Мелкая пандемийная философия Ч. 2

Владимир Микин
Итак, попробуем по совету Дейла Карнеги вместо того, чтобы кривиться от лимонного сока, -  приготовить лимонад  из  лимонов, поднесенных нам пандемией.  Следуя наставлениям Екклезиаста о сборе камней, покопаемся в сундучке памяти, чтобы составить из собранных за жизнь  минералов экспозицию.

ОСТАНОВИВШЕЕСЯ ВРЕМЯ

 Сейчас,  когда пандемия дала нам,   наряду с доставленными ею очевидными неприятностями,  подарок  в виде   дополнительного свободного  времени, -  перед нами возникла задача этим временем распорядиться с пользой и  в свое удовольствие.

Как известно, время – понятие удивительное. Я прошу у вас разрешения  начать рассуждения о свободном времени  несколько издалека, чтобы потом сразу  перейти к его пандемийным особенностям.

Если вы верите в существование Мирового разума, то можете, поразмыслив,  предположить,  что в его уникальной по объему «компьютерной»   памяти   время не течет, как у нас,  а существует извечно, где мирно соседствуют одновременно прошлое, настоящее и будущее. Этакий безбрежный космос: «звездАм числа нет, бездне дна».

 Тут, как ни странно,  прослеживается аналогия с памятью людей, особенно  преклонного возраста: яркие воспоминания о моментах былого   счастья могут,  на равных правах существуя с настоящими событиями,  стирать  временнЫе границы и  доставлять нам из прошлого в день сегодняшний реальные счастливые минуты и даже часы.

ВТОРАЯ ЮНОСТЬ

Прошу извинения у молодого читателя за то, что я, возможно,  слишком много говорю об ощущениях людей пожилых. Что поделаешь, согласитесь: от меня, разменявшего девятый десяток, странно было бы ожидать рассуждений типа «лет до ста расти нам без старости» и тем более – разговора о моих долговременных творческих планах.

Должен признаться, что я, по натуре вообще-то   оптимист, -  все чаще с восхищением и со светлой печалью  перечитываю мудрые строки Леонида Соловьева, автора повести о  Ходже Насреддине, которые, я уверен, придутся по душе многим людям, в нарушение астрономических законов заглянувшим за жизненный горизонт:

«Все, все проходит; бьют барабаны, и базар затихает — пестрый кипучий базар нашей жизни. Одна за другой закрываются лавки суетных мелких желаний, пустеют ряды страстей, площади надежд и ярмарки устремлений; становится вокруг тихо, просторно, с неба льется грустный закатный свет, — близится вечер, время подсчета прибылей и убытков. Вернее — только убытков; вот мы, например, — многоскорбный повествователь этой истории, не можем, не кривя душой, похвалиться, что заканчиваем базар своей жизни с прибылью в кошельке.

Миры совершают свой путь; мгновения цепляются за мгновения, минуты — за минуты, часы — за часы, образуя дни, месяцы, годы, — но мы, многоскорбный повествователь, из этой вечной цепи ничего не можем ни удержать, ни сохранить для себя, кроме воспоминаний — слабых оттисков, запечатленных как бы на тающем льду. И счастлив тот, кто к закату жизни найдет их не совсем еще изгладившимися: тогда ему, как бы в награду за все пережитое, дается вторая юность — бесплотное отражение первой.

Она не властна уничтожить морщины лица, вернуть силу мышцам, легкость — походке и звонкость — голосу; ее владения — только душа.
Встречали вы старика с ясными и светлыми глазами? Это юность, повторенная в его душе, смотрит на вас, это бесплотный поцелуй из прошлого, подобный свету погаснувшей звезды, это блуждающий где-то и наконец вернувшийся к нам обратно звук струны, которая давно уж отзвенела.

Да будет ниспослана такая милость и нам за все наши горести и утраты: пусть никогда не изгладится в нашем сердце благословенный оттиск, оставленный юностью, — дабы, вернувшись к нам на закате, узнала она дом, в котором когда-то жила…»
                («Очарованный принц», гл. 26)

РАЗМЫШЛЕНИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКЦИОНЕРА

Что и говорить,  нелегкая это работа  – перебирая в  сундучке собственной памяти  камни разного достоинства,  составлять из них коллекцию, которая могла бы заинтересовать читателя. 

Я долго ломал голову, обдумывая всевозможные варианты раскладки этих камушков на бархатной витрине сюжета, а потом решил, не мудрствуя лукаво, включать в экспозицию просто те, что произвели в свое время впечатление лично на меня. Надеюсь, что для кого-то  они тоже покажутся интересными.

КНИГИ  И АУДИОЗАПИСИ

Неожиданно подаренное пандемией и узаконенное решением администрации свободное время дало нам  возможность поразмыслить не спеша о том, как и насколько рационально  потрачена уже  пройденная часть жизни.

Когда мы на время закончим  эти небесполезные  философские размышления,  можно  будет  вдоволь и  с удовольствием заняться чтением, а также просмотром в Интернете фильмов,  которые когда-то полюбились,  или тех, что признаны безусловными  шедеврами,  но были как-то  упущены нами.

 Лично я принялся больше, чем раньше, читать новые  и перечитывать старые   книги: не только «бумажные», но и отцифрованные в Интернете, слушать  аудиозаписи музыки, и еще - видеозаписи   выступлений уважаемых мною журналистов, писателей и  артистов  - Познера, Губермана,  Жванецкого, Карцева, - видеозаписи,   которые,   -  спасибо Билу Гейтсу со товарищи, -  мы можем выуживать в изобилии из безбрежного океана Всемирной паутины.

Помимо периодического просмотра новостей в СМИ, -  не случилось ли чего-то еще экстраординарного, -  я в очередной раз взялся за неспешное  чтение  произведений Чехова,  Толстого,  Булгакова, Ромена Роллана, Хемингуэя, Джеральда Даррелла,  Фазиля Искандера, и многих других.

С радостным удивлением  я вдруг  стал обнаруживать, что знакомые книги, - если продолжить библейско-поэтическую  тему сбора камней,  - к моему изумлению, иногда вдруг преображаются, начиная сверкать новыми, не замеченными  ранее гранями.

При этом -   преображения ощущаются  тем сильнее, чем больше прошло времени с момента последнего прочтения той или иной книги.

 Главная причина этих чудесных изменений, решил я, безусловно,  в том, что за долгую жизнь я пережил на собственном опыте  многое из того, что  в книжной юности казалось мне  удивительным, -  и теперь могу сравнить те книжные впечатления с событиями, реально состоявшимися в моей жизни.

 Например, приключения, выпавшие на долю отважных покорителей «белого безмолвия»  в книгах Джека Лондона, не утратив своей прелести, уже не кажутся  мне сейчас чрезвычайными и  такими уж героическими   после моих зимних походов по Уралу  и  работы на военных стройках в дальневосточной тайге.

Очевидно,  подумал я,  существует и вторая причина:  в результате приобретения минимального любительского  опыта сочинения и редактирования собственных незатейливых рассказов на Прозе.ру,  я стал немного  лучше  понимать, какими изобразительными средствами авторы добиваются того, что их произведения обретают долгую жизнь.

Зрение человека, занявшегося литературным творчеством,  наращивает с годами неожиданную способность видеть более четко сущность описываемых вещей  и явлений.

Поиск наиболее точного и нестандартного  отображения мысли, вдумчивый выбор каждого слова, -  согласитесь, немало способствуют  успеху произведения у читателя.

 Тут будет уместно привести воспоминания  Евгения Петрова:  «… примерно к концу работы над "Двенадцатью стульями", мы стали замечать, что иногда произносим какое-нибудь слово или фразу одновременно. Обычно мы отказывались от такого слова и принимались искать другое.  -  Если слово пришло в голову одновременно двум, - говорил Ильф, -  значит, оно может прийти в голову трем и четырем, - значит, оно слишком близко лежало. Не ленитесь, Женя, давайте поищем другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения легкое дело?»

Вернемся, однако,  к прочитанным книгам.

Замечательное произведение «Мастер и Маргарита» - после очередного его недавнего чтения, а также просмотра отечественных и зарубежных его  киноверсий в Интернете -  действительно предстало передо мной  в новом блеске, несопоставимом с впечатлением  от его   первого увлеченного, но  поверхностного, что ли,  чтения.

«Кола Брюньон» превратился в жемчужину, от любования которой невозможно было оторваться. 

Я помнил, какое удивительное впечатление на меня всегда производило это уникальное, не похожее на другие, произведение Ромена Роллана, и недавно снова взял с моей книжной полки затрепанный томик в коричневом картонном переплете. Мне особенно захотелось перечитать главу «Ласочка».

Встреча Кола и Ласочки в старости,  написана с такой светлой и доброй  ностальгической любовью, что зрелый  читатель понимает и  принимает  сердцем эти чувства,  вызывающие у него  размышления  о перипетиях  собственной жизни.

Книги и фильмы Джеральда Даррелла и Тура Хейердала  еще в юности пробудили во мне романтический «бродяжий дух», и я, «сменив уют» московского комфортного и безбедного житья на более насыщенную впечатлениями работу  строительного механика в разных городах страны и за рубежом, ни разу не пожалел о таком выборе.