Атлухан-эфенди ал-Крани - лезгинский поэт

Али Албанви
Малла Атлухан-эфенди б. ‘Абд ал-Вахид ал-Крани ал-Кури (1770–1845) — южнодагестанский поэт, учёный-богослов из лезгинского села Ашага-Стал (лезг. Агъа-Кран).

Знал персидскую, тюркскую и арабскую поэзию, сам писал стихи, увлекался математикой и астрономией. Первоначально учился в медресе (мадраса) у своего отца муллы ‘Абд ал-Вахида ал-Крани ал-Кури, большого ученого-арабиста. Впоследствии Атлухан-эфенди сам преподавал в этом медресе. Кроме него, муалимами (учителя-наставники) в медресе были сыновья Атлухан-эфенди — богословы ‘Абд ал-Хамид-эфенди ал-Крани (ок. 1805–1878), ‘Абд ал-Вахид-эфенди ал-Крани (ок. 1811–1896), а также дочки Фатимат (Пакизат?) и Халимат (Галимат). Атлухан-эфенди приходился старшим двоюродным братом шайху Мухаммаду ал-Йараги (1772/73–1838) из сел. Верхний Йараг (лезг. Вини Ярагъар) Кюринского округа по матери (Иминат — мать Атлухан-эфенди, их матери были родными сестрами).

Ашага-Стальское медресе было основано предком Атлухан-эфенди — Пир-Баба-хан б. Муса ал-Астали ал-А‘ла аш-Шами, «который лет триста тому назад приехал из Сирии в качестве миссионера для пропаганды мусульманской религии»: сначала он устроился в сел. Юхари-Стал (лезг. Вини-СтIал), потом переселился в сел. Ашага-Стал (лезг. Агъа-Кран, Агъа-СтIал). Похоронен он в святом месте у «Лелепир». После захоронения, казненного в г. Дербент сына Атлухан-эфенди — ‘Абд ал-Хамид-эфенди ал-Крани (ок. 1805–1878) из сел. Ашага-Стал (лезг. Агъа-Кран), у этого святого места возникло родовое кладбище Атлухан-Эфендиевых.

Атлухан-Эфенди был учеником поэта ‘Али-эфенди ар-Рухуни (ум. 1850/51) из сел. Рухун (ныне покинутое село в С.-Стальский р-оне) и наставником другого лезгинского поэта Етима Эмина ал-Йалцугви (1838–1884).



Автор: ‘Али Албанви



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК

АЛ-АСТАЛИ АЛ-А‘ЛА — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Юхари-Стал (лезг. Вини–СтIал; «Верхний Стал»), ныне С.-Стальского района Дагестана.

АЛ-АСТАЛИ АЛ-А‘ЛА, ПИР-БАБА-ХАН (ПИР-БАБАДЖАН) ИБН МУСА АД-ДИМАШКИ АШ-ШАМИ — мусульманский богослов из сел. Юхари-Стал (лезг. Вини-СтIал; «Верхний Стал»).

АЛ-ЙАРАГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Верхний Яраг (ныне Магарамкентский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-ЙАРАГИ, МУХАММАД Б. МАЛЛА ИСМА‘ИЛ Б. МАЛЛА ШАЙХ-КАМАЛ Б. НУЗУР АЛ-ЙАРАГИ АЛ-УЛЙА АЛ-КУРАЛИ АД-ДАГИСТАНИ (1772/73–1838) — учёный, поэт, хафиз, основатель муридизма на Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни; муршид накшбандийского братства. Мухаммад ал-Йараги стал суфийским шайхом в пределах между 28 сентября 1821 г. и 17 сентября 1822 г. Ученик богослова Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.), который приходился ему тестем, Мухаммад ал-Йараги был женат на его дочери Айшат. У них было трое детей: ал-Хаджжи Исма‘ил, ’Исхак, Хафса (Хафисат, Афисат). Сам ал-Йараги происходил из знатной мусульманской семьи. Его дед Шайх-Камал-Эфенди был известен как мусульманский просветитель, которому принадлежала заслуга открытия исламской школы в сел. Вини-Яраге. Его отец Исма‘ил-Эфенди, являвшийся главным кадием мечети в сел. Вини-Яраге, пользовался большим уважением в округе, а мать — Муминат ал-Гилйари — была дочерью знаменитого местного ’алима, Фет-‘Али-Эфенди ал-Гилйари из сел. Гильяр (ныне село в Магарамкентском районе Дагестана).

АЛ-КРАНИ — нисба указывающая на происхождение из сел. Агъа-Кран (ныне сел. Ашага-Стал С.-Стальский р-он Дагестана).

АЛ-КРАНИ, ‘АБД АЛ-ВАХИД АЛ-КУРИ — южнодагестанский учёный-богослов из села Ашага-Стал (лезг. Агъа-Кран), отец поэта-богослова Атлухан-Эфенди (ум. 1845).

АЛ-КРАНИ, ‘АБД АЛ-ХАМИД-ЭФЕНДИ ИБН АТЛУХАН-ЭФЕНДИ АЛ-АСТАЛИ АЛ-КУРИ (ок. 1805–1878) — южнодагестанский учёный-богослов, поэт из села Ашага-Стал (лезг. Агъа-Кран), владел тюркским, персидским и арабским языками. Историк ‘Али Каяев (ум. 1943) называет ‘Абд ал-Хамид-Эфенди «самым знаменитым и разносторонне одаренным ученым из Кура». Казнен (повешен) в г. Дербент как один из руководителей восстания 1877 года.  Сын знаменитого богослова Атлухан-Эфенди (ум. 1845).

АР-РУХУНИ — нисба указывающая на происхождение из южнодагестанского сел. Рухун (ныне покинутое село в С.-Стальский р-оне).

АР-РУХУНИ, АЛ-ХАДЖЖИ ‘АЛИ-ЭФЕНДИ АЛ-КУРИ (ум. 1850/51) — южнодагестанский поэт и богослов. Постигал науки, распространённые в Дагестане, став превосходным учёным. Наставник богослова Атлухан-эфенди (ум. 1845) из села Ашага-Стал (лезг. Агъа-Кран). Оставался в своём селении, обучая своих учеников более двадцати лет. У него был превосходный почерк, им переписано множество книг в том числе и Коран. Он жил более восьмидесяти лет и скончался в 1267 г. х. По словам историка ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910), ‘Али ар-Рухуни прожил более восьмидесяти лет и умер в 1851 году, «после чего вместо него преподавателем в том селении стал его сын Абу Бакр-эфенди.

АШ-ШАМИ, АШ-ШАМИЙА — нисба указывающая на принадлежность её к региону Шам (аш-Шам).

АЛ-ЙАЛЦУГВИ, АЛ-ЙАЛЦУГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Ялджух (лезг. Ялцуг, Ялцугь, Ялцугъар — ныне покинутое село в Ахтынском районе Дагестана).

АЛ-ЙАЛЦУГВИ, (ЕТИМ ЭМИН) МУХАММАД-ЭМИН Б. САВЗИХАН Б. ДЖАЛИЛ Б. САВЗИХАН Б. АБУКАР (ЦИЛИНГ БУКА) АЛ-ЦИЛИНГВИ (1838–1884) — южнодагестанский поэт. Основоположник лезгинской письменной литературы. Писал на лезгинском, тюркском и арабском языках. Имел литературный тахаллус (псевдоним — араб. букв. «прибежище») «Етим» («Сирота»), который по мнению исследователя Ф.Р. Нагиева (род. 1951) никак не связан со смертью родителей (они умерли, когда Эмин был уже достаточно взрослым). Родился поэт по одним данным — в сел. Ялцуг, по другим — в сел. Цилинг. По свидетельству родственников, умел плотничать.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

АШАГА-СТАЛ (лезг. АГЪА-СТIАЛ, также АГЪА-КРАН) — лезгинское село в Сулейман-Стальском районе, Южный Дагестан. Административный центр сельсовета «Ашага-Стальский». Во времена Кавказской Албании здесь находилась одна из столиц области Кран. В 1610 г. вблизи селений Юхари-Стал, Орта-Стал и Ашага-Стал произошла битва иранцев с южнодагестанцами (лезгинами и табасаранцами), в которой иранцы потерпели поражение. Жители села приняли активное участие в восстании 1877 года. После подавления восстания многие были казнены или высланы в Сибирь. В 1886 году в сел. Ашага-Стал насчитывалось 246 домов, население составляло 1269 человек (630 мужчин, 639 женщин). В 2008 году количество хозяйств 1425, а население — 2749 чел. Село Ашага-Стал является административным центром «сельсовет «Ашага-Стальский». Многие выходцы села переселились и обосновали село Ашага-Стал-Казмаляр (хозяйств 1227, населения 2828 чел.).