Справедливая Роскошь Невозможного Будущего

Сергей Лановой
Можно понять надежду многих людей на разумное распределение заработанных ими средств, на мудрое и справедливое использование ресурсов земли вообще и страны, в которой упомянутые люди живут, в частности. Ключевое слово здесь именно "справедливое", что, однако, сложно осуществить, исходя из особенностей самой человеческой природы, несущей в себе непреодолимые для сегодняшнего человека противоречия - желание выделиться любой ценой и чувство уже упомянутой справедливости. Самовыражение всегда проявляется первым, немедленно подготавливая себе почву для жизни, развиваясь затем в зависимости от среды и самого носителя в различные формы, от созидательных и человечных до крайне преступных. Справедливость, в свою очередь, оживает лишь в случае собственного нарушения, когда чья-либо уродливая предприимчивость уже прижилась и подготовилась к обороне, что приводит к болезненным столкновениям между обеими формами человеческой природы. А теперь я объясню, о чём вообще речь.

Искренние попытки революционно настроенных агитаторов представить неизбежным процессом социалистическое или даже коммунистическое будущее понятны, но по меньшей мере безответственны, поскольку никто из них, включая часто цитируемых Маркса, Энгельса и самого Ленина, в полной мере не может ответить на вопрос, как на самом деле должна осуществляться диктатура пролетариата, чтобы навсегда удержать завоевания рабочего класса после свержения капитализма и буржуазии. Внешне понятная для простого мировоззрения крестьянина или рабочего картинка, в которой добившийся полной национализации пролетариат наконец-то стал хозяином средств производства, быстро становится расплывчатой, если вспомнить два фундаментальных противоречия - предприимчивость и справедливость. И вот здесь видна ошибка революционных агитаторов сегодняшнего и вчерашнего дня - при полной ясности политических и социальных определений отсутствует главнейшая строительная составляющая любого общества - человеческий фактор. От которого и зависит конечный итог.

Учитывая уроки истории, справедливость в состоянии победить созданное преступной хозяйственностью классовое неравенство, расплачиваясь за свою победу чем-либо ценным, включая человеческую жизнь, после чего приходит время удовлетворённо успокоиться, освобождая место планированию нового строя, что, в свою очередь, даёт возможность обновлённой предприимчивости и самовыражению вновь себя проявить. Это проявление немедленно начинает развиваться двумя уже упомянутыми путями в зависимости от суммарных факторов окружения до таких же суммарных качеств самого человека. Результатом может стать создание чего-то действительно великого и нужного людям, либо, что тоже возможно и происходит, среди честных рабочих или управленцев появляется очередной преступник, величие которого в собственных глазах выражается чувством собственной исключительности, неприкасаемостью, полномочиями и количеством денежных нулей. Примеров подобного уродливого развития ровно столько, сколько раз вообще гремели революции справедливости, начинающиеся после достижения точки общественного кипения и последующего взрыва, а затем, в случае кровопролитных побед, снова сдающие завоёванные позиции кучке предприимчивых проходимцев. Такая последовательность много раз была доказана историей многострадальных человеческих сообществ и государств. Но есть ещё одно. На которое, как ни странно, в вопросах невозможности совместить предприимчивых волков и справедливых овец, никто не обращает внимание. А зря. Потому что это, как ни странно, красота.

Речь о рождаемой человеком потребительской красоте, о его желании таким образом выделиться или, что в данном случае правильней, о стремлении создать нечто великолепное, роскошное, действительно потрясающее, заслуживающее восхищения всех остальных людей. Сюда входит невообразимый по широте перечень материальных продуктов, сделанных не для широкого использования, а как произведение искусства, порой штучно и всегда на высочайшем уровне - ювелирные изделия, предметы быта, автомобили, украшения, механические и электронные устройства, жилые дома, дворцы и многое-многое другое, перечисление чего займёт слишком много времени. Суть, я надеюсь, ясна. Все эти роскошные вещи имеют свою конечную стоимость, часто баснословную, и в случае победы справедливости над преступной предприимчивостью не могут принадлежать ни одному человеку, ни даже группе людей. Они обязаны быть либо обесценены, что невозможно по определению, либо уничтожены как яблоко дальнейшего раздора, с целью пресечь дальнейшее искушение, что также звучит неразумно. Однако искушать человека ни в коем случае нельзя. Есть риск пробуждения тех самых его качеств, что уже привели к невероятному количеству предыдущих смут, войн и революций.
Коллективное владение многих из названных и ещё не упомянутых артефактов часто является невыполнимой задачей, поскольку если дворец какого-либо перевоспитанного миллионера ещё можно использовать под санаторий, то масса других предметов роскоши, таких как бриллианты, предметы антиквариата, эксклюзивные автомобили и прочее, нельзя представить себе распределяемыми по выходным для ударников народного труда. Их, как уже упомянутое яблоко раздора, нужно либо уничтожать, либо наделять ими критическую массу людей, в новом свете рассматривая лозунг "каждому по труду", после чего общественное равновесие будет в некотором роде соблюдено. Однако это уже из области утопий. Именно поэтому всё самое ценное после большинства революций сначала попадало в национальные хранилища и общественные музеи, а затем появлялось в частных коллекциях откуда-то берущихся коллекционеров, предпринимателей, бизнесменов, новых владельцев когда-то национализированных предприятий, чтобы начать эпопею пробуждения справедливости в который уже раз. Причина всё та же - человеческая предприимчивость, быстро перерастающая в жадность, плюс отсутствие жесточайшего контроля со стороны уснувшей после достижения своих целей справедливости - всё упомянутое в сумме всегда приводит к единственному результату - господству одних людей над другими.

Может показаться странным, однако, как и в дилемме "коммунизм-капитал", для нормальной и действительно плодотворной общественной жизни по-прежнему остаются два пути, один из которых похож на коммунистическую модель, являясь по своей сути, скорее, неким идеалом - семейными отношениями с железной дисциплиной внутри упомянутой семьи. Теоретически такая возможность ничуть не более фантастична, нежели единственный в человеческой истории пример Советского Союза, не имевшего, к сожалению, возможности работы над ошибками. Другой путь - так называемый капитализм с человеческим лицом, пусть и часто оплёванным, однако всё же наиболее близким массовой человеческой натуре, доказательством чего служит практически весь наружный цивилизованный мир. Постсоветские территории в это доказательство не входят, там царит обычный бардак, а упомянутый Советский Союз, уникальный в своём роде, был стихийным и осознанным на начальном этапе проектом, умершим в связи с непониманием роли так называемых свобод, приведших в итоге к полному исчезновению действительно многообещающего социального явления.

К сожалению, натура человека массового ещё не готова к такой форме жизни, лишённой семейных порядка и дисциплины, однако полной всяческих вкусных доступностей. И упомянутая натура никогда к упомянутой жизни не подготовится. Наличие любых внешних раздражителей, пусть даже в кажущемся варианте предлагающих нечто более удобное, мягкое и сытное, будет лишь пробуждать человеческое любопытство с последующей завистью и жадностью тех, кто захочет себе больше, нежели у остальных, в конечном итоге воспользовавшись заторможенной реакцией Справедливости, нанося ей болезненный удар. Чтобы этого не происходило, нужна самая настоящая диктатура, железный занавес, теплица, строго охраняемая оранжерея редких форм жизни, которые нельзя легкомысленно поливать забортной или забугорной водой. Необходима совершенная и абсолютная единость атмосферы для живущих в данном оранжерейном обществе. А будут ли это красивые дворцы, замечательные предметы быта и надёжные автомобили для всех и каждого - неважно. В рисуемом счастливыми мечтателями будущем, если предположить успех настырно стремящейся к самой себе Справедливости, можно найти всё самое лучшее для всех живущих на земле.



GC


Лотерейный билет. К звёздам
http://proza.ru/2019/09/12/1640

Дом, в котором мы живём
http://proza.ru/2020/05/24/76

Неестественный Отбор
http://proza.ru/2019/09/17/100