Как спелись лирик с физиком..

Валентина Марцафей
   
 
   Запомнился почему-то этот  забавный американский фильм 80-х годов  « Как Гарри встретил Салли».  Впрочем, совсем не почему-то, а потому, что фильм этот был о том, чего не было в СССР ( как уверяла на одной международной встрече известная наша то ли ткачиха, то ли лётчица.)   А мы были молоды, и нас, конечно,  даже очень интересовали отношения  с противоположным полом.
   
     Так вот, фильм  этот  был весь вокруг секса, но… без    секса. Это был рассказ о том, как  Он и Она, на протяжении более десяти лет испытывая друг к другу непроходящее  влечение и постоянно пересекаясь в жизни, горячо обсуждают проблемы секса, который лично их как бы, не касается, и при этом прикладывают все усилия, чтоб не выйти за пределы  «хорошей дружбы».
   
   А мне подумалось:  ХОРОШАЯ  ТЕМА  ДЛЯ КОНКУРСНЫХ РАССКАЗОВ ПОД НОВЫЙ ГОД!
Особенно,  если их вместо оливье и сахарной  пудры приправить  немного юмором!
   И сразу хочу предложить в тему  мне знакомую историю, отчасти напомнившую названный фильм. 

   
  Середина 60-х. Библиотека одного из одесских вузов… В библиографическом отделе,  где  каталоги,  картотеки, и обработки новых книг,  восседают опытные спецы библиотечного дела, дамы от 40 плюс икс.
Там всегда тихо, чаёк в любое время  и разъяснительные  беседы в помощь студентами и преподавателям.
    Жизнь же бурлит в отделе абонемента. Здесь выдача и обмен учебников и методичек. Здесь всегда весёлая толпа студентов, шутки, смех.
Здесь работа для молодых библиотекарей.
Мы с Анжелой работаем  здесь второй год. Она - после истфака, я -  после филфака.  Мы подружились, но вкусы у нас разные и это совсем не плохо: мы по-разному, по необъяснимым критериям, себе выбираем друзей. Хотя, вернее сказать, первыми в своих симпатиях определялись студенты:  у Анжелы свои постоянные  читатели, у меня – свои.
     Через год у Анжелы случилась любовь с первого взгляда с дипломником Виталием (и на всю жизнь!) а у меня  попеременная дружба с двумя Толиками.
 С Толиком №1 мы ходим в кино, заходя на обязательные посиделки к его маме и бабушке .
 С Толиком №2 по выходным ездим на 13 станцию Б.Фонтана, где на даче, в сарае, оставлены куры с  петухом.  Родители  обязали Толика приезжать кормить  кур  и чистить сарай.  Он работает и сражается с петухом, который норовит пробиться во двор, а я в это время брожу по саду,  дышу свежим бризом  и ищу поздние яблочки на деревьях, а он особенно вкусные. И всю обратную дорогу  домой, в трамвае, держу дистанцию от Толика, пропахшего курятником. Он вынашивает план, как в следующий приезд  он петуха зажарит на костре!
   Оба Толика – чудные парни. Оба кончают институт, оба весёлые и певучие, №2, вообще, руководит студенческим ВИА, прекрасный пианист, и всегда  тянет меня на репетиции и концерты его ансамбля. И оба имеют какие-то планы на меня. Но у меня планов на них никаких не было! 
А дружилось неплохо!
 
    Мы с Анжелой поём в хоре, в квартете, завоёвываем призы на конкурсах, по просьбе кураторов групп проводим в группах обзоры художественных журналов, повышая, так сказать, культурный уровень студентов – и ездим в колхозы на помидоры и кабачки, летом работаем в приёмной комиссии. Скучать некогда!
   
   Но тайный любимчик появился вскоре и у меня. Высокий, кареглазый, очень вежливый и скромный аспирант Дима.  Никаких к более близкому общению поползновений он не делал.  А держать дистанцию в то время мне нравилось.
   
    Дима появлялся регулярно,  чтоб обменять
 немецкий  технический  журнал на очередной номер…
    Я шла за журналом в дальний угол зала, где шкафами с иностранными журналами был огорожен стол нашей заведующей.  Однажды она заинтересовалась,  кто  именно читает немецкий журнал. А узнав, удивилась:
    - Странно. Доподлинно знаю, что Дмитрий Владимирович  немецким не владеет, - Похожая  на мудрую старую сову,  Лия Григорьевна улыбается:  -Мой совет Вам, дорогая, присмотритесь к этому молодому человеку – лучшего в институте не сыскать…
 
    Анжела, узнав об этом совете, усмехнулась
   - Мы точно не в его вкусе! Видела бы ты, в какой компашке он вращается!  Девочки все из консерватории!  Одна постоянно со скрипочкой. Он мой сосед, вижу их часто.    
     Ну, думаю, если Анжелка пасует,  у которой папа профессор, мама доцент, и живут они в собственном доме  на Французском бульваре, то это точно не мой вариант:  папа - бухгалтер, мама- медсестра, и живём в такой большой
коммунальной квартире, куда парня в гости  и пригласить страшно!
   
   Намотала я информацию на ус, но огорчаться не стала.  Потому что о замужестве не задумывалась!  Ведь только вздохнула свободно,  остались позади   зачёты  и экзамены,
и работу имею интереснейшую, и друзей хватает. Что ещё надо! А любовь- это уж как повезёт!    Первая, студенческая, не совсем ещё забылась, царапины на сердце остались.  НО встретится когда-нибудь и настоящая, я в это верила!

   Но  Диму, видимо, озадачило отсутствие обычной улыбки на моём лице при его появлении.
     Неожиданно, в середине октября, предлагает мне Анжела поехать в воскресенье в Кишинев. Одесситы часто туда наезжали отовариться. Мне ехать было не за чем, и  я стала отказываться.
    Но она настаивала:
   - Понимаешь, Дима уговорил нас с Виталием (Виталий с Димой дружили давно!) помочь ему купить в Кишинёве костюм. Но мы должны уговорить и тебя.  Иначе он не поедет, и останется без костюма на Октябрьские праздники. Ребята возьмут такси туда и обратно на нас четверых.
 
   Пришлось поехать. В воскресенье, в начале одиннадцатого мы были уже в Кишинёве.  Центральная улица одна,  нужные магазины – все на ней. Уже в третьем по счёту нашли приличный румынский тёмно-синий костюм Диме. Дима доволен.  Анжела с Виталием собрались  бродить по магазинам дальше, а я решила обследовать Центральный рынок. Хобби у меня такое! Куда ни приеду - первым делом на рынок! Ничего не попишешь –«хазяйська дытына!»- как говорила моя мама.
    Дима решил меня сопровождать, хотя, если честно, по рынку и по  магазинам  люблю ходить одна.  Договорились с ребятами о встрече – в пять  часов должен  подъехать к вокзалу наш таксист… Сели в троллейбус и приехали на рынок.
    Ничего конкретного  я не искала. Визит  из чистого интереса. Но краем глаза поглядывала на Диму, боясь увидеть на его лице следы недовольства. Но ничего похожего, по-прежнему весел  и смешно комментирует  молдавских продавцов. Вышагивает, как аист с пакетом подмышкой. Подметив сходство, говорю:
   -  У аиста в пакете,  случайно, не младенец?
 И Дима тут же парирует? – Нет, у меня здесь пелёнки для младенца.  А вот  капусты, где прячется младенец,, нигде не вижу.
  Рядом идущая женщина начинает ему объяснять, где  найти на этом рынке капусту. Дима разыгрывает её, сочиняет байки про неурожай капусты в соседней Одессе.
 
    Но вот я заметила то, мимо чего пройти не смогла. Мой нос по запаху вывел меня на удивительно крупную, ароматную  айву. Мама варит из неё прекрасный джем.
 Могла ли я пройти мимо?!
    У меня  в сумочке всегда  присутствует  вязанная безразмерная авоська.  Не раздумывая, я покупаю три  килограмма айвы. И Дима тотчас отбирает у меня авоську.
Я не возражаю,.. Только в сторону не без ехидства брякнула:
    - Для разнообразия,  временно сменим скрипочку на авоську!
    Дима  понимающе рассмеялся.
 
     Мы перешли на «Ты»  и  пошли в кафе  обедать.
  Бродили потом по  центру. В пять часов  покинули благополучно столицу братской Молдавии.
   
    Через полтора часа езды со мной приключилась беда! 
Я страшно укачалась! Терпела, сколько могла.  Потом кричу:
« Остановите!», вылетаю из машины и бегу в поле, подальше от свидетелей моего позора!    Меня вывернуло наизнанку с остатками молдавского обеда, но зато сразу стало легче. Только кружилась голова.
   И тут из-за плеча чья-то рука протягивает бутылку «Боржоми» и носовой платок.
   Я пью воду, выливаю часть на платок, вытираю лицо, и, глядя на сострадающее лицо Димы, улыбаюсь.  Понимаю, что со стороны происшествие кажется забавным, и мне самой становится смешно.  Но как потом признался Дима, именно  то, что я не ныла, его удивило и понравилось. Видно,  самоиронии  в консерватории не хватало…

   Мы вернулись в машину, на заднее сидение,
где меня ждала в свои объятия Анжелка...
 Но руку под голову мне предложил Димка.
И я спокойно дремала на ней до самого дома.
   - А мне  стаканчик джема перепадёт?- отдавая мне авоську, спросил Дима.- Я тоже сладкоежка.
  -  Запомним! – пообещала я.   
 
    После молдавских  конфузов я  поняла, что было бы смешно рассчитывать на  продолжение отношений. И с внутренней усмешкой ожидала признаков  падения моего  «Рейтинга».  Но  отношение Димы ко мне было стабильным  и тёплым  - не придерёшься.
 
     Мы стали изредка встречаться. Зима выдалась морозная, и снегом Одессу  засыпало навалом.
 Отогревались часто в кинотеатрах, реже – в  театрах!  Было время прекрасных концертов! Юрий Антонов,  Жванецкий, Карцев,  Ильченко, встречи творческие с поэтами, гастроли столичных театров!  Не пропускали ни одного концерта…
       Новый год встречали в доме Анжелы, в молодёжной компании. И тут Дима открылся с новой стороны.  Юмор, эрудиция, тактичность – тамадой он оказался  безукоризненным! На этом фоне его минусы показались смехотворными.  Например, оказалось, что у него нет слуха,  слуха,  и в танце он не попадает в такт, но он так виртуозно, иронизируя над собой, исполнял «Чемоданчик» и « Там, где  брошка, там «пирод», что все смеялись от души!

      Расходились на рассвете. Мы шли мимо дома Димы, в котором  не светилось ни одно окно.
И тут он говорит: «Пойдём ко мне! У меня отдельная  комната, сестра где-то встречает с классом,  родители спят, никто нас не увидит.»
    - А мои, точно, не спят, и волнуются, - весело отвечаю я, а внутри начинаю «закипать».  В последнее время стала появляться у него такая идея-фикс, и я всегда отшучиваюсь.  Но сегодня   меня это уже достало.
     - Знаешь что, иди лучше отдыхай! Вон уже  пятый номер  трамвая пошёл. Я доеду сама.
    Конечно, он поехал со мной.  Холодрыга в вагоне была та ещё!   У меня зуб на зуб не попадал. И всю дорогу, под понимающую усмешку кондуктора, Димка грел ладонями мои замёрзшие в капроновых чулочках колени.  Потом неожиданно спросил:
   -  Кстати, почему  ты ни разу не спросила меня, зачем мне немецкий журнал, если я ни бум-бум по-немецки? Не догадывалась?
   -- Я думала… я считала… мне наша зава что-то
 намекала… но я…
    - А ты до сих по не понимаешь, зачем я посылал тебя в тот дальний угол за журналом?  Да потому, что меня бросало в дрожь  от  твоей  походочки, от  этих ножек в домашних тапочках… И представить тогда не мог, что вот так буду гладить твои коленки…
      - А мы уже приехали, нам выходить, - спешу я.
   Он провожает меня до парадной, здоровается с нашей дворничихой тётей Витей, вышедшей расчистить  снег и посыпать солью подходы к парадной, целует, куда придётся, и я убегаю.

    Дома, укрывшись с головой тёплым одеялом, расплакалась, сама не зная отчего.
« Чего рюмсаешь? – шепчет мне  внутренний голос, мой верный друг. – Ясно же, что любит!»
 «Так пусть и скажет об этом! А он  всё про отдельную комнату… Все уши прожужжал уже!»
    Что-то трудно стало мне договариваться с внутренним голосом. Раньше всегда меня поддерживал, а сейчас всё чаще защищает Димку.
Я была уверена в одном:  если Димка начнёт настаивать, мы поссоримся.   Меня не оставляла мысль о том,, что  мы с ним очень разны, и ничего серьёзного у нас не  сложится. Его сухая физика с моей лирикой и романтикой  плохо стыковалась.. Он игнорировал Евтушенко, я даже под пистолетом  не хотела читать Достоевского..   В то время, кстати, я,  после  Ремарка и Хемингуэя погрузилась в  Моэма, Голсуорси и  особенно – в Ромена Роллана.!
    Героиня его романа «Очарованная душа», Аннета Ривьер стала  образцом женщины,  под которую я шлифовала свой характер и мировоззрение.
   Можете смеяться, но «Моральный кодекс строителя коммунизма» был для большей части молодёжи тоже не пустым звуком! Смешно, да?
     Но  случившийся за полгода до описываемых событий казус с моей лучшей подругой  Леной подтвердил  мне, что  я на правильном пути.
После того, что мы разбежались по разным вузам,
 встречались мы с Ленкой редко.  И вдруг  - приглашение сыграть роль первой подруги на её свадьбе.  Свадьба, как и все раньше – в домашнем варианте, в кругу родственников и друзей.   Ленка  сама сшила себе белое платье,  а туфлями
 мы временно  обменялись.
    Играла радиола, было весело.  Но не только я обратила внимание, как трижды выскакивала из-за стола Ленка и возвращалась бледнее своего платья. Ежу было понятно: ранний токсикоз! Все старательно не обращали на это внимания. Я Лену ни в коем разе не осуждала,  мне жаль было тётю  Нину,  Ленкину маму, её смущённого вида и виноватых глаз.
   
     И тогда, зажав рот своему внутреннему голосу, шептавшему в ухо: «Поду-у-умаешь! Что здесь такого?!  Не будь ханжой, подруга!» - я  решила, что никогда своей маме не доставлю  такой неприятности!  Можете снова посмеяться надо мной! Ведь дети всегда только в радость, независимо от срока появления. Но я тогда этого не понимала… И считала, что Димка меня провоцирует, или просто не понимает? 
     Как мне иногда хотелось броситься ему на шею, забыть обо всём, и целовать, но постоянно срабатывал стоп-сигнал.   Зануда, скажете? Возможно.  Или в нем была неуверенна? Тоже может быть.

    Но развязка приближалась.
 
    Распределились мои Толики,  и мы тепло, по-дружески распрощались. А у Димы  наступил  самый сложный период  в научной работе. Внезапно заболел его шеф, профессор
Хаскинд, руководитель его диссертации.  И Дима стал возить его по врачам, так как жена была занята новорожденной внучкой..
       Сначала полмесяца провели они в Москве, потом больше месяца в Ленинграде, где сделали шефу операцию. .
Но помочь  профессору было уже невозможно.
     Срок пребывания в аспирантуре закончился,  Дима стал преподавателем. Диссертация  же  осталась незавершённой.
В научном отделе предложили сменить тему работы и взять другого руководителя. Но Дима отказался.  Решил в память Учителя закончить  их совместную работу самостоятельно.
( И на это, замечу в скобках, ушли следующие пять лет!
За которые Толик №1 успел жениться, развестись
,защитится, забрать у жены сына и прежде, чем жениться во второй раз. приехать  в падежде уговорить меня  оставить
Диму. . Через несколько лет  эта история повторилась: остаив вторую жену и забрав себе дочь, он пришёл к нам с Димой и сказал, что нашёл похожую на меня женщину в Болгарии,  и решил жениться в третий раз. Вот такая  , не смешная история в истории! )

      У Димы в то время случилась вторая неприятность. Ушла  с работы машинистка, которая печатала в институтском машбюро его научные статьи. Работа эта нудная, сплошные формулы, и не каждая возьмётся за неё, при том, что формулы в отпечатанную работу автор  вписывал самолично!. И тут пригодилось моё умение стучать на машинке, которое я считала баловством.

      В библиотеке была списанная в утиль старая механическая машинка, на которой мы все понемногу развлекались. С разрешения заведующей,  мы с  Димой притащили этот раритет ко мне домой, почистили, заправили новой лентой   - и работа пошла!  И настроение
у Димки стало резко улучшаться.  Ведь я без ошибок
 сама вписывала в отпечатанные листы   непонятные мне
диковинные формулы! .
    Стихи читать и восторгаться ими времени  уже не оставалось…Мамуля сочувственно качала
головой…


   Неожиданно, 1-го мая, когда мы в колоне демонстрантов   прошли Куликово поле, Дима сказал: « А  отсюда недалеко и до нашего дома. Родители ждут нас сейчас к обеду. Папа, мама и сестра,  ученица выпускного класса.»Так сказать, первое  знакомство
Короче¬ обед прошёл в  «непринуждённой дружеской обстановке». Взаимно все друг  другу понравились.  При прощании с меня взяли  слово прийти через неделю на День рождения Димы…

       И вот через неделю, после работы, взяв такси, чтоб не опоздать к  шести часам, мы примчались на Французский (тогда Пролетарский) бульвар и вошли в калитку. Встретил нас радостным лаем только огромный пёс Арго.
Димка открыл своим ключом входную дверь – никакого движения не возникло.  Пять комнат и нигде ни души!
      
    В гостиной стол накрыт, и всё, что положено – на столе. Но записка и для нас: « Дорогие дети, извините нас, мы срочно вылетели в Киев. Обедайте без нас, не обижайтесь! У отца сегодня юбилей, мы не рассчитали…»   

    Димка был смущён. Постояв в раздумье, пошёл
улыбаясь,  запер входную дверь. ( Его улыбка меня насторожила.)  Из кухни он принёс ещё теплые вареники.
      - И ты ничего не знал?!  - с кривой улыбкой
спрашиваю я.
     - Клянусь! – заверяет Димка, ещё не поимая,
чем закончится вечер.    Я тоже не понимала, но
в какой-то миг показалось, что дверца мышеловки захлопнулась!  В следующую минуту я подумала о  том, что должна распорядиться обедом – ведь явились мы после рабочего дня, голодные.
    К концу обеда Димке стало ясно, что я не останусь. Я еле сдерживала обидные слёзы…
А вареники были супер! С мясом, с капустой,
и с творогом!

    Диму я не видела дня три. Мне так хотелось заболеть!  Хотя бы на недельку. Я и чувствовала себя больной, душа болела или сердце?
На четвёртый день, поздно вечером, стою у окна, скребу рассеянно гребёнкой по волосам, и вдруг на
противоположной стороне улицы, напротив нашего бельэтажа, прямо под фонарём вижу Диму.  Минуты две мы изучаем друг друга, потом с двух сторон бросаемся в парадную.
    
    Стиснул мои плечи так, что не пошевелиться!
    - Честно, как на духу, скажи: веришь  мне
или сомневаешься?
    - Верю!   Верю, несмотря на твою улыбку тогда!
 Почему  ухмылялся тогда?
   - Потому что в том момент понял, как  они нас подставили. Это мамины фокусы, отец не причём.  А мама не учла, что я помню о юбилейной дате деда, и даже собрался к нему в Киев, нотолько через месяц!
    - Стратегическая ошибка, так сказать?! – посочувствовала  я.  -  И ты промолчал тогда….
   - Каюсь. Прости.  Разве мог я твою будущую свекровь, да и свёкра выставить в таком неприглядном виде? Они за меня волнуются.  Да я и сам заволновался: Тридцать второй год пошёл… Вдруг ты меня бросишь?
    - Ну уж нет! Лучшей свекрови мне не найти!
Таких вкусных вареников мне самой не приготовить…

     Через месяц мы с Димой расписались, (чтобы
 не волновать и не провоцировать родственников) ;!!!

    На другой день после свадьбы, мы вышли к  морю продышаться, оставив друзей и родственников завершать трапезу. Сорвав в саду огромную кисть винограда, мы вышли к обрыву над морем.
    Димка усадил меня на прихваченную из почтового ящика газету, а сам растянулся рядом на траве. 
   Солнце за моей спиной клонилось к закату.
В прекрасном ясном далеке море сливалось с небом. И в этом  бескрайнем просторе разноцветными бабочками трепетали парусники Черноморской регаты.
     Кто-то, очевидно, всю жизнь вспоминает своё свадебное путешествие на Канары, а я  вспоминаю этот день над  Одесским заливом, море  и  яркие паруса.

     Зачарованно смотрела я тогда  на моего большого птенчика неизвестной мне птицы,  едва поспевая  посылать в его разинутый клювик  одну виноградину за другой, вдруг понимаю, что с этой минуты  моей главной обязанностью будет кормить, кормить, и кормить  этого прекрасного, вполне оперившегося,  но всегда голодного птенчика, так доверчиво положившего, как на плаху, мне на колени свою голову…
    О-о-о! Это был миг прозрения!  Конечно, Он будет Капитаном!  Но и боцманом, и главным механиком, и электриком, и матросом немного тоже! Но всю эту «команду»  кому-то же надо будет кормить?-;))!  Значит, Кормчим быть мне!

    Сглотнув слюнку и даже не попробовав виноград, я обратила взор ввысь с тихой благодарственной молитвой: -  «Господи милосердный!  Неужели это всё теперь  моё и только для меня?!  А ты уверен, Господи, что я с этим справлюсь???  Тогда помоги мне,  Отче, дай силы! Только на тебя и надеюсь!» 
    И кто-то тихо так мне ответил: «На  Бога надейся, дитя моё,  а сама не плошай!»
   Я огляделась - вокруг никого!  Но кто-то же произнёс  это, я чётко расслышала!
   
    Я замерла в раздумье. Потом, подумав,  отряхнула сомнения. И, безоговорочно приняв к руководству мудрый совет,  встала к штурвалу семейного корабля!