Анна Строй. Портрет времени. Память и забывчивость

Эмма Брамник-Вульфсон
Вдова Маврика Вульфсона Эмма Брамник о пути к независимости, памяти и забывчивости
Анна Строй 4 май, 20:18
Фото: Publicit;tes foto

00:00 / 33:24
Время не властно - так говорят о людях, подобных собеседнице нашей сегодняшней программы «Портрет времени». Эмма Рувимовна Брамник-Вульфсон всегда жила в ногу со временем. А теперь стала хранительницей времени, заключенного в ее богатейшем личном архиве: газетных статьях, фотографиях, магнитофонных записях.

 
Многие интервью Эммы были сюрпризом. Это была пора ее второй молодости. Поздний брак с Мавриком Вульфсоном оказался счастливым и плодотворным. Память о тех годах воплотилась в десяти книгах: девять были написаны в соавторстве с мужем, а десятая «Я вышла замуж за романтика» уже после его ухода. Но и тогда время для Эммы Брамник не остановилось. Она билась за его политическое наследие сколько могла, но все реже и реже получала понимание и поддержку. Новая политическая элита чаще вспоминала грехи советского прошлого бывшего преподавателя марксизма-ленинизма, чем его решимость и бескомпромиссность в борьбе за придание гласности секретных протоколов пакта Молотова-Риббентропа.

Преподаватель марксизма-ленинизма в Латвийской академии художеств и ведущий международной программы «Глобус» на телевидении, Вульфсон стал героем первых дней Атмоды. Это он произнес историческую речь на втором пленуме творческих союзов 2 июня 1988 года о насильственном характере вхождения Латвии в состав СССР. И именно он раздобыл в германских архивах копии секретных протоколов пакта Молотова-Риббентропа. Борьба стран Балтии за независимость обрела свою легитимность с точки зрения международного права. Но не все в будущем политическом истеблишменте были готовы принять Маврика Вульфсона в качестве одного из отцов-основателей обновленной Латвии. Не устраивала его национальность, социал-демократические идеалы юности, симпатии к Советскому Союзу в 1940-м, успешная карьера в брежневские времена, а потом участие в создании оппозиционной партии «Согласие».

События 1988-1990 года глазами Маврика Вульфсона и его поиски секретных протоколов описаны в книгах «Карты на стол» и «Сто дней, которые разрушили мир», написанных в соавторстве с женой. Фритьоф Майер стал первым человеком, кто рассказал о существовании секретных протоколов Вульфсону, а через несколько лет, в 1988-м, во время поездки латвийского журналиста в Бонн сделал для него копии документов.

Книга Эммы о Маврике называется «Я вышла замуж за романтика». Это потрясающая история поздней любви и подлинного взаимопонимания двух ярких, неординарных личностей. Сегодня она выкладывает отрывки своих воспоминаний в Фейсбук и не исключает появления еще одного детища своего таланта — новой книги.

В личном архиве Эммы Брамник есть и автограф Юрия Гагарина. С первым космонавтом она познакомилась в Москве, на фестивале любительского кино. Эмма руководила киностудией на заводе ВЭФ, где первыми в Латвии сделали кино по модному в шестидесятых годах прошлого века методу варио, когда на одном экране показывают сразу несколько дорожек. Фильм вэфовцев про войну впечатлил не только жюри фестиваля, но и его почетных гостей из Звездного городка. В Эмминой коллекции и серия репортажей с Шахматного мемориала имени Михаиля Таля 1995 года, где она как журналист проработала, по ее словам, десять дней не вылезая, до того не имея никакого представления о шахматах. Встретившись в Риге с чемпионом мира Владимиром Крамником, она, как всегда, очень искренне и непосредственно удивилась, что в их фамилиях различается всего одна буква.

Эмма Рувимовна сейчас живет в Нью-Йорке. Не любит, когда о ней говорят «уехала». «Я просто живу у дочки»,- говорит она. Каждое лето старается приехать в Ригу. Поскольку у нее день рождения в августе, всегда собирает и щедро угощает журналистскую братию… Как будет в этом году, пока не знает.

Интервью с Эммой Рувимовной Брамник-Вульфсон можно полностью услышать в программе “Портрет времени” с Анной Строй.