Что значит литература для России, и может ли она б

Александр Дорский
Что значит литература для России, и может ли она быть без неё великой страной?
Кого-то нынешнее состояние литературы наверняка вполне устраивает, и таких людей статья с указанным названием не привлечёт. Тем более, если они не читали мои статьи в Интернете в Прозе. Ру, где я "изливал свою душу" по поводу того, что не могу напечатать своих романов в России (явно по политическим соображениям, уже не угождая не большевикам, а новым русским, либералам), и Интернет не стал мне подмогой выйти к широкому читателю. По этому поводу я могу сказать только одно: время сейчас такое, что духовная апатия разрослась внутри, как раковая опухоль, и интерес вызывает только "дешёвая развлекаловка", для которой современная ситуация – настоящая лафа, ибо так легко и так много денег никогда в России не зарабатывали "на муре". Конечно, высокоинтеллектуальных людей в разных сферах деятельности и сейчас полно, но они как бы "великолепно оформленные роботы", ибо ту духовность, которой была напитана, правда, не очень большая часть общества в СССР, но и не малая, – но её, как говорится, "выжгли калёным железом", и очень многим людям (при том, что в материальном плане жизнь в той стране была слишком уж скромной абсолютно для всех), новая, тем, кто разбогател фантастически, очень даже нравится. (Кто-то сразу скажет, что этот А. Дорский заладил одну и ту же скучную песнь про "распрекрасную жизнь" в опостылевшем СССР, но как говорили в той стране, "кому поп, кому попадья, а кому попова дочка".) При этом если бы новая жизнь действительно становилась гораздо краше для подавляющего большинства, то мою тему надо бы было заткнуть… в одно место,  да и при всём моём несогласии разговоры об СССР и многовековом историческом пути России тогда бы умерли действительно бесповоротно, и Интернету не пришлось бы  наполнять внутреннее содержание людей "теми приправами", какими он "наполняет" её сейчас. Потому я и пишу эту статью, ибо пока, судя по политическим дебатам, далеко не все в восторге от того, какую они наблюдают реальность. Не вся, конечно,  нация, но и не малая её часть.
А теперь перейду непосредственно к теме, которую надумал представить на суд публики. То, что мне не удалось за много лет напечатать нормальным образом ни одного романа "О жизни советских людей в СССР", от которых шарахались все издатели разных направлений (и так называемые патриоты в том числе), я имею право сказать, что в России литература стала ещё более заангажирована в политическом плане, чем это было в СССР, и Интернет не стал спасением от этого. По крайней мере, довести цикл романов о жизни людей в стране, которую уничтожили, как говорится, среди белого дня бандитским образом, до широкого читателя в течение пары десятков лет у меня не получилось.
Но прежде чем дальше развивать тему, связанную с литературой, коротко представлюсь тем, кто понятия не имеет об А. Дорском, возможно единственном человеке в этом мире, кто решился стать писателем в самое неудачное для этого время (да не просто писателем, а человеком, пытающимся изменить негативное мнение к огромной стране, от которой отказалась большая часть её населения), в возрасте и с, можно сказать, нулевым гуманитарным багажом, что любой нормальный человек посчитает такое решение просто безумием.
Подобных мне авторов в Интернете, в Прозе. ру, я пока не встретил,  сам же я стал автором в силу невероятных обстоятельств. Об этом в статьях, которые помещены в этом разделе Интернета, я уже отмечал, но эта статья как бы заключительная, потому кое в чём повторюсь.
Каким я стал писателем, давать оценку себе не буду, только скажу, что хотя я им стал в невероятно сложной для такого рода деятельности ситуации, но исключительным человеком себя не считаю, а так навязчиво пытаюсь найти издателя романов А. Дорского только потому, что вряд ли кто-то другой ещё напишет так правдиво и искренно о жизни, прожитой в стране СССР (не буду снова объяснять, что имеется в виду, наговорился на эту тему), но такие романы должны появиться, хотя СССР уже покойник, ибо ложь, грязь и разные мерзости о той (уже ушедшей навсегда жизни) так распространились в миллионах книг, что  порядочные люди, совершенно ничего не знающие о той жизни, но встретивши книги с правдивыми описаниями и поверившими в их правдивость, не могут не получить огромного удовлетворения от того, что за жизнь была у их предков на всём историческом пути России, в том числе и на отрезке того пути, когда она была страной СССР, за которую им не надо стыдиться. Как я уже сказал, статья эта заключительная, потому для тех, кто читает о Дорском впервые, повторю то важное, что даёт мне право считать себя особым автором, а те, кто это уже усвоили, скажу им о том, что в этой статье будет текст, которого они ещё не читали, и будут сильно удивлены его содержанием. А то, что им уже известно, нетрудно пропустить.
Скажу же я сейчас о том, как же это произошло, что я вдруг выскочил в писатели, при том, что основную часть жизни прошагал совсем в другой сфере человеческой деятельности. Но без этого А. Дорский на свет бы не появился (писателем в нормальном для этого возрасте он ведь не стал), а кто-то другой таких романов, как он, писать бы не стал, что и подтверждает теперешняя реальность. Ныне литература совсем другая. Итак совсем коротко.
Собственно, перед Великой Отечественной войной родилось очень много детей, и военные годы очень многие из них провели в условиях голода и нищеты ужасающих, которые сильно тормозили умственное развитие. Лично я провёл эти тяжелейшие годы испытаний в эвакуации в Татарской АССР, в глухомани, куда согнали огромное количество эвакуированных из Европейской части, которые там жили так, будто они глухонемые, по крайней мере, я не встретил ни одного взрослого, кто бы проявил ко мне просто человеческий интерес (с чем я столкнусь спустя годы в Ленинграде), а местное население, татары, ждали с нетерпением появления у них немцев, не считая нас за людей. Я действительно до 9-ти лет жил с невероятно заторможенным развитием. И только оказавшись после окончания войны (как сказано) в Ленинграде, у бабушки (в упомянутые 9 лет),, и проучившись в прекрасной школе несколько лет, во мне  стало пробуждаться сознание, и до меня стало доходить, что со мной всё не просто: я не был похож ни на одного пацана в своём ленинградском дворе в самом центре этого прекраснейшего города в стране (но мир для себя я ещё не открыл, освоив всего несколько  квадратных километров его территории), а потом и в институте (а в ВУЗЕ я учился тоже одном из престижнейших, научно-технического направления) тоже (со своей нищетой и вечно голодный) я удивлял многих своим обликом, который не вязался с моим внешним видом (впрочем, меня считали смазливым мальчиком). Всё это сказано для того, чтобы стало понятно, что к моёй судьбе ПРИРОДА явно приложила руку, хотя бытовые условия, в каких я формировался в человека, были – хуже некуда.
В связи со сказанным считаю важным отметить тот факт (в связи с тем, что я родился и рос в СССР, который потом оплюют и оскорбят до предела), что у меня вроде не было повода особо любить ту страну, в которой я родился, ибо семья, в которой я пребывал (я говорю уже о послевоенном времени, а мой отец погиб в самом начале войны), была чуть ли не из самых бедных в огромном доме на Малой Садовой (на очень короткой улочке, вливающейся в Невский проспект, на углу которой располагается Елисеевский гастроном, тесно слитый с Драматическим театром Акимова, а напротив его, если пересечь Невский, расположен уютный садик с огромным памятником Екатерине II, возвышающейся над расположившимися у её ног фаворитами, а за ним красуется Александринка, главный театр Царской России, то есть в самом центре красивейшего города в мире). До того как эта страна превратилась в СССР, наверняка в этом месте голытьба не жила, тем более, что наш дом был слит самым тесным образом с дворцом графа Шувалова, парадный вход в который выходил на улицу Ракова (названия я привожу те, с которыми вместе существовал в этих местах много лет во время своего формирования). Сколько дней и ночей я просуществовал с абсолютно пустым желудком (речь о второй половине 40-х и в пятидесятые годы XX века), я не подсчитывал, но имею право сказать, что вполне бы мог вырасти в СССР диссидентом, которые в обилии появятся уже в гораздо более сытые времена, но вместо этого я получился в полной мере советским человеком, и это достоверно, без лжи и лицемерия, представлено в романах  А. Дорского, которые появятся на свет спустя годы, когда я буду уже в предпенсионном возрасте, сохранив многое в своей памяти в таких подробностях, что удивляюсь этому до сих пор (как такое получилось), заглядывая в рукописи, которых практически ещё не издал.
Не могу не повторится в этой статье о том, как я расцениваю своё литературное творчество. Это не "ход конём", когда я в первый раз в одной из статей в Интернете заявил, что романы "О жизни советских людей в СССР" создал не я, а виртуальный писатель, "вылупившийся из моего сознания" – А. Дорский. О том, что во мне существует ПОДСОЗНАНИЕ, я понял уже в зрелом возрасте, но тогда ещё ничего не написал, у меня имелись только обрывки на листах бумаги, каких я скопил очень много к тому времени, когда "брошусь в литературу". В статьях на эту тему написано так много, что повторятся не буду, только повторю одно: сам я, не обладая от природы подсознанием, романов бы точно не написал.
Судьбу моей литературной эпопеи я тоже подробно описал в статьях, здесь лишь скажу, что преодолеть неприязнь к теме, которой я посвятил остаток своей жизни (о восстановлении "очищенной от грязи" истории СССР), мне не удалось, и не ослеплённых ненавистью к той стране читателей я практически не получил, так что особо похвастать достоинствами прозы, о которой речь в этой статье, я не могу, но выбить из своей головы, что созданные А. Дорским романы (все вместе, а не пара – три штуки), после уничтожения СССР стали не нужны людям в России, у меня не получается. Сразу тут же добавлю. Восторженных текстов в книгах о той жизни очень мало, ибо в послевоенный период и до ликвидации страны СССР, в мирный период жизни, какой выпал на долю его народа, особо "сладким" существованием народ тогда не упивался.. Но эта самая ЖИЗНЬ неустанно улучшалась в экономическом плане, главном компоненте человеческого существования, чего стране России всегда давалось очень трудно. 
Однако долго жить той стране, не похожей ни на одну другую, по тем законам, которые в ней, с грехом пополам, внедрили её идеологи (хотя и не в полной мере), у неё не получилось.
В этом месте повествования очень важно вспомнить великого русского мыслителя Н. Бердяева. Ибо разговор о влиянии литературы на формирование наций и их культурного наследия нельзя не начать с его высказывания, от которого первого я узнал то, что сейчас процитирую. Об этом в статьях А. Дорского сказано много, но как отмечено выше, эта статья заключительная по теме "страна СССР", потому представлю в ней главное, что необходимо сказать по данной теме. Привожу цитату из его трудов. "В истории мы видим пять разных Россий: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию". И ещё несколько фраз. "…в Московском царстве очень слаба и невыражена была культура мысли. Московское царство было почти бессмысленным и безсловесным, но в нём было достигнуто значительное оформление стихии, был выраженный пластический стиль, которого лишена была Россия петровская, Россия пробудившейся мысли и слова, Россия мыслящая, создавшая великую литературу, искавшая социальной правды, была разорванной и бесстильной, не имела органического единства".
Россия значительно позже некоторых стран, о которых скажем ниже, стала вносить большой вклад в развитие Человеческой Цивилизации, и переоценить значение литературы в этом плане (не будем уточнять, какой литературы, ибо недоучки эту статью читать не будут) невозможно. Все страны в мире, которые внесли большой вклад в развитие Человеческого Сознания, без которого говорить о Цивилизации было бы нечего, имеют в своём активе такое собрание великих писателей и поэтов, что по этой теме нечего и распространяться. Италия, Англия, Франция, Испания, Германия, США (тоже молодая страна по этой части), многие другие, и, как уже сказано, вдруг вспыхнувшая эпохой просвещения в Петровские времена Россия, которая "подарила мировой культуре" в XIX веке талантливые произведения великих классиков русской литературы, благодаря которым эта страна заняла одно из почётных мест среди глубоко мыслящих наций.
И вообще каждое событие, которое становилось ярким явлением в истории Человеческой Цивилизации (не только в России), обязательно находило отклик в его отражении в стихотворном виде или в прозаическом. Такие события не могли не вызвать вдохновения у тех людей, кто был наделён литературным талантом, а такие люди практически всегда находились в человеческом обществе. Другое дело, если кто-то пытается придать какому-то событию яркое содержание, а на самом деле его нет. Говорю об этом потому, возвращаюсь снова к России), что по поводу Октябрьской революции в 1917 году и о Гражданской войне не обошлось без того, что власть подталкивала представлять некоторые события "искусственно надутыми пузырями". На самом же деле в России в начале XX века произошли сложные, многоплановые события, и спустя 100 лет можно высказаться по этому поводу определённо. В тот момент, когда произошла Октябрьская революция (о Февральской говорить не будем, она изначально не претендовала на нечто подобное Великой Французской революции) население России представляло из себя СЛОЁНЫЙ ПИРОГ, в ней не было ЕДИНОЙ СИЛЫ ЗЛА и противостоящей ей тоже ЕДИНОЙ СИЛЫ ДОБРА. Потому и получилась такая жестокая, коварная, кровопролитная Гражданская война, воспевать которую не нашлось ПЕВЦОВ В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА. Талантов в России оказалось немалое число, но никто не смог стать ИСТИННЫМ ПЕВЦОМ того события, которое превратило Россию в БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ государство.  При этом разрывать на части Октябрьскую революцию и Гражданскую войну абсурдно – это были две части одного исторического явления.
Это известно всем просвещённым людям, что главными этапами существования СССР были Революционные годы и Гражданская война, в результате которых она возникла, потом очень болезненно осуществлялись коллективизация и индустриализация страны, а в период напряжённого труда народа, с энтузиазмом строившего новую страну, грянула Великая Отечественная война с фашистской Германией, за которой последовало послевоенное возрождение страны "из пепла", и, наконец, последний период, которому посвящены романы А. Дорского – осуществление, наконец, основной части Красного проекта, в результате которого страна превратилась во ВТОРУЮ в МИРЕ по МОГУЩЕСТВУ, впервые за свою тысячелетнюю историю. В этот период в стране оставался практически единственный представитель старой гвардии революционеров – И. Сталин, не доживший до пика могущества СССР, которое произошло уже в мирное время, это завершили его наследники, среди которых уже подобных ему крупных фигур не было, но страна продолжала свой путь в мировой истории, правда не долго. Всё закончилось крахом страны, который, и это истинная правда, стал большим сюрпризом для основной массы законопослушного населения…
Этот последний период надо считать главным на всём историческом пути России, ибо хотя она и отставала от США – самой богатой страны в мире, но такой экономики прежде в России не было.
Но мы снова отклонились от заявленной теме в статье, о влиянии литературы на жизнь в России. О всей предыдущей жизни страны, который пережила СССР, кроме последнего этапа, существуют "горы литературы", которая сейчас правда почти не востребована, а вот последний этап её существования отражён весьма скромно. Звону насчёт её успехов в Космонавтике, в мирном использовании АТОМА ВО БЛАГО ЛЮДЕЙ, и прочих достижениях в ряде отраслей промышленности было много, но страну от уничтожения это не спасло. Думаю, не я один так считаю, что литература о жизни советских людей, настоящая, содержательная литература, свободная от догм, в которые её пытались "заковать" люди из властных структур, которым сподручно было управлять обществом с помощью политических манипуляций, имела бы большое значение для жизнестойкости СССР (в Царской России она была на высоком уровне), а в СССР большевики, как нарочно, всё делали для того, чтобы та литература, которая ПИТАЕТ ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ людей, на свет не появлялась. Вот и заполнились прилавки книжных магазинов в основном  макулатурой, которая дополнялась диссидентской продукцией, появление которой возникало как бы из воздуха. (Но и тут нельзя не сделать вставку: это тоже теперь стократно подтверждённый факт, что СССР жить нормально не давали такие МОЩНЫЕ СИЛЫ, что валить все беды этой страны только на советскую власть, среди которой в момент её ликвидации Вождей уже не было, не конструктивно. Без внешнего воздействия страна бы не исчезла. Что же касается вклада литературы в жизнь общества, что он может быть огромен, то, кстати, это было доказано в 20-е и 30-е годы в СССР, когда страна ещё не встала на ноги, и была "жалкой, по сравнению с той, которую повергли", но тогда литература явно оказала огромное влияние на формирование тех советских людей, которые становились опорой строящегося государства.
Говоря о воплощении эпохи XX века в России, по моему мнению, следует назвать два имени, которые пытались воспеть то время: М. Горького и В Маяковского, значительно более молодого представителя литературной сферы. Первый из названных – безоговорочно очень крупная фигура – писатель, который котировался быть отмеченным первым из русских "художников слова" самой крупной в мире премией, Нобелевской, но им стал, как известно, другой писатель – И. Бунин. Заслуги В. Маяковского в литературе более скромны, он поэт уже XX века, в котором причастными к литературе стало неизмеримо больше представителей уже в новой стране СССР, но ЗВЁЗД МИРОВОГО УРОВНЯ XIX века они не превзошли, и ПЕВЦОВ нового общества, возникшего в Человеческой Цивилизации в XX веке, которые бы укрепили страну "на века", не появилось. Наиболее глубоким писателем стал представитель новой советской литературы М. Шолохов, славу которого недруги в мире этой страны много лет пытались "вымазать чёрной краской", но всё равно элита Человеческого общества (к которой причислили Нобелевский Комитет по премиям) после долгих дрязг вокруг имени этого БОЛЬШОГО ПИСАТЕЛЯ, присудил ему Нобелевскую премию за роман "Тихий дон", о жизни в одной из частей России (донских казаков) в Царское время и в период её крушения, и создания нового уникального государства. ПЕВЦОМ превращения России в совершенно неведомое прежде состояние общества на этой Планете, которое должно чтить всё человечество (хотя среди умнейших людей в мире он получил огромное влияние) ему тоже не удалось, но он увидел в преобразованиях, имевших место в России, такие мощные ПЛАСТЫ в недрах общества, в которых "барахтались" люди в процессе ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ, что этот писатель вошёл таки в ИСТОРИЮ мировой литературы, обессмертив страну СССР, гражданином которой он умер. Но, как известно, и его творчество не спасло СССР от растерзания на части теми силами, которые не желали иметь таковую в их жизненном пространстве. В СССР в момент создания и укрепления этой страны творили и другие мощные таланты, как М Булгаков, Алексей Толстой и ряд других. И в период Великой Отечественной войны тоже было создано много выдающихся произведений, убедительно раскрывших невероятный дух советских людей, отдававших всё, вплоть до своих жизней, для победы над беспрецедентным по жестокости и военной мощи врагом.
В этой короткой статье не будем снова распространяться о том, что ПРЕДИСТОРИЯ создания СССР была ОГРОМНА. Без неё бы такой страны не возникло. Но всё в этом плане получилось так непредсказуемо, что по поводу тех событий не наговорились до сих пор. Но от этого никуда не уйти: ПЛОДОМ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИ стало возникновение страны СССР, и этот факт вытравить из мировой истории невозможно. Но при этом нельзя не сказать и того, что нового СССР появиться не может. "Два раза в одну реку не войти!"
А резюме этой статьи будет таково. Особая роль России в её возникновении и существовании состоит в том, что в этой стране испокон веков зародилось стремление к установлению СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ в обществе большее, чем в любом другом государстве. Реализация этого ПОСЫЛА потребовала от страны совершить ОСОБЫЙ исторический путь, которого не совершила никакая другая страна. Так что всё, что произошло в России до установления в ней того периода, который начался в СССР с 60-х годов XX века и был подготовкой к итогу её ОСОБОГО пути. В результате этого и появилась в мире такая страна, в которой ПОРЯДОЧНОСТЬ людей стала ФИРМЕННЫМ её ЗНАКОМ. Конечно, такими людьми стали далеко не все её граждане, которые бы испытывали удовлетворение от того, что они являются воплощением ПОРЯДОЧНОСТИ. Иначе трагедии бы не произошло. Вот и вся премудрость ОСОБОСТИ страны СССР, который, по крайней мере на последнем её этапе, описан в романах А. Дорского. В них живут самые обычные люди, которые даже не отдавали отчёт в том (каковые такими являлись), что они получают большое удовлетворение от того, что они ПОРЯДОЧНЫЕ люди, а страна, до определённого момента им в том содействовала, причём литература (тоже до поры до времени) укрепляла в них ЗДОРОВЫЙ ДУХ. А когда началось разложение советского общества, литература превратилась во что-то "непотребное" для употребления её порядочными людьми. В результате всего происходящего с советским обществом, ему оказалось легко "нанести НОКДАУН" в результате ПЕРЕСТРОЙКИ, которую "злые на страну люди" вбили в голову ПЕРВОМУ секретарю ЦК КПСС (вроде "главному ответственному за внедрение коммунистических идей в обществе"), а потом они же послали в НОКАУТ и ту часть общества, которое состояло из порядочных людей (про остальных не говорим, многие из них озолотились на этом как в сказке) вместе с ПЕРВЫМ генеральным секретарём, который успел вскочить в другое кресло – Президента страны, но его это не спасло от позора.
В заключение повторим, что романы А. Дорского повествуют о том, как в послевоенные годы в СССР формировалось советское общество в условиях прочного мира, обеспеченного победой страны над фашистской Германией и созданием сразу вслед за США (которое тут же стало "точить зубы") мощного противовеса – своей собственной атомной бомбы. Причём в романах главные персонажи не баловни судьбы, а из "неблагополучных граждан", т.е. жизнь советских людей представлена без прикрас, что разбивает в пух и прах ложь и лицемерие тех людей, кто щелро тратил свои жизни на опорочивание  страны СССР. Ни на что другое писатель А. Дорский не претендует, только  на роль застрельщика компании по восстановлению правдивой истории СССР.