Предназначение

Александр Засухин
А ведь судьба его хранила
Не раз бывало и не два
Когда невидимая сила
Его от бед уберегла. ..

Будущий десятый чемпион мира по шахматам Борис Спасский родился 30 января 1937 года в Ленинграде и был вторым ребенком в семье (старший брат Георгий родился в Ленинграде в 1934 году). В детские годы судьба удивительным образом хранила его. Ведь он должен был выполнить свое предназначение.

Первый такой случай был летом 1941 года, когда незадолго до начала блокады Борис вместе с братом был эвакуирован в Кировскую область в село Коршик. Покинуть Ленинград удалось буквально в последний момент, скоро город был отрезан. Небольшая задержка здесь грозила вероятной смертью.

Второй случай поджидал маленького Бориса в дороге. Они ехали во втором эшелоне и это их спасло. Его немецкие самолеты не тронули. А вот первый и третий эшелоны попали под бомбежку и многие погибли.

Братья оказались в детском доме, где Борис в пятилетнем возрасте научился играть в шахматы. В 1943 году родители вырвались из осажденного Ленинграда и стали разыскивать детей. Над Борисом в третий раз нависла опасность. Здоровье у него было слабое, да и время было голодное. Когда отец приехал с фронта в детский дом на Урал, забрать 7-летнего сына, то нашёл его, по его словам умирающим. Родители перевезли братьев в Подмосковье. Их семья поселилась в поселке Свердловский Щелковского района.

Казалось, бы все опасности были позади, но испытания продолжались. Отец, командир автомобильного подразделения, в 1944 году покинул семью, оставив жену в трудное и голодное время на третьем месяце беременности. В ноябре родилась младшая сестра Бориса, Ираида, ставшая впоследствии вице-чемпионкой мира по стоклеточным шашкам. Выжить помогали соседи. После окончания войны летом 1946 года семья вернулась в Ленинград.

В 1947 году он начинает заниматься шахматами в кружке при Ленинградском дворце пионеров под руководством первого тренера Владимира Зака, который уже взял над ним шефство. Наставник позже вспоминал, что эти времена были настолько трудными в семье Спасских, что иногда приходилось варить суп из картофельных очистков.

Вот, как вспоминал сам Борис Васильевич, много позже о своих детских годах: "Страсть к шахматам у меня появилась в 9 лет, когда семья - это было лето 1946 года - вернулась в Ленинград: мать и трое детей. Тогда я оказался в Центральном парке культуры и отдыха имени Кирова, и там увидел шахматный павильон. Я влюбился в этот сказочный для меня мир. До этого я играл, конечно, в шахматы с братом. После партий у нас нередко случались драки, я его называл Гитлером, он меня Геббельсом - так что мне было не очень интересно играть тогда. А тут я с трепетом вошел в шахматный мир и поначалу даже стеснялся просить кого-то, чтобы он сыграл со мной. Время послевоенное - не было одежды, обуви, мне отпускалось только 15 копеек на стакан газированной воды, в трамвае приходилось зайцем иногда ездить, что было крайне неприятно... Но я, как одержимый, ездил туда постоянно, много играл и возвращался поздно, от усталости валился с ног - одним словом: страсть!"