Джамбулат
Вокруг стоял истошный женский крик , стрельба, ругань мужчин, конский храп, блеяние овец. Жители аула бегали, спасаясь и пряча детей . Это был налет на аул кочевников, которые кочевали в предгорьях и иногда нападали на аулы поживиться чем – нибудь-нехитрым имуществом, скотом, молодыми девушками . Аул располагался на краю ханства и у хана нехватало сил утихомирить жадных и диких кочевников. А те , чувствуя безнаказанность и не имея сил нападать на города, грабили аулы . И сейчас они врывались в дома и выкидывали оттуда все , что видели. Забирали одеяла , кошмы, сундуки с приданным для дочерей , иногда и самих дочерей. Если мужчины пытались вступиться, их просто рубили или забивали нагайками.
Семья Джамбулата успела убежать в овраг рядом с аулом и забилась в самую гущу . По дну оврага протекал небольшой ручей и он зарос густой растительностью . Люди туда обычно никогда не ходили – там было огромное количество комаров. Из-за них туда даже скот загнать было невозможно несмотря на обильную растительность. И сейчас люди сидели там завернувшись как только можно и терпели, облепленные мошкой .
Джамбулат не вытерпел, подполз к краю оврага и высунув голову смотрел на грабеж кочевников. Он отчетливо видел их раскрасневшиеся лица, горящие жадные глаза, как они переругиваются друг с другом из-зи добычи. Хватали, сколько можно было погрузить на лошадь , а скот связывали между собой и привязывали к стремени. И таким караваном они уходили из аула .
Люди стали вылезать кто откуда и разбредаться по домам, заносить оставшееся разбросанное имущество. Из живности во дворах остались только куры. По всему аулу голосили женщины – кто-то оплакивал убитых, кто-то просто так - облегчался. Мужчины ходили хмурые – без скота будет голод, зимой не все выживут. Крепкие семьи, где много мужчин , те переживут, а там где один мужчина и много женщин и детей – неизвестно. Хорошо , что все наученные опытом , припрятали хлеб для себя и скотины. Но зиму придется пережить без мяса и молока.
В доме у Джамбулата были корова бычок и телка а также десяток овец и столько же коз Не много учитывая что зима съела бы половину И вот не стало ничего
Семья у Джамбулата была большая – четыре брата и три сестры. Он -самый младший , ему было пятнадцать лет . Кто-то уже имел свои семьи , но жили , по обычаю, все вместе. Девушек , выдавая замуж, отдавали в семью мужа, а сыновья с семьями жили с родителями. С такими обычаями в тяжелые времена выживать легче. Обычно в семье самого младшего любят все и позволяют ему многое. А отец подмечал у него необыкновенную сметливость и живой ум. Из всех занятий Джамбулат предпочитал охоту и отдавался этому занятию целиком . Никогда не возвращался домой пустым. Но не сама охота привлекала его – в горах он чувствовал себя свободным . В горах другая жизнь. Он жил этой жизнью и принадлежал ей. Также как и его собака, которая совершенно не желала сторожить дом и жила охотой. Дома никто не препятствовал этому занятию, тем более что добыча никогда не была лишней. Остальные братья тоже любили охоту, но семья жила огородом и выращивала хлеб. А там работа не имела конца .
Постепенно жизнь входила в обычное русло. До зимы еще далеко- стояло жаркое лето и полевой сезон был в разгаре. Вся семья была занята и только Джамбулат, вернувшийся с охоты, и его дед сидели в тени под виноградником и разговаривали - Дед почему мы так бедно живем ? Ты всю жизнь спину гнул, подымал свою семью, детей из которых только мой отец выжил. Отец себя не щядит, с братьями весь день в поле, а из бедности не вылезаем . Я уже не говорю про последний набег. Мы и со скотом бедные и без него .
Дед пожевал беззубым ртом , глотнул чаю и задумался – Наверное, Бог так создал мир – кого-то создал здоровым, кого-то больным , кого-то сильным, кого-то слабым, кого-то удачливым, кого-то неудачником, кого-то богатым , кого-то бедным . От сотворения мира сильный отбирает у слабого, богатый у бедного . Тысячи лет так было, так есть и тысячи лет так будет. Таким создан человек .
- Нет, я не хочу так жить. Я не хочу, чтобы кто-то мог придти и забрать у меня мое и еще решать жить мне или нет. Я лучше уйду в горы и буду там жить один. Там я свободен и любого врага встречу пулей.
- А если придет кто-то сильнее тебя, да не один. Что будешь делать ? Убьешь одного, другого , а кто-то убьет тебя . Ты такую свободу хочешь ?
- Что же делать ?
- Не знаю, балам . Если бы знал , не был бы бедным. Дело не в том , что я слабый и бедный , а в том , что не знаю, что делать Одно тебе могу сказать –если хочешь изменить свою жизнь начинай думать и думай пока не придет решение. А решение придет – жизнь подскажет и даст возможность. Она дает случай каждому. Но ты к этому будь готов, чтобы твоя голова была готова . И не задавай этот вопрос никому – никто тебе не ответит, а ты будешь надеяться . Вот как сейчас - ты же надеялся получить ясный совет.
- А тебе жизнь давала такой случай ?
- Давала, но я не был готов - то на нас нападали , то я отправлялся куда-то воевать. И в том , и вдругом случае все теряешь. Потом сыновья - то один вернется раненым, то кто-то вовсе не вернется, а их семьи на мне, всех надо кормить. Вот и крутился, где уж тут думать.
Джамбулат задумался – Дед то не простой у него. Легко сказать-думай. А как думать, о чем? Так, ничего не решив, он лег спать – завтра опять на охоту. Охотников после набега стало много и уходить приходится далеко.
Утром , как обычно, собрав нехитрый припас Джамбулат вышел в горы . В этот раз он решил уйти за перевал в другую долину. Там , где он обычно охотился, живность частью повыбили , но еще больше разогнали. Места вокруг были просто волшебные, даже на перевале стоял лес из арчовника. Трава выросла по пояс. Обычно здесь летом паслись стада богачей. Но в этом году их, видать, тоже потрепали кочевники.
-Вот бы где сена накосить – подумал Джамбулат – но как его спустить вниз? Да уже и не для кого .
Перекусив на перевале он стал спускаться вниз , осматривая следы и склоны. Но ничего такого, что привлекло бы его внимание , не наблюдалось. Долина как вымерла -Неужели здесь тоже охотились? Не похоже – следов-то вон сколько. Несвежие ,конечно, день или два им, но есть . Так, размышляя, он продолжал спускаться. Но тут его собака насторожилась, а вскоре Джамбулат и сам услышал звуки стада, которое гнали вверх - Вот кто разогнал зверя. Он сошел с тропы и поднялся наверх, чтобы пропустить стадо. Солнце стояло высоко и было жарко. Он выбрал место в тени под арчой и прилег там , глядя вниз. Вскоре показалось стадо. Оно было довольно большим.
-Поздновато выгоняют –подумал он .
Впереди шел пастух с козлом, за ним тянулись бараны и несколько бычков и телок. Замыкали стадо трое пастухов и собаки, которые насторожились и уставились на охотника. Но пастухи не отреагировали на них . И тут он увидел свою телку. Каждый сельский житель знает свою скотину в лицо . Осмотрев все стадо он увидел и бычка. Теперь он узнал и кочевников. Это были они .
Джамбулат, затаившись, пропустил стадо, спустился вниз и пошел за ним в отдалении. Уж что-что, а таиться и преследовать охотник умеет , а уж его собака тем более. Проводив стадо до места выпаса охотник обошел их и отправился домой. Но заночевать ему пришлось все-таки в горах - на успел до ночи выйти из гор. Он давно взял за правили не ходить ночью по горам. Ночевка в горах для него дело обычное - у него везде были свои удобные лежки . А спешить было некуда .
Когда начало светать Джамбулат был уже на ногах и вскоре входил в дом . Там все удивились, что он пришел так рано и с пустыми руками . После его рассказа отец и братья сразу решили, что надо идти отбивать скот. Только решили прихватить соседей. А вот тут вышла заминка – кто-то согласился сразу, кто-то побоялся трогать кочевников , опасался мести. Ну все как обычно у людей. Договорились выйти немедленно, только приготовить отраву для собак . Джамбулат захватил с собой волчью шкуру, которую он высушил, но выделать не успел – руки не дошли. Его по молодости вообще не хотели брать с собой – рано было ему убивать людей, но только он знал где стоит стадо .
Все мужчины были охотниками, умели ходить по горам и неслышно подкрадываться и к вечеру они уже обложили пастбище. Джамбулат с волчьей шкурой зашел с наветренной стороны и раскидал отраву . Когда собаки учуяли волчий дух то подняли лай. Но пастухи поняли по лаю, что это волк и он один. Поэтому особенно не обеспокоились – собаки сами справятся. А Джамбулат стал уходить от стада . Собаки и это почуяли и бросились преследовать, и мимо мяса , конечно, не могли пробежать. Когда смолк лай, охотники бросились на кочевников. Те были привычны к нападению , но охотников было гораздо больше. Когда Джамбулат подошел , все было кончено. Поскольку стояла ночь охотники развели огонь, нашли у пастухов припасы и стали варить себе обед . Никто не взял с собой припасов – не до того было и целый день никто ничего не ел. После того , как все подкрепились , начались разговоры и Джамбулат задал вопрос, что делать со скотом . Все удивились
- Как что делать? Разберем скот, каждый свое, и по домам. Чужого нам не надо , а свое это свое.
- Вы поймите - кочевники рано или поздно узнают про пастухов и стадо и станут их искать . Если они найдут животных , у вас не только отберут, но и вырежут весь аул . Я знаю здесь такое место, что никто никогда не найдет. Давайте перегоним туда скот и будем брать по- немногу .
Но никто из охотников не согласился - мы их так спрячем, что их и так никто не найдет.
Не может крестьянин согласиться, чтобы скотина не находилась у него под рукой. Только братья Джамбулата помалкивали – они знали , что он обычно знает, что говорит. Когда все успокоились, они отозвали его и попросили все объяснить .
-Скотину спрятать трудно – ее нужно кормить, поить , доить. Но есть еще и соседи, которые не пошли с нами . Когда они увидят, что их сосед вернулся со скотом , они ему станут первыми врагами. И когда кочевники приставят им к горлу нож – они выдадут им всех. Вы же знаете, что в ауле ничего нельзя утаить .
- Да это так. Что же делать ? Может не надо было отбивать скот ?
- Может вы еще им и жен с детьми отдадите ? Завтра, когда все разберут свой скот и уйдут, мы отгоним стадо в то место, где его никто не найдет , и я останусь с ним . А вы возвращайтесь домой , собирайте семьи и переезжайте туда же. Что не сможете увезти –закопайте. Потом заберем, когда аула уже не будет.
- А ты уверен, что все так и будет -срываться с насиженного места и заново обживаться не просто.
- Если я ошибаюсь – вернетесь обратно. Я думаю, все решится в течение недели .
Наутро, когда остальные , разобрав свой скот, ушли , братья погнали свое стадо в ту долину , что показал Джамбулат. Это была довольно узкая долина сжатая с двух сторон скалами. Внизу шумела бурная река . Потом долина несколько расширялась и по одному склону шла довольно уверенная тропа и в одном месте она выходила даже на поляну . Но сразу после нее долина опять сужалась и протоптанная тропа кончилась. Дальше шла подвесная тропа . В скалу вбивались колья и на них укладывался настил из веток. Все это было довольно хлипко , но человека выдерживало, а вот крупное животное могло и провалиться . Внизу вода ревела и грохотала камнями. Сооружать такую тропу сложно , только горцы и умеют это. Но когда тропа уже существует , укрепить ее уже проще. что братья и сделали. Но животных пришлось переводить по одному, особенно баранов. Козы и даже коровы ходят в линию, по одному, бараны же ломятся толпой и на смотрят куда идут. К тому же они поддаются панике и удержать их в этот момент невозможно. Недалеко от этого участка тропы долина , как в награду, расширяется и предстает во всей красе - внизу река становится широкой как озеро и склоны поросли лесом - сосна , ель и арча. Утоптанная тропа уходит вниз . Братья сразу оценили это место – если настил снять , то один человек может удержать целую армию, хватило бы патронов . Когда спустились вниз животные сразу разбрелись по траве, благо она была такая, что их не было видно . Братья засобирались в обратный путь. Джамбулат предупредил их , чтоб завтра , самое позднее послезавтра, их уже в ауле не было. Да они и сами уже поняли , что ждать нельзя.
Джамбулат пошел сам устраиваться на ночь - в этой долине у него тоже была лежка. Это была пещера, куда можно было на ночь загнать скот. Но чем-то нужно было загородить вход. Вот этим он и занялся – натаскал веток и тонких стволов деревьев, принесенных водой , переплел их между собой . Получилось довольно прочно. Если подпереть их камнями, то ночью можно быть спокойным . Да летом волков можно не бояться. Когда покидали пастбище Джамбулат захватил с собой котелок и припасы пастухов и сейчас мастерил очаг. Пока он мастерил очаг, варил себе похлебку, пока перекусил свечерело. Надо было загонять скот. Он не думал что это будет так сложно. Скотина не хотела заходить в незнакомую пещеру и приходилось чуть ли не каждую заталкивать отдельно . И только к ночи он управился с этим делом. Были бы собаки , он бы плюнул и оставил их ночевать снаружи. А так пришлось . И не напрасно.
Ночью Джамбулат проснулся от тревожного блеяния овец и мычания телок. Он выглянул за изгородь и в лунном свете увидел какие-то тени перед пещерой и огоньки глаз – волки. Сколько их было он не смог определить и взял в руки ружье. Заряжено оно было еще с вечера. Но стрелять не спешил. Джамбулат понимал, что он со скотиной пришел на чужую территорию и хозяева пришли разузнать , кто пришел, спокойный или агрессивный . Они его безусловно видят и оценивают. Если он сейчас начнет палить в них или в воздух это будет признак страха и слабости . А так он был уверен они походят, понюхают и уйдут. Так оно и вышло. Немного походив они разом все ушли. Но сейчас лето, а что будет зимой? Видно будет. Сейчас же Джамбулата интересовал совсем другой вопрос . Если горцы соорудили подвесную тропу, значит другой возможности попасть в долину нет. Горцы знают свои горы. Козы могут сюда придти как угодно , но волки ходят гораздо хуже. Или они пришли по рукотворной тропе, что маловероятно – там человеком пахнет, или есть другая тропа. Волки знают горы лучше горцев. Надо будет поискать ее.
На утро выпустив животных , Джамбулат пошел искать волчью тропу . За животных он не беспокоился – волки уже знают, что он здесь поселился и животные принадлежат ему. И пока вокруг много диких животных волков можно не опасаться. Он шел по тропе, высматривая следы и козьи тропы на склонах. Следов было много, и козьих, и волчьих . Шли они в разных направлениях , но Джамбулат разглядел , что в волчьих следах есть какая-то направленность. Он пошел по ним – они поднимались вверх и просматривались хорошо . Но через какое-то время они ушла на осыпь и камни и стали неразличимы. Джамбулат попробовал понюхать камни , но ничего не почуял и продолжал подниматься, прикидывая , куда могли уйти следы. И тут он увидел помет волка, причем свежий. Это прибавила ему уверенности и он продолжил свой путь . Но через какое-то время он , все-таки , потерял след и не знал куда двигаться и хотел свернуть в сторону . Но когда он поднял голову, то вдруг увидел прямо перед собой волка. Откуда он взялся, ведь только что никого не было. Это была волчица, крупная и красивая . Она сидела спокойно и смотрела на Джамбулата изучающе . Он остановился и даже не подумал снять ружье, настолько было спокойно, и тоже уставился ей в глаза. Говорят и часто пишут , что нельзя смотреть в глаза хищнику - это признак агрессии. Но Джамбулат знал, что дело не в том, смотришь ты в глаза или нет, а в том, есть у тебя агрессия или нет. Зверь чувствует и то , и другое. Ты хоть затылком повернись, он всегда почувствует агрессию. У животных инстикт развит больше, чем у человека. Джамбулат стоял спокойно и думал –Что будет дальше? Волчица, видимо, получила всю нужную ей инормацию , встала и пошла вверх. Он понял, что должен был идти за ней . Он ее узнал – она сидела ночью перед ним и смотрела на него. Потом также встала и ушла и за ней последовали все остальные волки. Она даже не оглянулась уверенная , что человек пойдет за ней . Она была уверена, что человек знает , что нужно делать . И Джамбулат знал. Не зря он с детства охотился и постигал жизнь животных. Он даже по спине волчицы понял, что она показывает ему дорогу и старался запомнить приметы пути. Он не мог запомнить дорогу интуитивно, как волк. Так они один за другим вышли на перевал и он на мгновение отвлекся, чтобы найти примету . И когда посмотрел вперед , то волчицы уже не увидел. Как они умеют скрываться -подумал Джамбулат- Неужели они чувствуют когда на них смотрят, а когда нет .
Ему ничего не оставалось как спускаться одному . Это было легче – спускаться можно было разными путями. Он только оглянулся, чтобы запомнить к какому месту подниматься. Спустившись вниз Джамбулат увидел знакомую долину , он не один раз охотился здесь. Здесь он из белых камней выложил метку, где нужно было сходить с тропы , и пустился в обратный путь. Поднявшись на перевал он стал спускаться и заблудился. Куда бы он не шел, в конце упирался в скалу . Он подымался, отыскивал метку, шел по ней , но опять упирался в непроходимое . Тогда Джамбулат немного спустился в знакомую долину и снизу отыскал место , куда надо было выходить. Поднявшись к этому месту он узнал свою дорогу. Это место он тоже отметил камнями и потом спустился в свою долину. Домой он пришел к вечеру. Пришло время загонять скот. На сей раз дело пошло легче, немного пришлось повозиться с баранами . Все-таки туповатые животные , могут только бодаться и разомножаться. Но это они делают хорошо . От них больше ничего и не нужно.,
***
Через два дня вернулись братья и рассказали , что когда они уже входили в горы , то оглянувшись увидели позади себя столбы дыма. Кочевники не ждали неделю , а каким-то образом узнали о происшедшем раньше и налетели на аул. Большую часть имущества братья закопали на огороде . Взяли с собой , что смогли погрузить на две телеги – кошмы, одеяла, одежду , кухонную утварь , немного продуктов и инструменты . Телеги в горах спрятали, сняв колеса - из них никто не умел их делать. а все остальное принесли на себе и на ослах. Джамбулат отвел их в пещеру , где предстояло обустраиваться. Все принялись за работу - женщины за свои дела, мужчины отправились валить лес. Решили строить один длинный дом, где все будут переживать зиму. Впятером дела идут быстро. Через неделю лес был заготовлен и двое из братьев поехали в аул за оставленным имуществом. Вернулись они через день, нагруженные вещами и с двумя детьми – девочкой трех лет и мальчиком десяти лет. Все что осталось от аула. Потом они еще несколько раз ездили в аул откапывать спрятанное жителями продовольствие. Таким образом семья была обеспечена на зиму продовольствием . Джамбулат показал братьям новую дорогу , понадежнее , а на старой решили разобрать подвесной участок . Ведь кочевники понимают, что в ауле они взяли мало скота , и могу начать искать оставшийся скот. И еще Джамбулат рассказал братьям, как он нашел эту новую дорогу, и как ему помогла волчица. Он предупредил их, чтобы не стреляли в волков . Даже если те утащат какого-то барана - на обеднеем.
– С этой волчицей ничего не ясно . Может она хозяйка этих мест. А мы сюда не воевать пришли.
Наши беженцы не знали , что кочевники уже ищут их . И дело было не только в скоте. Они горели жаждой наказать тех, кто осмелился пойти против них. Они обшаривали все горы и грабили всех горцев , кого только видели, многих убивали и кто-то указал им ту долину, которую мало кто знал .
Однажды братья увидели, что собаки встревоженно уставились в сторону старой тропы . Все, кто был, похватали ружья и бросились к тропе . Подвесной участок был к тому времени уже разобран и кочевники уже налаживались его восстанавливать. Они таскали ветки и рубили стволы молодых деревьев. Что-то даже уже положили . Джамбулат прицелился, кто-то сказал -В человека не стреляй , предупреди только. После выстрела один из кочевников упал в пропасть .
-Зачем ты его убил. Надо было только предупредить.
- Я и предупредил. У нас нет выхода – или мы их , или они нас. Их не надо отсюда выпускать и снял еще одного.
Нападавших было немного. Видимо это был отряд разведчиков -они отступили и скрылись из вида , даже не забрав с собой убитого .
- Надо удалить колья – их они восстановить не сумеют. Джамбулат вылез на тропу – вы меня прикройте , если что. Но не успел он дойти до кольев, как на тропу выскочили кочевники . Они стали стрелять в обороняющихся , прикрывая тех , кто пытался восстанавливать тропу. Вреда их стрельба не причиняла , так как они не видели никого за деревьями и камнями, а сами были как на ладони . Первыми полетели строители. Потом братья стали стрелять и по нападавшим. Но их меньше не становилось - кто-то их гнал сзади. Братья поняли, что нужно снять этого кого-то. Но тот скрывался за спинами воинов и его не было видно. Наконец он сам себя выдал. Видимо кто-то не захотел идти на убой и он ударил его, воин упал и военачальник показал себя. Охотники тутже выстрелили и он упал . Остальные , толкая друг друга , бросились бежать. Тогда Джамбулат спокойно подошел и отстрелил колья в скале. Если горцам нужно будет они смогут все восстановить, а другим здесь делать нечего .
***
У семьи Джамбулата настала спокойная , мирная жизнь . На новом месте дел выше крыши – прежде всего стройка для себя и скота, сенокос , закладка огородов , огораживание будущих полей под рожь и огороды. Причем даже не от своего скота, а от диких животных . Начали со строительства дома для себя. Решили строить длинное сооружение и каждую семью отделить одеялами и занавесками . Поскольку лес был уже заготовлен и отесан, стали распиливать его под размер и таскать в пещеру. И оказалось, что когда работает большая семья, то все дела продвигаются очень быстро . Поэтому решили отделить каждую семью отдельно. Дом был построен к осени, и это с отвлечением на сенокос . Вход в пещеру закрыли бревнами, оставив прочную калитку.
Женщины занимались огородами . Они вскопали большой участок земли и стали делать изгородь из веток и жердей. Работа привычная для каждой сельской женщины. И это все между приготовлением обеда и дойкой коз . У женщин вообще много разных дел, поскольку скота стало много , постоянно кто-то рожал. За всеми надо следить, иногда помогать. Смотреть, чтобы малышей не затоптали, чтобы мамки не отказались от них . А если кого-то не кормят – кормить принудительно . Матку держат, а малышей подсовывают . И это не один раз в день . И это все на женщинах. Но такова сельская жизнь. Но плохо не то , что много работы , а то, что она не дает подняться, оставляет сельчан в постоянной бедности и нужде .
***
Вечером за общим столом каждый раз заводили разговор о будущем - какая теперь будет хорошая жизнь, как построить каждой семье отдельный дом, что нужно купить за проданный скот . Говорили , как правили братья и их жены. Молчали только дед , отец и Джамбулат. И он решил высказаться – чем дольше братья будут строить свои планы, тем тяжелее от них придется отказываться.
- Скота у нас много и будет еще больше. Мы не сможем продавать, как раньше , по пять- десять штук в месяц . Если мы привезем сразу голов двадцать пять – тридцать , у нас спросят -Где взяли, что мы скажем - отбили у кочевников. Тогда хан скажет - Десяток ваши, остальное мое по праву . Если мы скажем - сами вырастили - Где ? - В горах в долине. Он скажет – Здесь вся земля моя . Вот вам десяток , остальное мое. А скорее всего , ничего не скажет, а пришлет стражу , а те все заберут и ладно если не убьют. Но и сидеть здесь , как мышь в норе , тоже не выход. Скот продавать нужно . Иначе зачем он нужен. Судьба или бог дал нам возможность изменить свою жизнь. А мы хотим жить по-прежнему . Может , мы уже не будем бедными , но и не станем богатыми. И главное мы будем такими же бесправными , как и раньше , и любой чиновник будет помыкать нами. А рано или поздно нас здесь найдут и отнимут все , что мы имеем. Или всю жизнь воевать ? Но для этого нас мало – перебьют .
Надо перебираться в город. Там любой ремесленник состоятельнее нас . Но мы ничего не умеем , только огородничать, растить скот и охотиться . А это самое бедное дело. Вот мы продаем скот , а мясо горожанам продают вдвое дороже. А барана разделать – двадцать минут работы. Но нужно иметь лавку на базаре. Мы с вами заходили в харчевню пообедать и удивлялись, как там все дорого . Почему мы не можем этим заниматься. Потому что не умеем, не знаем правил городской жизни . Мы даже не можем разделать барана по- городскому, чтобы было красиво.
Чтобы это не было пустым разговором нужно сделать так- отвезти десяток баранов и оставить в городе меня и еще кого-нибудь, чтобы мы нашли работу у мясника и в харчевне. Делать это надо сейчас, чтобы мы могли снять какой-нибудь дом и размещать там всех баранов, которых вы привезете . До зимы нужно продать всех баранов. К тому времени , думаю , и мы научимся чему-нибудь. Да и вам будет где остановиться.
Наступило долгое молчание. Братья переваривали услышанное. Они об этом не думали , хотя все были непрочь жить в городе, окончательную точку в разговоре поставил дед .
- Судьба два раза не улыбается . Сейчас вы можете сделать попытку выйти из бедности . Бояться не надо, вернуться в бедность никогда не поздно. А у вас все получится – вы здоровы, работящие , на вас не висят долги . Сейчас не решитесь –никогда не решитесь и до смерти будете сожалеть. И дети у вас останутся неучеными и темными , как вы, и будут жить в бедности .
Слова деда решили все И отец и сыновья сразу решились, но послать решили пока одного Джамбулата - слишком много работы нужно было переделать до зимы .
- Но может быть дед поедет со мной , без него-то обойдетесь- спросил Джамбулат .
Дед только усмехнулся - ему нравился внук и он чувствовал, что тот на харчевне не остановится.
Через день погрузив баранов , кошмы, одеяла на две телеги дед и внук выехали в город и к коцу дня уже въезжали в ворота караван-сарая . Там были места и для путников и для скота . Укладываясь спать Джамбулат поделился сомнениями – Ну поступлю я в харчевню на работу, научит меня повар как резать морковь, лук , как готовить обед. Мне это надо? Конечно , через год я что-то увижу. Ведь хозяин меня ничему учить не будет и спросить нельзя – зачем ему лишняя харчевня на базаре. Как еще можно все разузнать ?
- Я тоже об этом думаю. На базаре сидит писец. Он разные бумаги пишет ,может, сможет что-то подсказать и нам. Ведь большинство торговцев малограмотные люди , только деньги умеют считать. Не будем спешить. На базаре мы разделимся – я буду искать с кем мне поговорить , ты – себе. Вечером обсудим.
- На следующий день, продав скотину, они пошли присматривать дом. Они искали небольшой и недорогой дом с большим двором. Арендовать дом было довольно дорого и они решили купить дом . Наконец нашли такой дом на самой окраине с условием выплаты в два раза и ударили по рукам . В этот же день они перебрались туда и уже на следующий ходили по базару , присматриваясь к покупателям и продавцам. Особенно к тем, кто торгует из своих лавок . Дед присмотрел сборщика налогов и сказал , что хотел бы с ним переговорить. Он пригласил его в харчевню , заказал по его желанию еду, представился приезжим и задал интересующие его вопросы . Тот согласился не только ответить , но и помочь с условием, что налоги они будут платить только ему . Дед ответил согласием – ему все равно кому платить.
Джамбулат присмотрел лавку где торговали коврами. Покупателей там не было и хозяин сидел , скучал и бил мух. Джамбулат попросил его уделить ему немного времени, представился приезжим из аула и сказал, что не знает городских обычаев. Не согласится ли хозяин за обедом ответить ему на некоторые вопросы. Тот, конечно , не отказался. Оплатить обед словами - удачная сделка. Джамбулат заказал в ближайшей харчевне обед и собеседники расположились на айване . Им принесли чай и разговор начался. Когда хозяин узнал, что хочет затеять Джамбулат, то рассказал ему все, что тот должен был знать. На вопрос , нет ли у него на примете подходящей лавки для покупки или аренды, он сказал, что вот эта лавка продается - у него две лавки с коврами на этом базаре и содержать их обе нет смысла. Если покапатель решит купить ее , то хозяин все расходы по оформлению возьмет на себя. Джамбулат поблагодарил и обещал подумать. Но перед уходом он тщательно осмотрел лавку и жилую часть за ней. Лавка ему понравилась, но спешить не следовало.
Вечером дед и внук сверили , что им наговорили, все совпало - оба советчика были в них заинтересованы . Решили еще походить по базару посмотреть лавки , которые продаются, и поговорить с людьми .
Следующий день не принес ничего нового . Харчевен на базаре достаточно. Так там всего достаточно . Одной харчевней больше меньше - ничего не изменится. Решили купить лавку у ковровщика – она самая большая и расположена вдоль торгового ряда окнами на базар. Оставив задаток дед с внуком уехали в горы, прикупив еще две телеги с ослами .
Вечером дома они рассказали , как у них сложились дела. Никто не ожидал, что можно все так просто устроить. Они были сельские жители и сильно усложняли в своем понимании городскую жизнь. Впрочем сложности еще будут. Жизни без сложности не бывает . Договорились, что на утро загрузят все четыре телеги и уедут - надо было рассчитаться с лавочником, за купленный дом и начать переоборудование лавки .
На этот раз удалось загрузить двадцать пять баранов, но выгрузили их уже в своем доме и потихоньку начали распродавать, для начальных расходов этого хватило . Когда внесли очередной платеж хозяину лавки он быстро оформил куплю- продажу и освободил помещение. Джамбулат привел людей которые должны были произвести ремонт внутри и снаружи и сложить печи. Потом договорился с плотниками изготовить айваны, причем расплата была оговорена лесом – бревнами. Это был самый дорогой товар в тех местах. И у Джамбулата сразу шевельнулось – еще одно дело надо будет с дедом обговорить .
Вечером не откладывая дело в долгий ящик он завел с дедом разговор -Если изготовить специальную телегу с широкими колесами и запрягать парой волов, то вполне можно перевозить по паре бревен за один раз . А если подсушить то и больше. И пусть они потихоньку ходят туда – сюда. Сюда груженые, отсюда налегке – отдыхают. А пока придется на ослах - рассчитываться надо.
- А что . Это дело. Только волы стоят дорого. Надо будет подождать пока начнется приход .Хотя ведь у нас есть быки. Ты, когда поедешь домой , скажи что баранов надо продавать сейчас –осенью все станут избавляться от лишней скотины и цены упадут. И еще. На нашем дворе надо насадить тополей. Пусть растут. Они же быстро растут. Странно, почему прежний хозяин не сделал этого. Ты завтра и отправляйся домой – я присмотрю за рабочими.
Дома решили освободить один день заготовке бревен. Заготовили на три ходки. Стволы пилили на оговоренный размер и оставляли для сушки. Загрузили на телеги примерно по стволу на каждую и Джамбулат уехал , сказав что на айваны нужно будет втрое больше того , что напилили. В город он приехал уже ночью, задал корму ослам и улегся спать. Итак десять дней . В последнюю ходку он привез еще баранов и их осталось только на покрытие . Но появилось много ягнят и козлят. Последних баранов решили не продавать а оставить для харчевни, поскольку ремонт закончился и пора была открываться . Привезли всех сестер и усыновленного паренька и начали работать . Решили готовить три самые распространенные блюда – плов , шурпу и лагман, по числу котлов. В других харчевнях делали то же самое. В первый день решили делать немного , а там видно будет. Цены они не поднимали, но мяса клали больше . Первые посетители пришли из любопытства – новая харчевня . Но еда понравилась и весть распространилась моментально . Посетители были продавцами, которые тутже поделились с соседями. И приготовленного не хватило, пришлось извиняться. На следующий день заготовку сделали на полные котлы . Еды хватило , но не хватало места . Хорошо, что клиенты- продавцы -им некогда рассиживаться. Приходили познакомиться и хозяева других харчевен . Они видели, что в новой харчевне еда лучше , но посчитали , что это дело временное, для привлечения клиентов. Но потом стали замечать, что у них клиентов становится меньше и стали думать , что делать. Улучшать качество блюд - значит потерять доход. А это жалко. Постарались натравить сборщика налогов. Но тот сам там питался, естественно бесплатно, и налогов собирал там больше. И постепенно базар привык, что есть хорошая харчевня . А доходы семьи пошли резко вверх. Приемный сын пошел в школу – в семье должен быть хоть один грамотный. К зиме постепенно перевезли в город всех козлов и быков. К этому времени уже наладили доставку бревен в городской дом. Там их пилили на доски и продавали уже вдвое дороже. И что существенно - получалось много отходов. А харчевня постоянно требовала много дров. Иногда приходилось даже с гор завозить лес на дрова.
Однажды отец вызвал Джамбулата в горы и рассказал, что несколько дней назад на тропе , что выходит в другую долину, нашли несколько человек, растерзанных волками. Эти люди были с оружием , по одежде похожи на степняков. Что делать? Братья опасаются ходить по одному .
- Я думаю , что опасаться не надо – после раздумья ответил Джамбулат. Если бы они хотели разделаться с нами , то сделали бы это давно . Надо отвести туда пару баранов и оставить. Так и сделали. Джамбулат привязал двух баранов и потащил их на тропу . Когда он вышел на перевал, то опять увидел там волчицу . Она сидела и смотрела на него. И он смотрел ей в глаза , потом привязал баранов к дереву и ушел. Нужно будет зимой , когда все заметет снегом, выгонять время от времени по паре баранов – дружба дорого стоит. Да и стапняки сюда не сунутся .
В конце зимы отец собрал всех сыновей - Мы собрали довольно много денег -надо решить, что с ними делать .
Вся семья жила уже не бедно, но все понимали, что надо расширяться - В нашей харчевне не хватает места. Люди берут еду и на улице едят. Надо ставить еще одну харчевню, на другом конце базара .
-Только оформить на кого-нибудь другого - заметил Джамбулат. Та харчевня оформлена на деда , не надо чтобы люди знали, что это один хозяин . И еще у меня задумка . Давайте построим в городе большую харчевню уже для горожан. Она должна быть красивой, с водоемом , с деревьями и цветами . Чтобы люди приходили не только поесть и уйти , а чтобы посидеть, отдохнуть, провести время, встречаться друг с другом. Но конечно и поесть. Этим мы заявим о себе. Цены надо будет поднять, потому , что кроме налогов , надо будет и хану заносить .
- А не опасно вылезать на глаза. Вдруг сам хан или еще кто-нибудь захотят забрать харчевню себе. Мы же ничего не сможем сделать – забеспокоился отец .
- Если к этому пойдет , то мы сами подарим ее хану. Потеряем сколько-то денег, зато потом сможем делать , что угодно , никого не опасаясь. Если мы будем бояться быть богатыми, то никогда не станем ими . Дед , а что скажешь ты ?
- Дело хорошее, но преждевременное. Надо набраться силы , денег, чтобы такой подарок не подкосил нас . Но в будущем надо будет это сделать , просто необходимо.
- Я согласен – сказал Джамбулат .- С этим подождем. Но у меня есть еще одно дело. Мы сдаем шкуры и шерсть за бесценок . Их можно перерабатывать , шить меховые и шерстяные халаты и сапоги . Продавать их можно здесь или отправлять с караванами. Эти вещи сейчас носят только богатые. Если не задирать цены, то покупателей будет много. Денег туда много не надо . Шкуры у нас свои, работа в аулах много не стоит. Нужно будет только развозить сырье и собирать изделия. Начать можно будет весной , а поездить поискать мастеров нужно уже сейчас . Я не знаю какой будет доход , но убытка быть не должно . На базаре вообще нет лавки, где продают шубы или меховые халаты . Их делают только на заказ .
Итог подвел отец- Это дело давай начинай. И кстати . Мы всю зиму выгоняли баранов для волков , но они все возвращались – волки никого не взяли .
- Не простые это волки. Ну им видней .
Джамбулат уже до этого разузнал все, что нужно для своего дела. Нужно было только наделать чанов шкур на пятьдесят и установить у себя в доме. Для этого нужно было поставить легкий сарай и уже на следующий день там работали люди. Лес свой , глина под ногами. Пока изготавливали чаны сарай был готов. И скорняк с людьми приступили к работе . А Джамбулат в это время ездил и находил кто занимается шерстью. ЕЕ нужно было промыть, расчесать и спрясти пряжу . В аулах женщины всегда это делали. Шерсти в аулах было много, да и свою перестали выбрасывать. Причем была не только грубая шерсть, но и тонкая. Вот за ней пришлось поездить . Но в конце концов это дело наладилось . Но себе на заметку Джамбулат взял – нужно будет создать отдельное стадо тонкорунных овец . Да и в существующее стадо надо запустить тонкорунных баранов на замену своим .
Пока Джамбулат ездил по аулам , скорняки начали шить меховые халаты из первой партии шкур, а сапожники изготовили несколько пар мягких сапог. Первые образцы повесили в харчевне , написали цену и объявили, что это продается и принимаются заказы. Время было весеннее и шубу покупать было не по сезону, но ни в одной лавке такого товара не было и цены приемлемые . Поэтому образцы разобрали к концу второго дня и заказы посыпались, Джамбулат понял, что не ошибся в своих рассчетах и надо было открывать лавку. Но она должна быть большая и светлая с большими окнами. Такой на базаре не оказалось и на семейном совете решили построить свою лавку с большим складом и мастерской. Чтобы на месте можно было снять размер и тут же пошить . Пошив дело не хитрое . Меховой халат женщина на руках может пошить за день. Шуба от халата отличается только наличием воротника и отворотов. Был бы только материал А мастерская по выработке шкур выдавала каждые десять дней по пятьдесят шкур. Но шить нужно было впрок в расчете на зиму . К строительству лавки приступили немедленно – деньги-то были . Сама лавка - хорошее помещение денег . Уже заработала вторая харчевня и лесозаготовки увеличились, построили вторую телегу для перевозки бревен. Теперь сразу две телеги их везли . Джамбулат набрал на базаре двадцать тонкорунных овец и баранов и отвез их в горы, а всех старых производителей выловил и перевез в город . Там оставалось много народившихся баранов и Джамбулат сказал что постепенно он их тоже перевезет. Изменение стада дело не быстрое.
С шерстью тоже дело продвигалось. Но она была в основном серая, ее можно было красить в разные цвета. Ковровщицы это умели . Но вот отбеливать не умели. А Джамбулат хотел изготавливать белые халаты из шерсти . Он объездил всю округу но нашел такого мастера . Он не только отбеливал, но и красил шерсть в бежевый цвет , чего другие не умели. Джамбулат договорился, что будет привозить ему прочесанную шерсть на отбеливание , покраску, а, если возможно, и на прядение . Белый и бежевый халат это совсем другое дело и цена ему будет другая .
Теперь нужно было решить, кто будет ткать. Проблем с этим не было- все вокруг ходили в домотканной одежде. Ткачеством занимались и мужчины и женщины. Один человек может на самодельном ткацком станке соткать до трех метров ткани .
Все это было не быстро, но настал день уже осенью , когда появились первые халаты из шерстяной ткани. Большинство черного цвета , но были и белого , и бежевого цвета. Джамбулат выбрал самый красивый халат бежевого цвета - Вот повезу его волчице - сказал он деду. Я уверен – не волчица она -колдунья. Ей наши бараны не нужны. А такой подарок возьмет , если она колдунья. Если она волчица – не возьмет . Тогда привезу его обратно .
Когда приехав к себе он проезжал то место , где встречал волчицу, то разложил халат на кустах и спустился в долину . На утро не выпуская стадо наружу, Джамбулат с братом отбили баранчиков на четыре телеги и погнали их через перевал. Когда он сам достиг перевала, то вдруг увидел сидящую на камне женщину, красивую , не молодую и не старую, одетую в белый подаренный халат. Но глаза у нее были волчьи – серые , твердые и изучающие - Ну наконец-то пора познакомиться .
- Да , мы очень благодарны Вам …
- Не надо лишних слов. Я знаю, ваша семья умеет быть благодарной . Вы пришли с миром , поэтому я и пустила вас сюда. А тебя я приметила , когда ты сюда прибегал на охоту . В тебе нет жадности, но ты чего-то хочешь добиться в жизни. Судя по халату ты добился, чего хотел . Прими и от меня подарок. Мой подарок внизу. Здесь можете жить спокойно – сюда никто не найдет дороги кроме вашей семьи. Передай привет деду от Сарвар. И вдруг ее не стало . Джамбулат уже ничему не удивлялся. Он спустился вниз к телегам и поехал в город . Дома он рассказал о встрече с колдуньей, сказал , что к ним в долину никто не сможет найти дорогу и можно жить спокойно - А тебе дед отдельный привет от Сарвар .
- Вон оказывается как-дед помолчал - В молодости я ее очень любил и хотел жениться. Но ее отец был категорически против. Тогда я не понимал почему. И я с товарищами договорился украсть ее . Но когда мы залезли к ней в дом, он был пуст. Там больше никто никогда не жил. Он и по сей день стоит , не портится, не разрушается. Теперь-то я понимаю- ей была уготована другая судьба. И понимаю почему она нас приняла и защитила – она всегда была сильной и никогда не была злой. Значит она и колдунья не злая.
Через день приехал брат с гор и рассказал, что после отъезда Джамбулата, вечером, когда он стал загонять овец в овчарню, туда вошли сорок белых тонкорунных овец и баранов. Он спрашивал , что делать . Или ничего не надо делать?
- Ничего не надо делать. -Это подарок волчицы. Тогда она сказала , что ее подарок внизу. Ты сегодня отдохни, походи по городу, купи , что надо. Завтра поедем к тебе, отобьем еще баранчиков .
- А куда вы их денете ? Я после твоего отъезда подумал - ведь баранчат –половина приплода и еще будут. Им здесь места не хватит и сколько сена надо будет купить. Лучше отогнать их в другой конец долины и перегородить тропу. Ведь их держать придется почти до зимы , чтобы они набрали вес. А поздний приплод еще и дольше . Только надо будет построить овчарню. А пасти их я поставлю сына - с баранами мороки не много .
Все помолчали потом отец сказал – Наверное так будет лучше . Даже когда всех этих баранов переведем, можно будет стадо поделить - На две харчевни мяса нужно много . А мы его уже сейчас подкупаем. Только найди в ауле пастухов - пару человек - пусть строят и пасут, а сына привези сюда , пусть пойдет в школу .
Когда будете стричь- добавил Джамбулат - тонкорунную шерсть складывайте отдельно и белую тоже отдельно.
Переработку шерсти пришлось перевести в город , потому что у сельских жителей работы как начинаются весной , так до осени . И у мужчин , и у женщин. Они могут заниматься шерстью только зимой. Городским рабочим приходится платить больше , но и работают они весь год и качество у них лучше, А это самое главное . Шерсти было много . И своей , и покупной. Люди из аулов, когда приезжали в город , шерсть привозили прямо в дом, где жила вся семья. Отдавали дешевле , чем на базаре, где толи продашь, толи нет, а здесь покупали все и деньги отдавали сразу. И товар в лавку поступал постоянно. Выручали харчевни, где постоянно поступали живые деньги. Склад при лавке был забит. Хорошо , что дело было к зиме и начались покупки. Но они не могли освободить склад. Зато настало время оптовиков, которые увозили товар по другим городам. Вот они не только вычистили склад, но забрали все что было в лавке . И заказали столько , что работой по меховым и шерстяным халатам люди были обеспечены на целый год. Никто в стране в массовых количествах этого не изготавливал. Это были уже совсем другие деньги.
Однажды Джамбулат пригласил отца пройти по лавкам с тканями . В одной они увидели тонкие шерстяные ткани, из которых можно было шить платья и тонкие халаты . Продавец объяснил им , что этот товар привозят купцы из-за моря и стоит он очень дорого.
- А почему так дорого- ведь обычная шерсть?
- Шерсть может быть и обычная, но ее делают машины. Она едет сюда полгода. Одна охрана во что обходится. На суше разбойники, на море пираты . Сколько стран и границ она должна пересечь и везде пошлины налоги. Поэтому ее покупают только богатые чиновники женам и дочерям и хан своему гарему.
-А кто это привозит сюда? Вы их знаете?
-Ну этого вым никто не скажет.
- Вы напрасно думаете, что я вам конкурент. Мы хотим заказать им привезти такие станки. Вы наверняка были у нас в лавке, вы там купили этот халат.
- Так это вы их продаете ?
- Мы их изготавливаем.
- В таком случае если они придут я вас познакомлю. Но они из Хорезма и когда придут неизвестно .
- Так что ты хочешь затеять? – спросил отец , когда они покинули лавку .
- Ты же видел- вот такую ткань .
- Но мы и так уже богаты. Мы уже не знаем , куда вкладывать деньги.
- Дело уже не в богатстве . Богатыми мы стали, когда поселились в нашей долине и отбили степняков. Мы стали богатыми крестьянами. В городе мы стали богатыми горожанами . Но любой высокопоставленный чиновник, не говоря уже о хане, может в один момент поотрывать нам головы и сделать нас опять бедными или , в лучшем случае, богатыми крестьянами.
-Помнишь, я предлагал построить харчевню в городе и заявить о себе. Если бы мы вздумали подарить ее хану, то он, скорее всего , не принял подарок и посмеялся бы над нами. Потому что мы остаемся неграмотными , темными крестьянами. Может быть наши дети , получив образование, смогут подняться до признания . Но они должны быть богатыми. Кстати, мы не так уж богаты. Мы богаты, пока все деньги у тебя в руках . Но у тебя восемь человек детей , если когда -то придется поделить, мы вовсе не будем богаты . Конечно у нас есть источники доходов . Но эти источники нужно увеличивать. Кроме денег нужна еще сила и желательно власть . Нельзя останавливаться. Я не очень надеюсь на купцов. Нужно эти станки узнать , научиться на них работать и ремонтировать. Чтобы они не стояли памятниками глупости и невежества. А для этого должен ехать я . Но пока надо поговорить с местными мастерами - может они смогут что-то придумать. Ведь за морем тоже начинали с домашних станков , но потом придумали машины. Пусть наши тоже поломают голову .
А пока идея попроще – надо наши халаты посадить на подкладки – китайский шелк. Они конечно подорожают, но и станут привлекательней . Если ты не возражаешь, то я завтра же и закуплю шелк.
Отец только кивнул – его одолевали другие мысли .
Теперь халаты стали шить на подкладках, черные на черных а светлые на цветных . Продажи опять выросли. Люди покупали по второму халату .
А Джамбулат уже весь был охвачен своей идеей – усовершенствовать все станки, применяемые в обработке шерсти – трепальные, чесальные , прядильные и ткацкие.. Он пошел к мастерам, которые этим занимались . Начал он с трепания и очистки шерсти . Это делали вручную . Операция была трудной, медленной и все равно оставалось много мусора. Джамбулат озадачил мастера как избавиться от ручного труда. Тот поначалу отказывался даже думать – всегда это делали руками. Не может машина видеть , где мусор , где репей , а где камни и земля . Но Джамбулат уже долго думал об этом и смотрел как работают женщины. И он стал рассказывать, как это надо сделать. Мастер молчал – он начал думать .
- А если не получится ?
- Но ведь ты мастер , не я. Но труд я оплачу . Мне нужно будет много .
- С другим мастером разговор был такой же, но о чесальной машине. Шерсть чесали двумя щетками и начесывали в день не больше килограмма . Джамбулат и ему рассказал , как он представляет эту машину .
- А ты такую машину видел ?
- Нет, но мне рассказывали - немного приврал Джамбулат, чтобы мастер был уверен. Хотя тот и так уже видел , что она работать будет .
С прядением он решил не заморачиваться, они уже существовали. Нужно было только расположить их достаточное количество на одной станине. Но все равно провозятся . И он подрядил уже третьего мастера на это дело, обговорив примерную схему .
Осталось самое сложное , ткацкие станки уже существовали и схема была одна и та же . Внимательно приглядевшись к ним , Джамбулат увидел самое слабое место. Ткачиха уток продевала вручную причем двумя руками. Быстро это сделать не удавалось и это тормозило весь процесс ткачества. Все последние дни он только и думал об этом Он потому и захотел купить станки из-за моря , что надеялся , что там эта проблема решена. Но постепенно у него стало складываться решение и , наконец, пришло время обговорить это с мастером . С тех пор , как он завел харчевню, у него появились знакомства в самых разных областях. Нашелся и такой мастер . Разговор вышел долгий. Но чем хороши мастера - они становятся ими только научившись думать. Ему можно объяснить и он слушает и если он не согласен, то имеется причина. Если получится сделать как задумано , то ткачихе нужно будет только следить , чтобы уток не опустошался . Работа станка можно будет механизировать полностью и работать он сможет целый день .
-Ты тут подумай - окончил разговор Джамбулат - Наверняка придумаешь что нибудь получше . Но работать они должны от водяного привода .
Но этот привод еще нужно было делать. Хитрого там ничего не было В тех местах водоподъемные колеса давно делали . Но нужно было вал вывести наружу и завести его в помещение . Такие мастера тоже были . Так что работа началась. Купили за городом походящее место на реке , а заодно подешевке и земли выше по обеим берегам, и начали сооружать водяное колесо и длинный сарай . Вдоль стены должен был располагаться вал, от которого должны отходить приводы для всех станков. Реку перегородили деревянной плотиной с подъемной заслонкой, укрепив ее камнями. Джамбулат постоянно еэдил между стройкой и мастерами. Дело не быстро, но продвигалось. И через полгода стали опробовать оборудование. Не все было благополучно, но постепенно преодолели наполадки и заработали . Особенно рад был Джамбулат ткацкому станку. У него была огромная скорость. Конечно, по сравнению с ручным станком . Он сразу заказал еще один такой же станок - отдельно для черной ткани и отдельно для белой . Так как заправка станка оказалась делом очень длительным .
Одновременно он заказал другой станок , который работал без утка . Мастер удивился - как я сам не догадался . Этот станок проще и в два раза производительнее .
Ткань на этих станках получалась гораздо более высокого качества, более однородная и тоньше. Поверхность ткани обжигалась для удаления ворса , потом мылась, сушилась и красилась. Из нее уже можно было шить платья и штаны. Когда в городе узнали об этих тканях , магазинщики бросились делать заказы . Цены установили, конечно, ниже заморских, но особенно не занижали. При таких ценах и объеме товара работа ткачих стала не нужна, но Джамбулат перевел их на изготовление тканей с рисунками и их изделия даже выросли в цене .
Первые куски тканей разного цвета он собрал и отвез волчице. Вся семья была благодарна ей за то , что она их приняла и помогла в трудный момент, а долина до сих пор является основой их благополучия . Когда он взошел на перевал, то опять разложил подарки на камнях и спустился вниз. Поговорив с братом Джамбулат пошел осмотреть животных. Стадо в значительной мере обновилось, шерсть стала тоньше да и самого скота стало гораздо больше. Второе стадо, куда отбивали баранов, стало по количеству такое же, как и основное .
Ты только баранов от старых самок отбивай - сказал он брату -даже если они от тонкошерстного барана . Чтоб они не участвовали в разомножении. Зимой , если не хватит баранов, вези в город старых самок. Как ты думаешь , верблюдов здесь можно держать? В них столько мяса, а уходу никакого. Да и шерсть у них хорошая. Ты поговори с отцом .
На обратном пути его встретила колдунья -Я смотрю у тебя новые успехи. Прекрасные ткани . Что ты еще хочешь затеять ?
- Не знаю, пока мыслей нет, но наверное придумаю. Жаль что я неученый . Как по земле ползал , так и ползаю , только разбогател .
- Конечно знаний я тебе в голову не вложу. Это ты можешь только сам приобрести – читай книги. Их не глупые люди пишут . Но чужими знаниями, ты можешь попользоваться. Я могу сделать чтоб ты мог заглядывать в чужие головы. Хочешь?
- Это интересно.
- Там не только интересное, но и такое, от чего лучше быть в стороне . Ну что сделать ?
- Ну чтож , лишние знания на плечах не висят .
- Ладно. И исчезла .
- Джамбулат спустился на телегу и слышит -Хорошо, под гору легче .
- Это что , у ослов тоже есть мысли ? Интересно.
- Вернувшись домой он спросил у отца , не надо ли сделать подарок хану .
- Неверное надо. Ведь ему , наверняка , уже доложили о нас . А что ты думаешь о харчевне в городе.
- Лишний доход не помешает. Вот понесем подарок и спросим разрешения . Сколько штук ткани привезти ? Трех штук хватит? Покажем себя прижимистыми. Там в мастерской надо строить склад сырья и готовой продукции и завести охрану, все может быть .
- Надо – значит надо .
- Я хочу завести лошадь и тарантас.
- Что ты такие вещи спрашиваешь. Это твое дело .
Но Джамбулат видел , что отцу это приятно .
На следующий день отец и сыновья одели черные халаты, положили на поднос белый халат и три штуки материи и поехали во дворец. Для этого случая купили лшадей и тарантас. Сыновья поехали верхами, а отец на тарантасе с кучером . Перед ханом предстала вся семья – сыновья, все высокие , здоровые , при оружии и отец здоровый , при кинжале. Хан принял подарки благосклонно и , конечно , разрешил построить в центре города зарчевню . А Джамбулат услышал -А мне чиновники жаловались на них , говорили- возгордились. Завистничают. Нормальные люди. Из крестьян поднялись, а тем кто мешал. Привыкли только воровать .
Гости поклонились и попросили разрешения удалиться. Не откладывая дела купили участок земли и заказали кирпичникам необходимое количества кирпича. Начали завозить стройматериалы- песок , щебень, камень , известь , лес . Кузнецам заказали металическую ограду , плотникам айваны, окна, двери, столбы для таррасы , стропила и прочее. Стройка началась. Пока сооружали фундамент и подготавливали основание для помещений постепенно начали поступать заказанные детали. По традиции за харчевней одновременно строили жилое помещение для семьи хозяина .
Пока стройка шла, Джамбулат стал советоваться с отцом - У нас выше мастерской куплено много земли. Она уже стала орошаемой и ее надо использовать. Я хочу засадить ее шелковицей , а в междурядье засеять хорошую кормовую траву. Завести там стадо тонкорунных овец и вырабатывать шелк .
- А разве мы не можем увеличить стадо в долине ? Там зто бесплатно .
- Нет, уже давно не бесплатно. За вторым стадом ухаживают наемные люди . Мы им платим и обеспечиваем продуктами . Да и брат получает деньги на небедную жизнь. Из братьев уже некого поставить на новую землю – придется нанять кого-нибудь. Тем более, что нужен знающий человек, с опытом . А присматривать за ним конечно буду я. Денег это много не потребует.
-Ну что же . Интересно что получится .
Джамбулат нашел и такого человека и для начала стал просто расспрашивать его об этом деле и узнал много нового. Он хотел понять , насколько это дело выгодно и сложно. И понял , что сложности там преодолимые, и самые большие трудности для этого человека -ткачество. Семья выполняет все работы сама. Поэтому шелководство для них вспомогательное занятие к огородничеству и садоводству. Потом он прямо спросил – Я хочу этим заняться по большому на большой площади . Ты сможешь за это взяться .
- Надо посмотреть , какая площадь, какая земля , как с водой.
- Ну так я на тарантасе – поехали .
Сели поехали. Крестьянин впервые сел на тарантас и ему очень понравилось – не телега. Через час доехали. Крестьянин неторопливо обошел все земли .
- Что вы хотите хдесь сделать?
- Я хочу засадить всю землю шелковицей для получения коконов . Междурядья засеять травой для овец для получения шерсти. Вы видели здание на берегу – это ткацкая мастерская. Теперь скажите , что для этого надо и возьметесь ли вы?
- Я оставлю на своей земле старшего сына и перевезу всех сюда . Но нужно хотя бы еще одну семью . Я найду ее. Но какие условия ?
- Сколько вы хотите зарабатывать в год чтобы , забыть про бедность ?
- Крестьянин помялся, не зная как ответить .
Но Джамбулат уже услышал и подумал - когда-то я об этом мечтал. Он назвал сумму вдвое большую и сказал - у вас кроме этого будет участок земли под огород и сад, можете держать любой скот кроме баранов. Но должны будете производить как можно больше коконов, пасти и разводить как можно больше овец , содержать их весь год, стричь и заготавливать на зиму корм . Вам нужно будет строить себе жилища , помещение под коконы и овчарню. Это я оплачу отдельно. Когда начнете и как вас звать ?
- Звать меня Мухтар , а начну я завтра.
- Тогда поехали .
Они приехали в городской дом Джамбулата , где он дал Мухтару осла и телегу - тебе понадобится. И постарайся поскорее посадить шелковицу , а семена травы я привезу. Если буду нужен , я всегда ночую здесь .И дал ему на расходы денег. А сам поехал к мастеру , который делал ткацкие станки. Нужно было обсудить улучшение станков. Он объяснил, как представляет улучшение . Мастер согласился и сказал , что в зтом случае и размеры станка уменьшаются втрое .
Нужно было улучшить очистку шерсти и для этого надо было изменить трепальную машину. Нужно было изготовить другую машину. Джамбулат поехал к тому мастеру и тоже объяснил, что нужно было делать . В таких хлопотах и проходил день , а тут еще стройки . Но все когда-то кончается. Построили и харчевню, разукрасили ее, вырыли водоем, насадили деревьев , кустов цветов. Такой красивой харчевни в городе не было. Она стоит и по сей день . Построили и дом за харчевней - туда поселился отец с приемным сыном, а делами занимался один из братьев, который держал харчевню на базаре .
Однажды когда Джамбулат заехал к отцу тот завел разговор – Я не молодею, все может быть, надо решить как вам быть с наследством. Если поделить между вами , то как. И обидеть никого нельзя -Все наше состояние создавали вы вместе. Пока я жив, никто не заговаривает о разделе, а после меня этот вопрос встанет. Как быть ?
- Ты отец и все имущество принадлежит тебе . Как решишь, так и будет. Я только выскажу свое мнение. Нужно создать одну кампанию , куда будут входить все дела , которые существуют и будут основываться этой кампанией в будущем. Кампания эта не должна подлежать разделу и продаже. Она должна принадлежать семье и управляться семьей. А каждая семья должна получать достаточное содержание, чтобы никто не чувствовал себя бедным, но и без роскоши. Вот как сейчас. Если кто-то захочет роскоши , пусть возьмет беспроцентную ссуду у кампании, но с возвратом . Как в банке. Мы сейчас могли бы и банк создать, но мы же все малограмотны . Может твой приемный сын Халил выучится и сможет .
- А что получат ваши дети ?
- Если они будут работать на капанию, то и получать как каждый из нас. Если они будут работать на стороне, то пусть и получают на стороне. Мне кажется это правильным – все должны работать , а не рассчитывать на богатую праздность.
- А как быть с твоими сестрами?
- Если их мужья будут работать на кампанию , то будут и получать как каждый из нас .
-Как-то это не по корану .
- Коран писался больше тысячи лет назад , тогда была другая жизнь .
- Ну ладно , а что ты там брату сказал про верблюдов?
- Я сказал, чтоб он подумал. Все-таки там столько мяса. Тонкошерстных овец резать не желательно , а мяса надо. Вообще-то можно было завести и коров с быками. Только не в горах – их оттуда трудно вытаскивать. На плантации шелковицы. Мы там засеяли траву . Можно было бы запустить туда десяток с быком. Пусть ходят, дело не быстрое .
- Там вообще дела не быстрые. Ты больше ничего не хочешь затеять .
- Хочу – улыбнулся Джамбулат - хочу построить школу. Не медрессе, а именно школу. Чтоб там учили полезным вещам –письму , математике, ремеслам – как строить , как выделывать шкуры , как ткать, кузнечному делу, плотницкому делу и другим ремеслам . Чтобы учили там за счет кампании .
- Так и сейчас можно отдать ребенка в ученики к мастеру.
- Можно. И он выучится чему – нибудь , но останется малообразованным - не сможет смотреть вдаль. Такому скажешь как сделать-сделает, хорошо сделает, но сам не придумает .
- Ну дело-то полезное и рабочие будут совсем другие.
- И еще надо механизировать выделку мехов , но для этого ее надо перевозить к ткацкому цеху. Чтобы станки работали от воды .
- А что тебя не устраивает на прежнем месте ?
- Ручной труд не окупает даже своего заработка. А там и заработок можно будет поднять, и производство, и качество продукции .
- Много денег надо ?
- Да нет своими обойдусь .
У Джамбулата явно появился вкус к созданию чего-то нового. Он почувствовал вкус и удовлетворение от созидания. Он и школу строил по особому . Вокруг большого зала, где собирались ученики и обедали , располагались спальни, каждая на четыре человека , а не на каждого отдельно , как в медрессе, где нужно было зубрить коран. В таких общих спальнях ученики обсуждают то , чему их учат, и на всю жизнь создается сообщество мастеров. Кроме того , такую школу и строить дешевле, и отапливать легче. На холоде какая учеба. Мастерские строились отдельно в зависимости от вида ремесла. И когда школа была построена , Джамбулат сам приглашал преподавать там ученых и мастеров . Кроме общего образования там обучали как строить дома , чтоб было рационально и красиво, как разбить сад, чтоб на него хотелось смотреть и смотреть. Там обучали рисованию и музыке, чтобы привить чувство вкуса и красоты . Преподавали историю и географию , чтоб раздвинуть горизонты видения мира. Ну и обязательно ремесла . Человек который ничего не умеет - инвалид , который будет приспосабливаться получать , а не зарабатывать. Джамбулат даже пригласил опытного караван-баши, который рассказывал где был , что видел, что пережил, что где продавал и покупал, по какой цене , где какой товар нужен и где какой имеется. Ученики слушали такие рассказы раскрыв рот и у каждого в голове начинали крутиться свои мысли. Учеников Джамбулат тоже подбирал сам . Прежде всего он набрал детей своих рабочих , чтобы была наследственность в профессии – тогда получаются мастера и чтобы привязать к себе уже работающих мастеров , а в будущем и их детей. Богатые люди просто не отдавали свих детей в эту школу , да они там были и не нужны .
Но конечно больше всего внимания он уделял своему производству . Он перевел туда и обработку мехов . Это и съэкономило его время и качество шкур стало лучше. Ведь баранов разводят везде и шкуры тоже выделывают везде. И чтобы куда -то везти свой товар , он должен быть лучшим . А товар уходил . И шубы , и шерстяные халаты, и ткани ,шерстяные и шелковые . Их забирали и оптовики, и купцы - караванщики. И сколько бы он не производил товара, особенно тканей, его постоянно не хватало .
Но он скучал по тем временам , когда ничего не было и нужно было все создавать . Он даже забыл , когда на охоте то был .