег  озера  « Песчанное»,и   что-то мне говорит. Для меня было  просто счастьем слушать  то, о чем она мне рассказывает. Увы , но это всего лишь мои представления, которым не суждено было сбыться. К   огромному сожалению я не могу прийти  и обнять их , мы не посмеемся   с ними вместе и  ответа на свои вопросы я уже никогда от них не получу.
Я очень  мало  знаю об  их прошлой жизни.   Мне очень жаль, что я знаю  о  них только  из рассказов моей мамы  и ее брата Павла .  Но  из-за этого я не перестала их любить , и всегда вспоминаю о них  с добротой  и нежностью, даже своего сына назвала именем моего деда- Сергей! И только сейчас начинаешь  сожалеть о том, что мало интересовалась у мамы о ее родителях, их жизни, чем они  занимались , откуда их корни. Вот и приходится сейчас мне  собирать  историю  жизни моих  родных по крупицам.
 
       Родители моей мамы –Кучерук Сергей и Анна жили в селе Раннее , Ташлинского района Оренбургской области. Но как они туда попали , мне это неизвестно. Это была многодетная и дружная семья.  Бабушка Анна в молодости была красавицей .Родилась в Польше и будучи девчонкой  ,ее угнали в  Россию .По воспоминаниям моего дяди Паши ,старшего  из сыновей Анны и Сергея,  Анна была батрачкой .Возможно так она и появилась в селе Раннее .Девчонкой она была очень  бойкой ( вот откуда у меня эта черта характера –я тоже очень бойкая ). В селе на праздники устраивали  различные игры и соревнования. И вот в один  из таких  праздничных  дней  парни и девчата на селе устроили     развлекательные  игры . Суть их  заключалась в том, что парень  едет  на лошади, которая была запряжена в телегу. А девчонка должна была бежать рядом – кто - кого обгонит. И тут молодая  девчина   стала обгонять парня , тот озлобился и направил  коня и телегу на соперницу и телега переехала ногу молодой красавице .Так Анна стала  хромоножкой . Но не смотря на такое увечье, Аннушка оставалась  статной и красивой ,стройной , словно  березка. Было в ней что –то  такое  привлекательное,   что порой парни задерживали на ней свой взгляд : « Ах! Какая красавица идет!»   Однажды Сергей увидал  Анну и его сердечко учащенно забилось .   С тех пор  при виде Анны ,  Сергей не мог  сдержать своего сердцебиения .Он понял- что  покорен  красотой и нежностью  этой милой девушки . Но он  боялся подойти к ней, стеснялся своего увечья( ведь у Сергея не было  одной руки).Юноша понял , что пленен красотой  Анны , и набравшись смелости ,признался ей в любви. Вскоре они  поженились .Он видел в своей Аннушке королеву, мать своих будущих  детей. И  семья стала расти. Появились  пятеро ребятишек –два сына и три  доченьки –красавицы! Семья была очень  дружная , а   дети росли и видели , как бережно их отец относился к своей любимой  жене Аннушке, как с лаской и любовью  обнимал  их- ребятишек .Каждому из  них всегда находил    доброе и  нежное слово. И дети , глядя на своих родителей , на их ласку и заботу, перенесли в свою  жизнь понимание и чувство доброты! 
      Семья жила и строила свои планы на будущее. Но  их планам не  суждено  было  сбыться …Война…  Она внесла свои корректировки в дружную семью  Кучерук.  Сергей, как все мужчины, рвался на фронт , что бы бить фашистскую нечисть, что  бы защитить  мирное небо своих и других детей … Но  не    призвали     Сергея в армию, не  получилось ему  попасть на фронт, так как у него не было  одной руки .И на селе Сергей остался   единственным мужчиной . Надо было  пахать, сеять, чтобы как то выжить . А что может сделать мужчина , у которого  нет руки? Из воспоминаний  сельчанина  Пустоабева Павла Митрофоновича, которому сегодня 95  лет и он  был  хорошо  знаком с Сергеем и его семьей : « Село Раннее стояло в нескольких километрах от трассы. В село невозможно было  проехать из-за того, не было  дороги. А когда  начинались  дожди, так не только проехать ,  но  и пройти не было возможности. А  у Сергея дома были  два вола .  И решил он сделать  для сельчан дорогу . Каждый день с утра запрягал волов. Грузил камни на телегу и этими камнями мостил дорогу . Да, очень тяжело было  однорукому мужчине это  делать. А как же иначе? Ведь его друзья на фронте все. А он  хоть такой ценой приближал  победу как мог. Приедут  сельчане с фронта – а тут  дорога! Вот будет радости. »  Но не суждено   было Сергею и его  любимой жене Аннушке увидать возвращение  бойцов с войны. Оба скоропостижно  скончались .  И  их пятеро ребятишек осиротели. Старший их   сын Павел  на тот момент служил в армии в г. Северске ( Томской обл) . Малышей –Лену, Тоню и Коленьку сразу забрали в детский дом .А мою маму Евгению почему-то  не  стали  забирать в детский дом .Наверное побоялись  , что дом разграбят или потому- что  ей на тот момент было 12 лет. А возможно   Женя побоялась сама бросить родительское гнездо. Девочка подросток , как  могла  выживала в те трудные годы . Война ведь была. Надо было учиться и зарабатывать  себе на кусок  хлеба. Вот и  ходила Женя по  соседям ,искала для себя работу-кому белье постирает, кому по  дому уберется , а то и за детьми присмотрит. И  добрые люди  платили  маленькой девчонки куском хлеба  или чашкой супа.
    Так  Женя  прожила год  . А родная   тетя- Лукерья  Алтунина( родная сестра Анны  Кучерук) , узнав о том что  её племянница живет одна и голодает, забирает  Женю к себе в п. Январцево,( Казахстан), где и воспитали  её  как свою  дочку .
       Так и растерялись все братишки и сестренки .  Уже потом , как все обзавелись своими семьями , стали искать  друг друга . И нашлись родненькие!!! Малышей –Лену и Колю, старший брат  Павел, отслужив, забрал  к себе в г. Северск, а Тоня на тот момент  уже училась в ФЗО  на швею в г Алматы( послали ее туда учиться после 7 класса  из детского  дома). В Алма-аты  она вышла замуж и муж увез её к себе на родину в Беларуссию в г Минск , где и живет  она по сей день. Павел и  Елена  осталась  жить в г. Северске  ,    Николай- самый младшенький- отслужив в армии в г  .Улан - Удэ так там и остался . Обзавелся семьей .Моя мама выйдя замуж, переехала с мужем и годовалым ребенком в   г Джамбул- сейчас г. Тараз. Мои мамочка и папочка  ,  встретились два одиночества- он гол, как сокол, и она –сиротишука ,прожили 50 лет в мире и согласии. Слова  грубого друг-друг не сказали. Папа  получил  высокое звание Героя  Социалистического  Труда, всегда говорил: « Моя звезда , это звезда и моей Женечки»  .
            1973 год . Июль-август месяц. В это время после  длительных поисков  друг друга, встретились  родные братья и сестры  уже со своими семьями  у нас дома, в Джамбуле. Встретились, чтобы уже никогда не расставаться! Сколько было слез, но это были слезы и горя и радости . Слезы горя от того, что каждому из них пришлось  хлебнуть горюшка . Что  не увидели своих детишек родители ,не пришлось им понянчить внуков .И слезы радости –что нашлись  родненькие сестрички и братишки.
      На я , став взрослой , начала понимать что воспоминания о бабушке и дедушке –это своего рода точка опоры , которая не дает  сломаться и упасть под грузом забот и напастей. Одно я знаю точно, что горечь раскаяния  останется со мной навсегда , как то единственное  черно-белое фото . которым я очень дорожу.
       Село  Раннее!
       Мама моя к тебе всегда собиралась,
       Она не забыла родного села.
       Просто дела, да дела.
       Мама часто  во сне
       По твоим улочкам старым  ходила.
       А утром проснется –и закрутит опять суета.
       Так  не выпал ей час
       В свое детство еще  раз вернуться.
       Где с друзьями играла в лапту, навестить те места.
       Где училась, росла, где могилки родных-
       Их уже не вернуть  никогда…
       Теперь я навещу тебя, село Раннее.
       Обязательно…я обещаю.
       Пусть не блещешь  ты ночью огнями  витрин.
       Я приеду к тебе. Пусть не скоро.
       Но точно я знаю-
       Родина мамы, поселок Раннее.
       Поселок детства и сказок
       По  жизни всего  лишь  один…
  PS. 
     Выражаю огромную   благодарность  за  свои воспоминания о моих родных   жителям села Раннее - подруге моей мамы , Дынниковой  Людмиле, Пустобаеву  Павлу  Митрофановичу ,    который лично  знал  моего деда   и в те далекие  годы  общался  с ним,  и моей подруге , с которой нас подружил интернет –Александре  Коваль ( Ненаховой).