Беседы у костра, или История со счастливым концом

Попова Марина
Беседы у костра, или История со счастливым концом о байкальской овце


Поленья в костре весело трещали, разбрасывая снопы искр во все стороны. Искры от костра, будто огненные всадники, летели в темноту, спеша её осветить, но, отлетев на небольшое расстояние, гасли.

Ребята и взрослые старались придвинуться поближе к огню. Тьма, казалось, угрожающе наступает со всех сторон. Спиной ощущался холод, а лицо горело от жара. Оранжевые блики играли на лицах людей, сидевших около костра.

Как же ребята, да и их родители любили эти походы с классным руководителем на озеро Байкал! Эти поездки сближали детей и взрослых. Отношения их становились более сердечными и доверительными. У костра возникали самые неожиданные душевные разговоры.

Темы подбрасывала сама Жизнь. Так случилось и на этот раз.
— К нам кто-то идет! — воскликнул учитель.

 После яркого пламени глаза в темноте отказывались что-либо различать. Как мог учитель увидеть, что кто-то идёт?..

Из темноты возник мужчина с настоящей кудрявой овцой на плечах. Та спокойно взирала на всех сверху. Глаза у овцы были странные — чёрные прямоугольные зрачки располагались горизонтально по отношению к земле.
Мужчина оказался пастухом. Его пригласили попить горячего чая с байкальскими травами.

Пастух согласился. Положил свою драгоценную ношу около себя. Овца, будто собачка, мирно лежала у ног хозяина. Пастух, предвосхищая вопросы окружающих людей, пояснил, что овца отбилась от отары.
Обнаружив вечером, что одной овцы не хватает, он отправился на её поиски. К счастью, потеря нашлась быстро.

— Почему без собаки? — поинтересовался учитель.
— Собаки дома сторожат отару.

Гость поблагодарил за вкусный чай, осторожно поднял тяжелую ношу на плечи, и исчез во тьме также быстро, как и возник.

— Кто знает, почему у овцы такие странные прямоугольные зрачки? — поинтересовался один ученик.

— Прямоугольные зрачки и глаза, расположенные сбоку головы, позволяют значительно увеличить угол зрения.
Пока овца щиплет траву, не поднимая головы, она может видеть, кто к ней подходит сзади, — поделился знаниями один из родителей.

— А я читала о зрении овец! У овец угол обзора до трёхсот двадцати градусов, а у человека всего двести десять, — выпалила девочка.

— А я видел икону. На ней изображен Христос с овечкой на плечах, — сказал мальчик.

— Почему Христос изображен с овечкой на плечах? — удивилась девочка.

Все замолчали. Тишину нарушало легкое потрескивание догорающих поленьев. Еле слышный плеск волн, пение цикад донеслись из темноты.

— Хороший вопрос, — негромко произнёс учитель, подбросив дрова в костер.
— Расскажите! Разве Христос был пастухом? — наперебой просили взрослые и дети.

— Существует Библейская притча "О заблудшей овце". Овца — это метафора.
В притче речь идёт о человеке, который заблудился в своих земных страстях, забыв о Боге, а когда его отыскал Отец наш Небесный, то понёс на руках.
Здесь много скрывается тайн.
Одна из них в том, что когда человеку плохо, Отец наш Небесный несёт его на руках.

— Но почему овца сравнивается с человеком?! Это глупое животное! Разве нельзя было написать о человеке без символов! — возмутился один мальчик.

— Да не такое уж это глупое животное. Овца живёт около человека более семи тысяч лет, а мы о ней совсем мало знаем, — защитила овец мама одного из учеников.

— Верно, — поддержал её учитель, — овцы - умнейшие существа, и, как совсем недавно выяснили ученые, овцы обладают большими творческими способностями. У этих животных изумительная зрительная память. Они способны до пяти лет помнить несколько десятков людей. Через тридцать лет могут узнать человека по рисунку!

— Вот это да! — воскликнул с изумлением и восторгом кто-то из ребят.

— Овцам нравится, когда люди улыбаются. Овцы любят компанию, ценят дружбу, отважно защищают друзей, сильно скорбят, когда кого-то из них ведут на убой. Овцы всё понимают, — продолжил учитель.

— Овца — животное-однолюб, создает пару один раз и на всю жизнь, — добавил чей-то отец.

— Вот видите, сколько ценных качеств заключают в себе эти удивительные и такие скромные животные, к которым мы привыкли относиться пренебрежительно. Возможно, по этой причине они и стали символом человека в некоторых библейских притчах.

— Расскажите! Пожалуйста, расскажите притчу, — попросили учителя ребята.

— Хорошо. Слушайте! Расскажу вам про нашу байкальскую овцу, с которой произошла история, похожая на библейскую притчу о заблудшей овце, — проговорил учитель, глядя в ту сторону, куда ушёл пастух.

               История со счастливым концом о байкальской овце

На берегу Байкала, неподалеку от деревянной часовни Николая Чудотворца паслась небольшая отара овец.
 Животным нравилось в этом месте всё: трава сочная, свежий бриз с Байкала, в любой момент можно напиться прозрачной водицы.
Как-то особенно спокойно и безопасно ощущали себя здесь животные.

Вечерело.
Пастух собрал овец, а потом повёл отару через туннель. Одной овце внезапно захотелось напоследок попить водицы из Байкала.

Она вместо того, чтобы идти со всеми, начала спускаться по крутому берегу Байкала вниз.
Пастух этого не заметил.

Овцы же, волнуясь, блеяли, окликая подругу:
— Пойдём скорее, отара вошла в туннель!

Но овца слышала лай собак, перезвон колокольчиков, висевших на шее барана, голос пастуха, блеяние овец.

Ей казалось, что она быстро вернётся, успеет, отара рядом. Она попила водицы.

Овце думалось, что она задержалась совсем немного... вдруг разом всё стихло.

"Надо спешить!" — слегка забеспокоилась овца.

Но её тут же охватило томление. Она расслабилась. Идти никуда не хотелось. Овца понимала, что надо бежать следом за отарой!

Но её очаровала удивительная тишина; тишина, доселе ей неведомая. Овца завороженно смотрела на рыб, суетливо снующих в воде. Вдали маячил парусник. Он никуда не спешил.

В голове овцы настойчиво билась мысль, что в горах темнеет быстро, надо, надо идти!
С огромным трудом овце удалось превозмочь томление.

 Она взобралась по крутому каменистому берегу к железной дороге, что пряталась в тоннеле.

В тоннеле было темно. Лишь вдали маячил свет. Копытца овцы гулко стучали по камням и шпалам.

 Подруг не было слышно. Отара исчезла. Стало боязно. Голова закружилась от сильного запаха креозота, которым были щедро пропитаны шпалы.

Овца решила выйти из тоннеля, обойти его по берегу.

Но и снаружи туннеля стемнело. Солнце ещё полыхало, скользя закатными лучами по озеру, расцвечивая миллионами солнечных зайчиков поверхность воды, золотыми и оранжевыми лоскутами украшая на прощание вечерний берег Байкала.

 Всё вокруг стало иным.

— Куда идти?

Солнце село за горой, захватив с собой последние золотые и оранжевые лучи. Наступила ночь. Фиолетовым покрывалом природа укутала леса и горы, плотным туманом заполнила распадки.

Недаром говорят, у страха глаза велики. Овце кругом мерещились всякие страсти.

По тёмному небу, зловеще ухая, над овцой пролетел филин. Его голос внезапно перешёл в раскатистый хохот. Глаза птицы грозно светились в темноте. Филин казался огромным!

Овце почудилось, что птица закрыла всё звёздное небо, она не знала, что размах её крыльев составляет целых два метра!

Где-то поблизости визгливо пищала стая летучих мышей.

На высоком дереве лениво каркали вороны. Луна не взошла, поэтому было особенно темно. Страх парализовал овцу.

Она и не приметила, что прошла поблизости от дома, от подруг. Вместо того, чтобы отыскать мостик через небольшую речку, впадавшую в Байкал, да и перейти по нему  на другой берег к дому, заблудившаяся овца пошла прочь.

Скоро она полностью обессилела от своих страхов. Её мучила жажда. Не было сил искать воду.

Овца забрела в какие-то колючие кусты, легла на землю и... заплакала:
— Никому-то я не нужна. Подруги говорили, что любят меня, но ни одна не вспомнила! Пастух и не заметит, что одной овцы не хватает.

— А ведь на Старую железную дорогу не однажды выходил медведь! — вспомнила овца.
Ужас заморозил её сердечко. Она готова была умереть от страха, но тут... луч фонаря осветил её.

Хозяин, пересчитав вечером овец, заметил, что одной не хватает. Он напоил животных. Оставил собак сторожить отару. Взял фонарь, фляжку с водой и отправился на поиски беглянки.

— Можно себе представить, как бедняжке страшно одной. Обессиленная овца, наверное, забилась в какие-то кусты, да и плачет там, — размышлял пастух.
Так оно и случилось.

Обойдя близлежащие горы и туннели, мужчина увидел светлое пятно среди кустов. Овца из-за слёз не заметила, как подошёл пастух, пока луч фонаря не осветил её.

Пастух достал из-за пояса фляжку с водой. Налил воды себе в ладонь, напоил овцу. Потом бережно поднял её на плечи и понёс по железной дороге домой. Ночь пролетела быстро.

Рассвело. Домой возвращались при свете солнца.

Овцы радостно встретили подругу. Рассказали, что всю ночь они не сомкнули глаз, ожидая возвращения её и хозяина.

Вновь овцы паслись вместе на берегу Байкала.

Баран, позванивая колокольчиками, внимательно наблюдал, чтобы ни одна овца не отстала. После прошедшей ночи овцы сохраняли бдительность, стараясь не терять из виду отару.

А пастух попросил жену, чтобы напекла блинов, приготовила на стол брусники,
вечером он пригласит в гости соседей на чай в честь благополучного возвращения овцы.

Так счастливо закончилась эта история.


 Евангелие от Иоанна:
 «Я есмь пастырь добрый:
Пастырь добрый
полагает жизнь свою за овец… Я есмь пастырь добрый;
И знаю Моих, и Мои знают Меня
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца;
И жизнь Мою полагаю за овец (Ин.10—11,14—16)

Пастырь добрый — это Иисус Христос.
Овцы, блудные овечки — это люди, увязшие в грехах и суете мира сего».



Рисунок автора - Поповой М.А.