Анонимка

Камил
Скажите, уважаемые коллеги, вас ещё не вызывали по анонимному доносу и не допрашивали с пристрастием люди в штатском в казённом здании без вывески? Нет!? Ну тогда у Вас не совсем полные представления об "окружающей Вас действительности" и Вы испытали далеко не все ощущения в этой Жизни. Читайте.

Это случилось года за три до Миллениума, можно сказать в самом разгаре плодотворной работы в частной Pet&Jatric`s клинике, которую посчастливилось открыть лет за пять до описываемых событий. Наша клиника выгодно отличалась от большинства остальных тем, что находилась на базе НЦХ в отделении экспериментальных исследований в хирургии. У нас были совместные научные и экспериментальные работы (и даже патенты) с сотрудниками этого центра и многие из них совмещали работу на два фронта. Помню, как экспериментаторы звали и нас на помощь при экспериментальных пересадках сердца на минипигах и пр. Сказать по правде, я просто получал огромное удовлетворение от работы в операционной и не в последнюю очередь, от того, что у нас были задействованы профессиональные медсёстры и ассистировали в большинстве своём дипломированные хирурги, а не ветеринары, как во всех остальных ветклиниках. Всё это давало колоссальное преимущество перед остальными. Конечно, к нам буквально ломились ветеринары с целью устройства на работу. Но, учитывая опыт, я отдавал предпочтение при приёме на работу дипломированным врачам. Были, конечно, и исключения, ну, к примеру, когда кто-нибудь из профессоров-коллег просил пристроить дипломированного родственника ветеринара... В разное время в клинике работало до 25 врачей и медсестёр. Надо сказать, что репутация у нашего заведения к этому времени уже была на хорошем счету на зависть другим "конкурирующим" ветклиникам, соответственно и поток самых различных хвостатых и пернатых был солидным. Как говориться тропинка не успевала остыть от ног заботливых прихожан, т.е. владельцев животных. Были дни, когда в коридоре не было места яблоку упасть, а операции приходилось делать до поздней ночи, а порой и до утра… Случалось, когда за сутки Ваш покорный слуга делал более 20-ти операций (переломы, травматические ампутации, завороты желудка, кесарево сечения, пиометры, опухоли различных локализаций и много- много других). Как-то кто-то из сотрудников подсчитал, сколько же нам пришлось сделать операций за все прошедшие годы. Их оказалось больше 7 тысяч на тот период. Вот где пригодились знания, полученные в мединституте на военной кафедре.

Пробегая по коридору, забитому посетителями мне как-то без особого труда удавалось отсортировать четвероногих по степени неотложности оказания помощи и вот, что интересно, владельцы абсолютно всегда относились с пониманием и пропускали экстренных животных вне очереди.

О, это было замечательное время. Малый бизнес ещё не был задушен, и чиновники ещё как-то стеснялись открыто заниматься поборами... Словом, всё как будто было ОК. И вдруг, словно гром среди ясного неба - звонок на городской номер в моём кабинете, и неизвестный мне мужчина липким как простуда голосом рекомендовал незамедлительно явиться по указанному адресу... Не могу сказать, что запаниковал тогда, но любопытство граничило со здоровым чувством самосохранения. Что делать, поехал "сдаваться". Через 20 минут был на месте, благо все оказалось рядом. В помещении без официальной вывески и пр. опознавательных знаков меня буквально приняли трое в штатском и сразу учинили допрос... На нем придётся остановиться подробно. Представьте, обычная комната, посередине стул (врать не буду, к полу не прикручен) и три мужика, сидящие по трем углам комнаты и поставленным, леденящим душу голосом... на полном серьёзе перекрёстно спрашивают всякие...глупости, типа: ну, понятно ФИО, образование, когда и где учился, национальность, сколько жён! детей, любовниц!, машин! и при этом, тот, кто читает вопросы все мои ответы сверяет по какой-то бумажке формата А-4. Я отвечаю буквально следующее: ФИО, образование - высшее, национальность - русский башкир... Тут меня резко обрывает один из них поставленным голосом:

- Прекратите паясничать, а еще с высшим образованием!

- А что такого, Вы спросили, я отвечаю точно:

- Кто? - Башкир.

- Какой? - Русский

Говорю ему, стараясь как можно уверенней, на сколько это было возможно в такой обстановке и тут же не удержавшись задаю самый идиотский для этого момента вопрос:

- А что, у нас стали анонимки рассматривать, как в 37 г.? Если у вас есть серьезные обвинения, предъявите, а не допрашивайте меня по анонимному письму.

- Здесь мы задаём вопросы!

Резко одёрнул меня тип, который сверял ответы по бумаге, и снова продолжил допрос что называется "с пристрастием"...

Сейчас уже не могу сказать, сколько продолжалась эта "пытка", помню только что вернулся я домой далеко за полночь с императивно-командным напутствием: крепко подумать и явиться через трое суток...

Не смотря на поздний час, встревоженная не на шутку мама встретила меня у порога и, увидев меня с "завернутыми" в глубины собственного мозга глазами, спросила: "Улым, что случилось?" Конечно, я поспешил её успокоить, сославшись на тяжёлый день в операционной. Но маму не обманешь... Очнувшись утром, я обнаружил на своём письменном столе развёрнутую уфимскую газету с кричащим на весь разворот заголовком: "Не прячьте ваши денежки"... Можете представить мою первую реакцию? Как догадалась мама? И как она может ещё шутить при этом?! И зачем она приперла эту дурацкую газету аж из Уфы? (на тот момент мама только оправилась после инсульта и приехала навестить нас).

Пробежав невидящими глазами по тексту статьи по диагонали, ловлю себя на том, что с разворота газеты на меня, все тем же, как при допросе испепеляюще-изучающим взором смотрят пара чёрных как смоль внимательных глаз в красивой генеральской форме. Про такие глаза у нас говорят - кап ;ара к;;;;р. Эти глаза не спутаешь. Читаю титры под снимком. Баа... Генерал… начальник фискальной службы всего ххххх, да ещё и уроженец тех краёв от куда родом мой отец. Вообще надо сказать, у представителей нашего народа есть такое, если уж служить, так обязательно в армии или в милиции и непременно постараться стать "зур нащяльником". Так уж сложилось, что исторически башкиры относились к воинскому сословию. Вот, к примеру мой дед по отцу на заре советской власти был начальником НКВД всего "Юлаевского" района. Вот только не подумайте, что он всю жизнь мечтал служить в репрессивном аппарате государства. Если помните в 20-е гг. в Башкирии был страшный голод. По разным данным местного населения погибло от голода до миллиона! Что бы выжить надо было где-то работать, а дед оказался единственным грамотным человеком во всей округе, умеющим свободно читать и писать на двух языках и по прошествии лет из писаря в конторе он вырос до самого главного... То, что "наш брат" добивался больших успехов в службе тоже не случайно. Есть такая жилка - упорство на грани с упрямством в хорошем смысле, а ещё и обострённое чувство справедливости. Не случайно, после московской олимпиады в златоглавой у некоторых, честных гаишников появилась кличка - "Башкир". Кто-то возможно помнит, тогда с целью усиления личного состава госавтоинспеции на время спортивных мероприятий планетарного

масштаба в Москву были привлечены гаишники региона 02, а поскольку брать взятки или совершить служебный подлог их просто нельзя было заставить за ними прочно закрепился этот эпитет, который с годами стал подчеркивать не столько нац. принадлежность, сколько честность и порядочность... Не так давно бывший начальник ГАИ, который был одним из тех, кто тогда обеспечивал порядок на столичных дорогах, поведал мне всё это. Езжу за рулём в Москве более 25-ти лет, и много-много раз меня просто отпускали, не смотря на какие-то нарушение, только посмотрев на место рождения. В общем, как написано в энциклопедии Брокгауза-Ефрона: Башкиры - народ хороший, но склонны к сутяжничеству. Этому есть историческое объяснение. Альтернативой восстаний против незаконного захвата их земель был Суд. Автор в этом плане не исключение. В судах у меня 6:0 в пользу справедливости только потому, что стараюсь жить по принципу: не знаешь, как поступить, поступай по закону, так говорил мой отец. Для чего такое длинное лирическое отступление? Ах, да, потому, что в тот "скорбный час" умом я понимал, что по закону не было оснований меня привлекать к ответственности и причина всему случившемуся - какое-то письмо скрытого "доброжелателя"...

Скорее интуитивно в тот момент я понял, что на фотоснимке как раз тот человек, который мне может помочь разобраться в сложившейся ситуации. Звоню уже повторно давнему уфимскому другу - Петровичу. В свое время он занимал довольно крупный партийный пост у нас в республике и как не странно остался нормальным Человеком. Знаком с ним много-много лет ещё по спорту-марафонскому бегу:

- Петрович, ты М.В. знаешь?

- Да, мы друзья. Гоняем вместе на лыжах. Он знатный биатлонист. – был его ответ.

- Так что ты мне вчера это мне не сказал, когда я звонил тебе со своей проблемой?! Он тот человек, который может помочь! - говорю я.

- Что-то я про него и не подумал. Сейчас он тебе перезвонит.

И точно, через минуту звонок.

- Добрый день.

- Добрый.

- По какому адресу тебя вызывали?

Говорю ему точный адрес.

- Сейчас они тебе перезвонят.

Через 5 минут звонок. Тот же голос, который ещё вчера меня жестко "приглашал" в контору, но уже изменившимся почти до неузнаваемости заискивающим голосом:

- Здравствуйте. Вы не могли бы приехать к нам в любое удобное для вас время?

-Да, я сейчас приеду, - сказал я и помчался в "контору".

Меня удивило, что все трое уже почему-то встречали меня при входе в своё заведение и вежливо приглашали вовнутрь, где состоялся буквально следующий разговор:

- Вы извините нас, ошибочка вышла, но мы обязаны были разобраться. Работа с населением наша обязанность, - выпали старший из них и гостеприимным жестом стал приглашать меня за уже накрытый стол. Я вежливо отказался, сославшись на занятость и необходимость скорейшего возвращения на работу, и попросил только об одном:

- Скажите, кто?

- Нет, этого мы сказать не можем. Работа такая. Но если вы подумаете, то догадаетесь. Он рядом с вами - были слова офицера.

Голова моя повторно вскипела мозговым штурмом... Я понимал, что кому-то перешел дорогу... Кому? Ну конечно не пациентам и владельцам животных. Кому?

Не буду лукавить, того "доброжелателя" вычислил не сразу. Даже за операционным столом продолжал думать и вычислять. И вот когда круг "подозреваемых" стал приобретать реальные контуры, вдруг появился Саша - постоянный посетитель клиники, он же адвокат, он же продюсер одного из московских театров почему-то без питомца и сказал, что ему нужно переговорить со мной с глазу на глаз. Вот он и поведал мне, что против меня готовится "заговор" двумя моими сотрудниками с целью устранения меня, как руководителя и захвата клиники по двум главным направлениям. Одно из них - налоговая полиция, другое - руководство Центра. Его попросили помочь откорректировать "донос" в налоговую и составить бизнес-план новой клиники руководству НЦХ. Представляете, у этих молодых идиотов хватило "ума" просить постоянного посетителя клиники о такой услуге! Главным "заговорщиком" оказался пасынок з/о НЦХ, ветеринар по образованию, которого меня около года назад попросил пристроить коллега,

вторым, его друг, которого он привел вместе с собой. Саша привез черновик того документа. Написан он действительно в духе и по лекалам 37 г., где полуправда густо замешана на грязи и лжи. Глупостью, непрофессионализмом и полным отсутствием всякой этики пронизаны каждые строки этого "произведения". Приведу пару фраз, дословно не указывая фамилий: "зам. директора, ФИО, телефон, неоднократно принимал подарки от ГКН. В данном деле не участвовал"! Ну и так далее. Дойдя до пункта сем.положение поймал себя на мысли, что у меня невольно возникло чувство гордости за себя: из текста следовало, что у меня как минимум две жены и три любовницы...Этот документ до сих пор храниться у меня.

Думаю, не трудно будет представить, как оторвал я тогда главного заговорщика от земли, повстречав его в коридоре клиники и только голос разума остановил от необдуманного поступка - расправиться по-свойски с гадюкой, которую "пригрел на груди":

; Отпусти ее, Каа. Она пережила свой яд.

; Гнилая колода.

; Доброй охоты!

Вскоре после этого произошли удивительные для меня события, которым объяснение не могу найти до сих пор. Так, буквально в ту же неделю почетный директор нашего центра вызвал на ковёр отца этого вета и в присутствии директора и главврача отчитал его как мальчишку, предупредив, что бы на пушечный выстрел его отпрыск не приближался к лечебным учреждениям. Для меня остаётся непонятным, по каким каналам Б.В. узнал об этом происшествии? В тот же день позвонил зам. директора Н.О. и стал сетовать, почему я не поставил его в курс дела, на что я резонно заметил, что на тот момент был уверен, что дело касается только меня (я и действительно в первом посещении не знал содержания "доноса"), и потом там ясно сказано, что он "в данном деле не участвовал", но рассказывать содержание последнего не стал, чтобы не расстраивать. Конечно, мне очень хотелось съязвить, почему он хотя бы не намекнул, что ведёт переговоры с "заговорщиками". По прошествии лет, когда страсти улеглись Н.О. как-то посетовал, что бизнес-план этих "лихих ветов" был составлен так, что в итоге не они были должны Центру, а Центр - им. Т.е. он встречался, конечно, с ними и рассматривал такой вариант.

Так ситуация разрешилась можно сказать по счастливому стечению обстоятельств, главным в череде которых являлась прозорливость любящей Матери (ей тогда было около 80 лет, она еще толком не могла говорить после

перенесённого инсульта). То, что она сделала тогда, не проронив ни единого слова, это за гранью понимания, это космос...

Мой рассказ был бы не полным, если не рассказать, как я отблагодарил своих спасителей. Конечно, я позвонил Петровичу и предложил встретиться в каком-нибудь хорошем ресторане, когда М.В. будет в Москве. И вот по скорости, поздним вечером, как раз когда оперировал очередного хвостатого, звонит Петрович и говорит: "Кончай ерундой заниматься, приезжай в "Маму Зою". Москвичи помнят, были такие вкусные грузинские рестораны, один на Фрунзенской набережной, другой - на Пречистенке. Хорошо, что я уже заканчивал. Ресторан, в котором они ужинали, находился рядом на набережной в 5-ти минутах езды от клиники. И вот представьте себе, влетаю в ресторан. Они вовсю, наперегонки употребляют "Гжелку" гранеными стаканами и наливают мне штрафную. Уставший, натощак приняв на грудь полный стакан, теряя сознание уже в туалете ресторана, я успел сделать звонок водителю Серёже...

Очнувшись в своём кабинете в полночь, я обнаружил рядом с диваном заботливо приготовленные две 2-х бутылки колы и 12-ти литровый тазик...

С трудом сдерживая пароксизму стыда и отчаяния, звоню Петровичу с целой серией идиотских вопросов, типа, что было? Как я оказался здесь? И когда в следующий раз М.В. будет снова в Москве? И как, мол, мне стыдно, ведь по сути я Вас пригласил!

А он мне в ответ:

- Койгырма, Туганым (Родной, не переживай ты так). Ну куда ты за нами то хотел угнаться?! Ладно, в следующий раз, когда он приедет, позвоню.

Надо отметить, Петрович, несмотря на то, что был русским, довольно сносно говорил на башкирском и татарском языках.

И действительно, как же я смачно опростоволосился. Куда мне за ними, один - Генерал, другой - бывший зам. мера города...

Ну, зато в следующий раз всё прошло чинно и гладко. Генералу я подарил свой сборник стихов и дал почитать прихваченный с собой черновик доноса. Он профессионально и быстро ознакомился с ним и выдал: "Всё понятно! Такой пасквиль могли написать только про очень хорошего человека"... Пожалуй, это было второй раз в моей жизни, когда большой

чиновник похвалил меня, а самой, пожалуй, высокой похвалой для меня было, когда один начальник московского ОВД сказал мне раздосадовано, ну, после того, как мне удалось просчитать его хитрые ходы и не угодить к нему в "сети": "Так даже евреи не поступают!" Я очень уважаю этот умный и талантливый народ и потому считаю это высказывание в мой адрес наивысшей из похвал.

ПС. Понимаю, конечно, что история не терпит сослагательного наклонения. Но если на минуту представить, не явись чудесным образом та газета и не помоги мне друзья в тот момент, я должен был видимо отрыть "закопанный мною когда-то клад" ну или занять, в конце концов, у кого-то крупную сумму и пойти сдаваться в налоговую полицию, что бы закрыть дело. Именно это видимо и имелось ввиду, когда мне давались три дня для принятия "правильного решения"...