29. Дембельский аккорд

Андрей Клыгин
 После утреннего построения старшина попросил всех дембелей подойти. - Вам нужно найти и принести шланги, которые остались на льду после навигации, это будет ваш дембельский аккорд, - сказал нам старшина. Мы сделали вид, что не довольны, а на самом деле где мы ещё все вместе соберёмся - постоянно на дежурствах, но мы высказали условие, что пойдём только в новых спецпошивах, мы уже знали, что пришла партия новых спецпошивов, о рваных и поношенных не может быть и речи.
- Ишь, чего захотели, - сказал старшина, но уже по голосу мы поняли - выдаст!
- Я тоже пойду! - сказал Паша-повар.
- И я, - подхватил другой Паша - кодер, у которого ещё не было сменщика, да к тому же он ещё был дежурным по роте
- Нет вы не пойдёте,-ответил старшина -  ты иди обед готовь, а про тебя я вообще молчу, вдруг придёт что-то важное, мне командир голову оторвёт.
- Да у меня уже всё готово,- сказал Паша-повар.
- Всё, разговор закончен, - отрезал старшина и скрылся в каптерке за спецпошивами.
 В сторонке от нас стояли Кутергин и Брылов. Формально они тоже этой весной едут домой, но никто из нас не хотел, чтобы к нашей дембельской группе примкнули "вечно молодые". К ним подошёл Женька. - А вам какого хрена здесь надо?
- Нам старшина приказал,- промямлили они.
- Мухой, слышите? Мухой, скурковались отсюда и не дай Бог, - перед их лицами возник огромный Женькин кулак, - если старшина вас найдёт!
 Под наши радостные возгласы старшины вышел из каптёрки и стал раздавать новые спецпошивы, когда всем раздал в руках у него остались ещё два комплекта.
- А где эти...
- Кто?
- Ну эти, два брата-акробата?
- Я видел они у входных дверей тёрлись.
Старшина вышел на улицу, через секунду вернулся, - да куда они делись, чёрт побери, - ругался старшина. Он заглянул в сушилку, пошёл дальше заглянул в умывальник. - Да где эти засранцы,- было видно, что старшина разозлился не на шутку. Он прошёл дальше - в столовую, просунул голову в окошко на кухню, увидел молодого бойца и криком спросил, - ты чего тут делаешь?
- Я в наряде на кухне,- испуганно ответил боец. Злой старшина вернулся к нам, взгляд его упёрся на Пашу-повара и вся злоба выплеснулась на него. - Ты почему здесь? Марш на кухню.
- Да иду я,иду,- тихо пробурчал Паша.
Старшина уже места себе не находил, - Дневальный, ну-ка сбегай до кочегарок, посмотри может они там, - через минуту дневальный вернулся и отрицательно помотал головой. Старшина даже заглянул в казарме под кровать и даже приоткрыл дверь в Пунк Управления, ну вот там то их точно нет, не хватало ещё чтобы "задроты" там прятались, они там могут только полы помыть.
 Злой старшина снова подошёл к нам и разводя руки в стороны произнёс, - ну идите без них.
- Так ведь маловато нас, хотя бы ещё двух человек.
 Взгляд его опять упёрся в повара, - у тебя точно всё готово?
- Да всё готово, стоит на краю плиты, чтобы не остыло!- И старшина с неохотой сунул ему спецпошив.
- Так может и я всё-таки пойду,- спросил Кодер.
- Да как ты можешь пойти, ты не имеешь права покидать место расположения, а если что-то срочное придёт?
- Да ничего не придёт, сегодня воскресенье, а по воскресеньям никогда ничего не приходит, все офицеры сидят по домам с семьями.
- Ну смотри,- и старшина, погрозив ему пальцем, бросил ему спецпошив, - если что, я тебя не видел!
 Лёха подошёл к молодому дневальному,- ну и где они? - Дневальный осторожно посмотрев в сторону старшины, чтобы не услышал, тихо ответил, - в кочегарке, за трубой сидят.
- А ты молодец! - Дневальный аж покраснел от удовольствия, но и это ещё не всё, к нему подошёл Кодер и привязав повязку на руку сказал, - будешь сегодня дежурным - от этих слов у него "в зобу дыханье спёрло". Дежурный по роте это, какое никакое, а начальство, хотя бы среди своих. Тут к нему ещё и повар подкатил и тихо почти шёпотом, - где второй дневальный?
- На станцию завтрак унёс, скоро должен подойти.
- Когда придёт пусть поможет на кухне картошку почистить, поставить на плиту и там тушонку стоит, заправите тушонкой, всё сделаете - одна банка ваша!
 При слове "тушонка" у дневального появилась улыбка на лице, у него сегодня свой звёздный час!
 А мы вооружившись очками от солнца и фотоаппаратом вышли в Северный Ледовитый...
 
 Впереди нас бескрайняя снежная долина с торосами, а под ногами, под толщью льда, бездонный океан и не знаю что на нас больше подействовало, толи эти бескрайние просторы Арктики, толи за годы службы в суровых условиях это "детское ребячество" сидело глубоко в нас, но в этот день вылезло наружу! 
 Мы как дети стали вскарабкиваться на торосы, то затаскивая друг друга, то сталкивая, стали фотографироваться на торосых в разных позах, у всех радостное настроение и не верилось, что это уже дембеля, что служба подошла к концу, а ведь начиналось всё не так уж весело, взять хотя бы двух Паш, повара и кодера, которые сами напросились в эту "экспедицию".
 Это сейчас Паше молодые натаскают и снега и почистят картошку и другие более мелкие дела, а было время когда любой дед, вернувшись ночью с дежурства, поднимал Повара и отправлял пожарить ему картошку , Повар молча поднимался и шёл на кухню, пока готовил картошку уже подходило время готовить завтрак для всей роты и так почти каждую ночь. А эта история с хлебом, деды забирали у него на брагу сахар и дрожжи, в результате хлеб получался высотой два-три сантиметра, но  это не самое страшное, внутри этого хлеба была жидкая масса, мы - молодые проделывали дырочку, выдавливали жидкость и съедали то , что не вытекло. Меня, в то время, удивляло поведение дедов, сами же забирали дрожжи ,а обвиняли во всём Повара.
 У Кодера тоже дела в те времена были не лучше, он  прибыл на смену ближе к Новому году, когда предыдущий кодер был уже не управляем и у нового Кодера было всего несколько дней, чтобы всё освоить и ему как и всем молодым днём приходилось работать, а по ночам осваивать шифровальное дело. Да. всем нам было не легко, но мы справились! Сейчас мы с Кодером "соседи", я принимаю кодограммы, он их расщифровывает и не смотря на то , что у нас дружесткие отношения, он так мне ни разу и не показал шифровальную машинку, сколько я не просил.
 
 Наигравшись на торосах мы двинулись дальше, во льдах стали попадаться трещины, в одну из таких глубоких трещин я не задумываяь залез во весь рост, Лёха по льду подполз ко мне, как бы меня вытаскивая и в этот момент нас сфотографировали.
 Мы провели славный и весёлый день! Это был наш день! Наш дембельский аккорд!!!
 А шланги мы так и не нашли.

 Сейчас, когда я смотрю на фотографию,- где Лёха, как бы меня вытаскивает из трещины, - у меня мурашки по коже, а что если бы в этот момент лёд сдвинулся...