От имени поколений

Людмила Май
Конкурс-9 ПОБЕДА. ПРЕОДОЛЕНИЕ. ПОСТУПОК. http://proza.ru/2020/05/09/486
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

ОСНОВНАЯ НОМИНАЦИЯ (ВТ)


В распахнутое окно льётся солнце, лёгкий ветерок треплет занавеску, и по стенам прыгают зайчики. Маленьким зеркальцем ловлю одного и отправляю деду. Зайчишка пробегает по смуглому лицу и скачет на странице толстенной книги. Дед притворно сердится и смотрит на меня поверх очков.

– Ну де-ед, – канючу я, – Ну пожа-алуйста...

– Ну правда, Вань, расскажи, – приходит на помощь бабушка, – Девчонке же интересно. Ты всё ж таки всю войну прошёл, медали имеешь.

– Мне двойку поставят, если ты ничего не расскажешь, – добавляю я.

Хитрю конечно – дедов рассказ мне нужен вовсе не для урока, а для праздничного мероприятия в нашем четвёртом «Б». Будет выступать участник войны, и учительница сказала: – Вы тоже можете поделиться воспоминаниями ваших родственников-ветеранов.

Представить тихого, доброго дедушку с винтовкой в руке очень сложно. Мне хочется видеть в нём отважного героя, защищающего страну от врага, но о своих героических подвигах дед умалчивает.

Я продолжаю ныть: – Сказали любое-прелюбое можно, даже смешное.

Дед сдаётся: – Ну... Не знаю... Разве ж только про собаку...

– Да!

И он рассказывает об одной забавной собачонке: как она однажды во время затишья прибежала в расположение роты, как солдаты кормили её кашей и как она потом «пела» под гармошку, смешно повизгивая.

Дед умолкает, а я ёрзаю от нетерпения: – А дальше? Рассказывай дальше!

Но дед не торопится, достаёт Беломор, долго чиркает спичками, а потом так же долго прикуривает.

– Да ничего дальше не было. Посмеялись, и только. Потом обстрел начался, собака испугалась и убежала. Мы её больше не видели.

– Да нет же, – сходу придумываю я, – Она снова прибежала. Только уже к другому гармонисту, из другого подразделения. Так и бегала, чтобы солдатам скучно не было.

– Может и так, – соглашается дед, и мы вместе смеёмся над моей выдумкой.

Летят едва осязаемые, ускользающие паутинки, кружатся лёгкой вуалью...
Где-то очень далеко в распахнутое окно по-прежнему заглядывает солнце и порхает занавеска. Там живы дедушка с бабушкой, играет гармошка, и смешная рыжая собачка веселит уставших от войны солдат...

Через много лет, когда деда уже не стало, я случайно узнала, как было на самом деле в истории с собакой. Я приехала тогда к двоюродной сестре, и мы много говорили о нашем дедушке, который последние годы жил в семье Ольги. Я с улыбкой вспомнила, как мне однажды удалось выведать у него фронтовой случай.

Ольгин муж очень удивился: – Я слышал от деда эту историю, только там по-другому всё закончилось. Ещё до начала обстрела собака была убита немецким снайпером. Непонятно зачем этот гад пальнул в неё. Возможно, просто ради развлечения. Дед плакал, когда рассказывал об этом.

Мы с сестрой тоже плакали. Дед бережно заслонял нас от осколков, прилетающих с войны через десятилетия. Раны, полученные им под Орлом и Варшавой затянулись, а душевные  – кровоточили всю жизнь.

Недавно Ольга прислала ссылку на один интернет-проект: – Посмотри, там внучка о дедушке Иване написала.

Множество чёрно-белых фотографий, рядом с каждой – трогательные, волнующие строки.

Дед, молодой, красивый, смотрит на меня сквозь время. Задорный взгляд, кудрявый смоляной чуб. Это ещё довоенное фото, с фронта дед вернулся седым.

Чуть ниже – самое главное и важное от имени всех поколений: – Я горжусь своим прапрадедушкой, потому что он – настоящий герой!

А мне представляется, как дед смущённо улыбается и машет рукой: – Да какой я герой...