Презентация архивов. память в коробках. послеслови

Эмма Брамник-Вульфсон
Часть 10-3.  ПРЕЗЕНТАЦИЯ Архивов. Послесловие

ПАМЯТЬ В КОРОБКАХ. Подарок.

Журналист Эмма Брамник, вдова известного общественного деятеля и публициста Маврика Вульфсона, передала свой семейный архив Академической библиотеке ЛУ. Это, выражаясь научным языком, тысячи единиц хранения, а если проще, то десятки коробок рукописей, фотографий, книг, СD.
      Среди материалов, хранившихся в рижской квартире Эммы Брамник, письма от Михаила Горбачева, Александра Яковлева, Юрия Афанасьева, Нельсона Манделы и других известных современников.
    – Сегодня это уже документы Истории, и они должны быть доступны всем, – говорит Эмма Брамник.

    Директор Академической библиотеки Вента Коцере с
благодарностью приняла подарок, отметив, что предстоит большая работа по систематизации и оценке переданных материалов.

Ксения Загоровская, газета «Вести сегодня»,                15 августа 2013 года, № 157 (4152)

***
Послание друзьям и коллегам
Нью-Йорк, февраль 2014

Дорогие друзья, коллеги! Я с таким волнением ждала 7 февраля и мечтала сегодня быть среди Вас, друзей Маврика Германовича, чтобы приветствовать и поблагодарить каждого из Вас в этот торжественный для нас день. Однако получилось, что сегодня я в Нью-Йорке. По непредвиденным обстоятельствам – отмена авиарейса из-за непогоды, пришлось отказаться от мечты. Очень надеюсь, что Вы поймете мое состояние.

Но наше общение, хотя бы полузаочное, все-таки состоится. Друг нашей семьи, г-жа Алла Скорова, многолетний редактор всех наших изданий, Маврика и моих, любезно согласилась зачитать сокращенный вариант этого моего послания.
Во-первых, я благодарю хозяйку этого дома г-жу Коцере. Дорогая Вента, спасибо за энтузиазм, с которым Вы встретили идею передать сюда наши архивы – это случилось еще в пору рождения самой идеи. Спасибо за гостеприимность и организацию презентации!

„Память в коробках“– так очень точно назвала эту идею г-жа Ксения Загоровская, известная журналистка, заместитель председателя Союза журналистов Латвии .

Архив – это не менее 50 тысяч единиц хранения в десятках коробок. Сегодня все эти документы уже история, история Латвии, ХХ века. Своей общественной и политической деятельностью Маврик Вульфсон  сумел повлиять и даже чуть изменить ход истории нашего времени – он был ее активным участником. Чтобы все документы стали общим достоянием, я и решила передать наши архивы на хранение Академической библиотеке.

Самим переездом-трансфером архива занимались семь емких автомашин. Архив потребовал огромного труда всего коллектива библиотеки. Все это еще нужно систематизировать, проанализировать, отобрать и обработать. Начало такой работы было поручено г-же Гунте Яунмуктане, заведующей отделом. И она тоже делала это с энтузиазмом и уважением, что сегодня можно оценить по стендам экспозиции. Милая Гунта, Вам и всем помощникам за это огромная благодарность!

Несколько цитат
      Маврик Вульфсон никогда не стремился к постам и наградам, не кичился своими наградами, званиями, знакомствами со знаменитостями, никогда никого не играл, всегда оставался самим собой. Это был последний джентльмен, всегда доброжелательный, сдержанный, хорошо воспитанный и образованный. Он был тем человеком, которого не всегда понимали, но перед которым невольно хотелось подправить прическу и галстук. Когда уходят такие люди, чувствуешь, что мир осиротел.
      Алла Аркадьева, Латвийское радио, 2004.

2003 год. Маврик по радио о себе.
   Учился, работал в первой республике. Потом ушел на фронт и остался жив. Долгие годы работал в печати, преподавал историю партии в Академии художеств, и меня много ругали за то, что на лекциях (по такому предмету!) всегда было очень многолюдно; ругали за плакат в аудитории, учивший, что «если даже иногда приходится опустить голову, спина всегда должна быть прямой». За такое меня называли чуть ли не диссидентом.

    А курс истории КПСС я читал с точки зрения свободомыслящего человека – просто учил студентов, как говорят, человеческому добру – чтобы стало модным быть добрым и порядочным, искать возможности примирения, а не конфронтации.

      Чем я сейчас занимаюсь? Теперь мы с Эммой, моей женой, соавтором наших восьми изданий, уже работаем над девятой нашей книгой. Но у нас еще много актуальных и интересных планов. Словом, предстоит еще много работы.

   О роли Вульфсона в борьбе за независимость ЛР и признание Латвии в мире.
      В нашем архиве – свидетельства многих событий эпохи. На хранение переданы папки и подборки материалов по различным разделам и темам. К примеру:

* М. Вульфсон (М.В.) с президентами и государственными деятелями, видными персонами разных стран – ФРГ, Швейцария, США, Дания, Англия;

* Переписка и письма М. Горбачева – поздравления к 80-летию и 85-летию М.В., панельная дискуссия М.В. с Горби в Вольсбурге, ФРГ, 1992; переписка Эммы Б.-В. с Горбачев-фондом после ухода из жизни М.В. (Опубликовано на интернет-сайте Горбачев-фонда );

* Встречи с перестройщиками России эпохи Горбачева, академиками Александром Яковлевым и Юрием Афанасьевым;

* Лев Копелев о М.Вульфсоне: «Особый жанр устной пропаганды» и «Слово правды через фронт»;

* Переписка с Беатрис Розенберг, урожденной Ротшильд, с Алиной Берлин – вдовой рижанина, английского философа сэра Исая Берлина, с известным историком Валтером Хоффером (Берн), с Нельсоном Манделой, родными Марка Шагала и детьми Марка Ротко;

* «Самый лучший сувенир», по словам М.В. – газета «Vakara Zi;as» от 27. 04.1999, две полосы о скандале, когда орденская комиссия при Президенте ЛР орденом Трех звезд наградила насильника, а из 75 кандидатов комиссия отказала только... Борису Ельцину, лично подписавшему документ о независимости Латвии, и Маврику Вульфсону;

* «О тех, кого нельзя забыть». Материалы подготовленного к печати, но еще неопубликованного сборника.

     В пригласительных на презентацию есть и мое имя. Поэтому чуть-чуть и о себе. За полвека работы в печати, СМИ, как у всех журналистов, и у меня собрался весомый архив.
    Публикации, радиопередачи, сценарии для теле- и киностудий. Фотоархив о встречах с Личностями, такими как Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Андриян Николаев, Павел Попович, Алексей Леонов, Георгий Гречко – первыми космонавтами земли.
       С Эрнстом Неизвестным и его удивительной мамой, писательницей и философом Беллой Дижур, ушедшей из жизни в 103 года. С Белл Кауфман – 102-летней внучкой Фотографии. Шолом-Алейхема. С американкой  Дороти Кинн, одноклассницей Арманда Хаммера , женой Артура Адамса, военного разведчика, Героя Российской Федерации (1999).                Многочисленные автографы. Фотографии  встреч с Лидией Фотиевой, личным секретарем Ленина, с Никитой Хрущевым,  министром культуры СССР Екатериной Фурцевой.

Среди переданного библиотеке также :
* Материалы о VEF-film studio, одной из первых в Союзе любительских киностудий;
* Архив публикаций, связанных с возрождением ЛОЕК – Еврейского общества культуры Латвии;

* Много лет вместе с редактором Любовью Виксе мы вели передачи «Зе анахну – Это мы» на Латвийском радио. И на сегодня только у меня сохранился весь радиоархив еврейской жизни тех лет;

* Вместе с Мавриком Вульфсоном на материалах наших персональных фотоархивов создана передвижная фотовыставка «ВОЗРОЖДЕНИЕ. Еврейская община Латвии.1988-2004. Идентичность и интеграция на перекрестке времен», памяти  великих латышских Праведников мира  Жаниса и Иоганны Липке. Выставка   успешно экспонировалась в ЛОЕК, в Рижском русском драматическом театре им. Михаила Чехова.

  Теперь весь этот материал и готовые стенды находятся только в этой Академической библиотеке.
       Несколько слов о том, чем я теперь занимаюсь. Систематизирую свой журналистский архив. По нему готовлю к изданию и сегодня актуальные публикации. И, как тот портной из анекдота, еще немножечко публикуюсьв газетах, интернете.

Сегодня трудно найти в Латвии журналиста, который бы не писал о Вульфсоне. От его имени и от себя хочу поблагодарить за дружбу, сотрудничество и коллегиальность всех, всех, с кем мы шли по жизни. И это все вы, наши друзья, единомышленники и соратники. Всех не перечесть, но это – редакции всех СМИ, радио, ТВ. Сегодня, на открытии презентации наших архивов, всем, всем коллегам еще раз огромная благодарность.
ХХХ

Недавно начала публикацию в интернет-портале Проза.ру. На 2014 год опубликованы около 90 материалов, которые прочли  более   7 тысяч читателей.

*Некоторые мои материалы можно найти  в Google и по адресу http://emmavulfsone.blogspot.com

Наследие Вульфсона передано государству
 
Андрей Шаврей, газета «ТЕЛЕГРАФ», 12 февраля 2014г.

Журналистка Эмма Брамник-Вульфсон, вдова профессора и одной из самых ярких личностей латвийского Пробуждения (Атмоды) Маврика Вульфсона, передала архив покойного супруга в дар Латвийской академической библиотеке на улице Рупниецибас. Думается, для умных историков там много интересного. 50 тысяч единиц хранения.

О Маврике
     Давайте напомним о профессоре Вульфсоне – по возможности кратко. Прежде всего, это человек, который воевал во время Великой Отечественной войны. Он отлично знал немецкий и при помощи радиоигры входил в переговоры фашистов, путая им цели.                В результате немецкие зенитки били не по советским войскам, а мимо. За это Вульфсон получил орден Красной Звезды, который его спас – пуля стремилась прямо в сердце, но один из пяти лучей ордена пулю задержал. Тот луч отвалился, приняв на себя удар. Вульфсон этот орден больше не менял, хранил.

Человек, который первым юридически обосновал факт оккупации Латвии Советским Союзом. Именно так. Человек, с помощью своих друзей из ФРГ, обнародовавший в 1989-м на знаменитом 2 Съезде народных депутатов СССР факт наличия секретных протоколов между Германией и СССР, известного как приложение к т.н. пакту Риббентропа-Молотова. За что подвергся остракизму со стороны «агрессивно послушного большинства» похлеще, чем академик Сахаров.
После этого Борис Пуго, бывший сперва первым секретарем ЦК компартии Латвийской ССР, а затем и председателем КГБ СССР, сказал профессору: «Маврик, ты понимаешь, что только что убил Латвийскую ССР?». И представляете, в этом случае Борис Карлович оказался абсолютно прав!

    Человек, которого 4 мая 1990 года, в день провозглашения декларации о восстановлении независимости Латвийской Республики, несли на руках от парламента, депутатом которого стал Вульфсон, до набережной Даугавы. Видеозаписи этой у Латвийского ТВ почему-то больше нет, но это отлично помнят тысячи людей.

   В 1999-м я зашел к нему в гости, чтобы попросить фотографию военных времен. Просто тогда для еженедельника «Семь пятниц» делали материал к 23 февраля и решили опубликовать военные фотографии нескольких героев. В общем, публикация совершенно не историческая (на фото майор Вульфсон, только пришедший с фронта, стоит на фоне Оперы).

Я был молодым и только с годами как-то особенно оценил тот факт, что во время нашей беседы профессор сказал: «Неправильно написали эту фамилию!» Он, тогда уже 81-летний, в больших очках, умел читать вверх тормашками. А вообще-то в тот день он смотрел CNN и очень переживал за ситуацию в Югославии. При этом писал об этом какой-то труд.

Известна фраза о том, что есть политики, а есть государственные деятели. Первые думают о ближайших выборах, вторые – о стране. Убежден, что профессор Вульфсон таким человеком и был. И тот его аналитический труд об Югославии, думаю, дорогого стоит.

Об Эмме
     Родилась в России в семье беженцев из Латвии, уехавших во время Первой мировой. Детство и юность прошли в Уфе (Башкирия).

      «Сначала я училась в пединституте  Уфы, потом переехала в Ригу, тут и получила диплом по специальности «Журналистика».
        Более полувека профессиональный журналист, – говорит Эмма Рувимовна. – Вышла замуж за студента-медика Александра Брамника. Жили вместе с родителями, тогда никто и не мечтал об отдельной квартире».
      Отдельной строкой отметим, что Александр Брамник – выдающийся хирург, спасший жизни более 15 тысяч людей. С ним Эмма прожила 32 года.

   Когда ей было 67 лет, дети Вульфсона решили познакомить двух одиноких людей. «Это была большая любовь, настоящая, романтичная. Каждый день мы начинали с танго, которое исполняли на кухне, где стоял радиоприемник, под позывные передачи Латвийского радио, – вспоминает Эмма.

 –   Мы с Мавриком все делали вместе: работали – сначала он диктовал свой текст-черновик, а я набирала его на компьютере. Потом мы вместе его редактировали, придумывали новые сюжетные ходы. Вместе же ломали голову над тем, как раздобыть средства для издания очередной книги.

А познакомились так: назначили встречу в парке у Академии художеств, где работал Маврик. Будущий супруг посмотрел на часы: «Эмма, спасибо, что пришли!» И после паузы: « Извините, но я должен идти. Студенты ждут, у  меня урок немецкого»
     Кроме немецкого профессор знал польский, идиш, иврит, английский. Разумеется, и русский, и латышский.

А времени у Маврика оказалось действительно мало – с Эммой прожил всего около 9 лет. Зато это были счастливые годы. Об этом мемуары Эммы Брамник-Вульфсон «Я вышла замуж за романтика». У этого названия книги есть исчерпывающий подзаголовок: «Маврик Вульфсон – политик, дипломат, публицист и лирик: разрозненные страницы воспоминаний счастливой женщины».

   Радует, что архив этот будет храниться в Латвии, а не в Нью-Йорке, где Эмма сейчас проводит
 часть своего времени. Хотя в США есть немало людей, которые бы заплатили за подаренный сейчас архив профессора – поверьте на слово.
 
            
О передаче семейных  архивов опубликовали  многие издания на латышском и русском языках. В том числе:                Latvijas Universit;te d;vin;jum; sa;;musi Vulfsonu ;imenes arh;vu.
Латвийский университет получил подарок – семейный архив Маврика и Эммы Вульфсон;
DELFI Kult;ra, 07. febru;ris 2014 11:50. Foto.
 LETA.LV, 7. febru;ris 2014 , др.

«Академическая библиотека Латвийского университета. В пятницу, 7 февраля здесь состоялась презентация архивов известного публициста, политического и общественного деятеля профессора Латвийской академии художеств Маврика Вульфсона (1918–2004) и журналистского архива Эммы Брамник-Вульфсон.
Содержательный и разносторонний архив состоит из более, чем 50 000 единиц. Архив включает переписку Маврика Вульфсона на латышском, русском, английском и немецком (Нельсон Мандела, Михаил Горбачев, академики перестройки России эпохи Горбачева Александр Яковлев и Юрий Афанасьев президенты Латвии Гунтис Улманис и Вайра Вике-Фрейберга, дипломат, участник сопротивленя Ханс фон Херварт и графиня Марион фон Дойнхоф, известный общественный и политический деятель ФРГ, одна из основателей еженедельника «Die Zeit» (ФРГ), Ингрида Удре , Андрис Шкеле и многие другие), статьи, выступления, заметки, личные документы, награды , фотографии и книги с автографами авторов.

В экспозиции также представлены картины студентов легендарного профессора Академии художеств Маврика Вульфсона, подаренные ему. Многие из работ вошли в созданный по его проекту юбилейный сборник-альбом «Es m;lu Latviju – Я люблю Латвию».

На выставке экспонируется исторический черный портфель – скромная папка из дерматина, с которой Маврик Вульфсон десятилетиями ходил в Академию на лекции. Студенты с затаенным дыханием ждали, когда он откроет ее и начнет рассказывать. Потому что тогда они узнают много очень актуального, нового и интересного. В этой папке он принес и зачитал свой судьбоносный для истории ХХ века доклад на пленуме интеллигенции 2 июня1988 и в декабре 1989 в московском Кремле, с трибуны которого впервые открыто рассказал всему миру правду о пакте Молотова-Риббентропа, развязавшем Гитлеру руки для начала кровавой Второй мировой войны (работа Съезда транслировалась по радио и ТВ).

Другой большой раздел выставки составляют материалы архива Эммы Брамник- Вульфсон, профессионального журналиста, более чем за полвека ее работы в СМИ – публикации, кассеты с записями публикаций, выступлений по Латвийскому радио и ТВ, архивные материалы, а также переписка, выступления и фотографии, награды .

На выставке также представлены ее материалы: рукописи, публикации, аудио- радиоархив, фотографии жизни Рижской еврейской общины, и другие документы, связанные с историей Латвии.
Материалы, выставочные стенды Презентации подготовлены под руководством заведующей Библиотеки Мисиньша Гунты Яунмуктане.


***
Академическая библиотека Латвийского университета
Г-же Венте КОЦЕРЕ, директору очень авторитетной библиотеки Латвии,
Г-же Гунте ЯУНМУКТАНЕ, зав. библиотекой Мисиньша

Вот и закрылась презентация архивов известного общественного и политического деятеля Латвии профессора Латвийской академии художеств Маврика ВУЛЬФОНА и моей скромной персоны. На ней побывыло много посетителей. С ней познакомились около семи тысяч человек. Была большая положительная пресса – публикации в газетах, на радио, ТВ, в интернете. В успехе выставки главная заслуга Ваша, милые Вента и Гунта!
(…) Сердечно благодарю за особую тщательность, внимание и уважение ко всем материалам и документам, особенно касающимся такой Личности, как Маврик Германович. Спасибо всему замечательному коллективу библиотеки! Вы умеете  отлично и слаженно справляться со сложными сегодня задачами – служить гуманной и благородной идее, которой и является понятие БИБЛИОТЕКА! Это понимают и высоко ценят  посетители Ваших мероприятий.
PALDIES! PALDIES! – СПАСИБО!
Ar cie;u!До встречи!

Emma Bramnika-Vulfsone
Нью-Йорк, 12 марта 2014.

======

               ПРЕЗЕНТАЦИЯ АРХИВОВ