Как сказка превращается в быль

Виктор Ардашин
        Давно это было. Лет шестьдесят назад.

        Бывало, сидим мы на уроке истории, а нам учительница рассказывает, что Владимир Ильич Ленин жил долгое время за разными границами России. Жил исключительно за счет литературного творчества.

        И мы верили в это. Еще бы! Вон сколько томов наворотил. В любой библиотеке на самом видном месте тогда полные собрания сочинений В.И. Ленина стояли. Жить, конечно, можно было. Так я думал тогда.

        А потом задумался.

        Вот наше ВСЕ - Пушкин Александр Сергеевич сколько прекрасных творений создал. Сказки, поэмы и прочие творения регулярно публиковал. Журнал издавал. Коллег редактировал. Вот, например, Надежде Дуровой помог издать ее воспоминания о «Кавалерист-Девице».

        А погиб Пушкин - и кругом оказался в долгах. Хорошо что тогдашний Российский Государь Николай I (по прозвищу «Николай Палкин») расплатился со всеми его долгами. Что-то литература Пушкина А.С. , похоже, не очень-то щедро кормила. Не очень кормила даже в России, не говоря уж о жизни по Лондонам, Женевам и прочим литературным центрам.

        А вот Владимир Ильич, как нам говорили, на доходы от литературного творчества жил. Да не один жил, а с женой. И, похоже, совсем неплохо жили.

        Так и представил я себе, как на книжных развалах Брюсселя, Мадрида, Лондона , Парижа и Берлина суетятся любители словесности. Нет ли где в продаже произведения «Материализм и эмпириокрититизм» автора Вл. Ильин (тогдашний псевдоним Владимира Ульянова)?

        Да нет, где там! Продавец говорит, что с утра завезли, мол, полторы тысячи экземпляров этой книжки, так их за полчаса расхватали. Как горячие пирожки. Ни одного экземпляра не осталось.

        Вот отсюда и жизнь семьи Ульяновых за границей на литературные заработки достаточно сытной была.

        Схитрил продавец. Один экземпляр такого бестселлера он для себя оставил.

        Дай, думает он, посмотрю - чего там этот популярный автор пишет.

        Открывает наугад страницу и читает:

        «Старая погудка, почтеннейший г. профессор! Это буквальное повторение Беркли, говорившего, что материя есть голый абстрактный символ. Но голеньким-то на самом деле ходит Эрнст Мах, ибо если он не признаёт, что "чувственным содержанием" является объективная, независимо от нас существующая, реальность, то у него остается одно "голое абстрактное" Я, непременно большое и курсивом написанное Я == "сумасшедшее фортепиано, вообразившее, что оно одно существует на свете". Если "чувственным содержанием" наших ощущений не является внешний мир, то значит ничего не существует, кроме этого голенького Я, занимающегося пустыми "философскими" вывертами. Глупое и бесплодное занятие!»

        Раз прочел. Второй.

        На обложку снова заглянул.

        Все правильно - «Материализм и эмпериокретицизм». Вл. Ильин.

        Вот это - ДА!

        Вот как писать-то надо! 

        Какой там Пушкин, какой Дюма, какой Жуль Верн?

        Вот, оказывается, на какой литературе денежки теперь делаются!

Московская область, Талдомский район, СНТ «Филиппово»
15 апреля 2020 года