Лялькино детство. В борьбе обретешь ты право свое

Елена Шедогубова
С чего все началось? Лялька с ревом прибежала и домой и, пуская ртом и носом пузыри,  жаловалась маме Лене и папе Вите (рассказ "Лялька" многое объяснит): во дворе ее обижают. То смеются, что не понимает по-грузински, то толкнут, то в игру не  берут. А играть очень хочется. А этот Резо такой противный, и Аршак тоже противный… И девчонки все, кроме Офельки,  противные! Папа Витя становился на сторону своей любимки и шел разбираться  с дворовой пацанвой. Мама Лена до поры до времени отмалчивалась.  А сегодня…
- Ну все! Хватит! Марш во двор и набей кому-нибудь морду первая. И больше не жалуйся, а то я добавлю, - строго прикрикнула мама.
Лялька от неожиданности захлопнула  раззявленный в плаче рот и  перестала икать. А что,   жалеть Ляличку сегодня уже не будут? Отец сделал нерешительное движение к обиженному дитяти, но застыл под грозным  взглядом жены.
- Ты слышала? Марш во двор!
Папа Витя успел догнать Ляльку в коридоре и шепнуть на ушко нечто важное и секретное.
Два корпуса  старого нахаловского  дома  уже давно образовали два лагеря:  «старый» двор и «новый» двор. Кто-нибудь уже догадался, какие отношения  связывали юных жителей этих дворов? Правильно! Шла  позиционная война. (Позиционная война — война, в которой вооружённая борьба ведётся, в основном, на сплошных, относительно стабильных фронтах (позициях) с глубокоэшелонированной обороной. Как правило, характеризуется высокой плотностью войск и развитым инженерным обеспечением позиций. Википедия) То новый двор победил  стародворцев, то  старый двор отдубасил новодворских.  Билась в основном «песочница», а новодворские и стародворские ребята постарше  сражались  на футбольном пятачке, объединяясь время от времени в команду против «джавских» (обитателей Джавской улицы).
В тот день новодворцы нарушили  границу и должны были понести за это суровое наказание. Но два двора стояли друг против друга и переругивались на всех языках, функционировавших в  Нахаловке. Русский, грузинский, армянский, греческий… Противостояние затягивалось, противники никак не могли решиться на открытую конфронтацию. Стародворских было, конечно, меньше, но  захватчики с нового двора  чуяли за собой вину: нарушение территориальной целостности – это вам не шуточки! И тут… Из подъезда  вылетела встрепанная блондинка лет шести и с криком «Шен мама дзагли» (сукин ты сын) бросилась с кулаками на новодворских. Далее «и без страха отряд поскакал на врага, завязалась кровавая сеча…». Финал битвы был поистине великолепен: позорно бежавший противник, разбитый нос Аршака, потерянная кеда Резо и солидный бланш под глазом у Ляльки. Тяжело дыша, победители подводили  итоги: враг изгнан, статус-кво восстановлено. Приложив  осиротевшую кеду к шишке на лбу, Резо  отдал должное  маленькой героине:
- Кочаг! Магари хар!
Лялька, сияя подбитым глазом,  отозвалась папиным паролем:
- Шен мама дзагли!
От дружного хохота дворовой шпаны  панически вспорхнула стайка голубей, спеша убраться подальше.
***
А через год Лялька неожиданно стала миротворцем, погасившим глупую детскую вражду. В первом классе их посадили за одну парту с новодворской девчонкой, и они сразу понравились друг другу. У Ляльки был альбом  с фотографиями артистов, а у Ирки – две конфеты «Мишка на севере». При таком раскладе дружба была неизбежна. А раз дружба, надо ходить в гости то в старый двор, то в новый двор. При первой же попытке воспрепятствовать их передвижениям  Лялька бесстрашно озвучила товарищам по оружию свой  коронный лозунг, показав для наглядности костлявый кулачок.
- Шен мама дзагли!
И была она так убедительна в своем стремлении к миру (любой ценой), что  противостояние двух  «песочниц» постепенно  сошло до банальных «казаков-разбойников»  и прочих дворовых  игр-соревнований. Знание иностранных языков  способствует  установлению  теплых дружеских взаимоотношений, миру во всем мире. Не так ли?