Исповедь лейтенанта - Эпилог на раз, два, три

Николай Кирюшов
Начало в "...Исповеди-1,-2,-3,-4,-5,-6" – http://proza.ru/2020/05/21/2200
               
          Нешуточный эпилог в трёх частях (по-военному «на раз, два, три»)
                к "Ракетному залпу, или Исповеди лейтенанта"


                «Не каждому дано стать адмиралом,
  но каждый обязан быть «адмиралом» в своей военной специальности.»
                (из "...Исповеди лейтенанта" Коляшина)


                № «раз»
                «Без вины виноватый»


     На флоте со временем все забыли, или сделали вид, что забыли о неприятном казусе, произошедшем на  «Неукротимом». Корабль на следующий год по весне снова выполнял ракетные стрельбы. Но, к сожалению, они оказались опять не успешными. Скорая победа не пришла. Проявленные и расшифрованные пленки контрольно-записывающей аппаратуры обоих ракетных комплексов показали, что ЗРК «не виноваты» – для носовой батареи Негорова воздушная цель «по параметру» вышла из зоны пуска, а батарея Аршева смогла выпустить лишь одну ракету по цели, но увы, она оказалась уже вне зоны поражения. Промах и мишень на бреющем свободно «просвистела» в стороне он «Неукротимого». Вроде и наказывать не за что. Ракетчики не виноваты!

     Тогда неудовлетворительную зенитную стрельбу списали на артиллерию Коляшина – мол почему с такой малой дистанции не сумел в цель попасть? Все оправдания Евгения, что его снаряды хоть и с радиолокационным взрывателем, но не управляются так, как зенитные ракеты и имеют большую площадь рассеивания в пространстве, оказались неубедительны. Женьку наказали в приказе комбрига и даже удержали, какую-то «денежку» из его лейтенантского оклада.

     Наступил 1985-й год, в стране вовсю шла суматоха под названием «перестройка». Гласность, которую все понимали по-разному, особенно в армейских кругах – делала своё дело. До развала Советского Союза было далеко, но первые «всходы» этого процесса начали созревать, как раз во второй половине 80-х…

     Лейтенант Негоров, будучи командиром первой батареи, конечно же, потом ещё выполнял боевые упражнения. Но, увы, удача словно отвернулась от Алексея. Как сглазил кто «неукротимого» ракетного комбата! Но отцовская адмиральская поддержка постоянно чувствовалась – наказания Лёху обходили стороной…

     Из дневника командира БУК уже старшего лейтенанта Евгения Коляшина – дружеское посвящение в стихах товарищу после «заваленной» стрельбы (пропал ответный сигнал от зенитной ракеты) по условной – имитированной цели. Боевая служба, Средиземное море, декабрь 1985 года.

«…В гнетущей и могильной тишине
Искал ты долго след ракетный в вышине.
А командир БЧ – чудак, видать, набитый,
Взял доложил, что цель условно сбита!
И тут ты вспомнил, так отчётливо,
Как разливал «Портвейн» расчётливо.
Не пьян ты был, поверь оратору,
Стреляв, в последний раз по имитатору…»

     А уже в следующем 1986 году второго и третьего комбатов перевели с «Неукротимого» для дальнейшего прохождения службы в другие соединения и даже в другую военно-морскую базу Балтийского флота – подальше, в Лиепаю. Так одновременно с получением воинского звания «капитан-лейтенант» Александр Аршев стал флагманским ракетчиком в дивизионе малых ракетных кораблей, а старший лейтенант Коляшин – командиром БЧ-2* – в первом приёмном экипаже на новом противолодочном корабле, который построили для советского Военно-Морского Флота немецкие корабелы. Везёт же Женьке на всё новое!

                № «два»
                Негоровские комбриги и флагманские специалисты…


     Первый «учитель» – старпом «Неукротимого», которого Евгений застал на корабле и всегда с благодарностью вспоминает, капитан-лейтенант Виктор Алексеевич Барановский после того, как откомандовал СКР** «Свирепый» и отучился в военно-морской академии, стал командиром бригады противолодочных кораблей в Балтийске и капитаном первого ранга. Следующий старпом капитан-лейтенант Владимир Николаевич Вамчук, с которым все три комбата Негоров, Аршев и Коляшин участвовали в боевой службе на «Неукротимом» в Средиземное море, стал тоже впоследствии командиром балтийской бригады – аварийно-спасательных судов и тоже капитаном первого ранга. Кстати, до этого Вамчук сам почти четыре года успешно командовал «Неукротимым». А в калининградском Управлении поисковых и аварийно-спасательных работ заканчивал службу уже капитаном второго ранга Александр Аршев. Всё поближе к дому!

     Неутомимый флагманский ракетчик бригады и умница капитан третьего ранга Лещенко Владимир Николаевич после окончания военно-морской академии вступил в должность флагманского артиллериста дивизии кораблей ОВР*** в Лиепае, а затем перевёлся в Калининград, где походил какое-то время в замах, а затем в звании капитана первого ранга сам возглавил отдел РАВ Балтийского флота.

     Там же, в уже новой Латвии, вышедшей из состава Союза ССР, бывший артиллерийский «универсальный комбат» с «Неукротимого» капитан-лейтенант Коляшин – флагманский артиллерист лиепайской бригады ОВР в 1992 году уже в звании капитана третьего ранга заменил Лещенко на должности флагманского специалиста одной из трёх дивизий (той самой дивизии кораблей ОВР) Балтийской эскадры разнородных сил. Это новое флотское объединение просуществовало на Балтийском флоте шесть лет. Евгений успел, ведь ему всегда везло на всё новое!

     В далёком уже прошлом командиру «Неукротимого» капитану второго ранга Александру Константиновичу Тихомирову тоже везло. После окончания военно-морской академии он стал командиром соединения кораблей (капитаном первого ранга), которое на флоте в шутку называли «бригадой эксплуатации металлолома» – старых, выслуживших все мыслимые и немыслимые сроки, эскадренных миноносцев, базирующийся всё в той же Лиепае. Зато потом он отправился  «покорять»  Москву, возглавив в Главном штабе ВМФ  серьезный «отдел» по организации устройства службы и «наведения порядка в ней». Мечталось ли Александру Константиновичу получить высокую (адмиральскую) должность?.. Наверно да, а почему нет? Но, увы… У  адмиралов всегда есть «под боком» или на удалении свои дети.

     «Представление» на звание «контр-адмирал» капитан 1 ранга Тихомиров сам положил в стол подальше и уволился с военной службы в «полтинник». Просто устал командир...

                № «три»
                Адмиральский дух не выветривается


     У сына будущего командующего Балтийским флотом адмирала Негорова – Алексея, после того, как «старшие по возрасту и опыту» комбаты Аршев и Коляшин в 1986 году были «зачищены» на «Неукротимом», служебная карьера резко пошла в гору. Почему нет? Лёша всегда отличался ясным умом, аккуратностью и деловой хваткой. Толковый был офицер! На третьем году службы «борзый годок» и уже старший лейтенант Алексей Негоров стал командиром БЧ-2. Затем учёба – переподготовка на факультете командиров кораблей Высших специальных офицерских классов ВМФ в Ленинграде. В том году Коляшин там же обучался на факультете флагманских специалистов. Виделись и здоровались они практически ежедневно, но, как прежде по-дружески на корабле, не общались. Их служебные пути-дороги после окончания ВСОК ВМФ в 1989 году разошлись.

     С возвращением в Балтийск, Негорова назначили сначала старпомом на СКР «Бдительный», а затем уже в следующем 1990 году в звании «капитан-лейтенант» – его же «бдительным»  командиром (лихо, однако!). Хорошо всё-таки иметь «под боком» папу-адмирала!

     Так Лёшка практически повторил офицерскую судьбу комбрига Корнейко, которого также в звании «капитан-лейтенант» не побоялись назначить первым командиром ещё строящегося на судостроительном заводе «Янтарь» СКР «Неукротимый». Военно-морскую академию Алексей успешно закончил заочно, перебравшись уже после развала Советского Союза (не без помощи отца, к тому времени командующего Балтийским флотом), подальше от всей нашей суеты – боевой подготовки – в бригаду строящихся и ремонтирующихся кораблей на всё тот же калининградский судостроительный завод «Янтарь». Успел Негоров-младший даже орден там получить, дослужившись до командира бригады, став капитаном первого ранга! А потом резко уволился в запас и занялся «крутым» бизнесом. Отец его к тому времени был избран губернатором области...

     – Папа, а почему я не стал адмиралом, как ты?

     – Потому что выбрал другой путь, сынок. Я же тебе подсказал какой…

     После окончания военно-морской академии в 1996 году капитан второго ранга Евгений Коляшин продолжил военную службу на педагогическом поприще в Санкт-Петербурге на Высших специальных офицерских классах ВМФ, пройдя путь от преподавателя до начальника кафедры боевого применения ракетно-артиллерийского вооружения. Воинское звание «капитан первого ранга» получил в свои 38 лет одновременно с назначением на должность старшего преподавателя, ведущего специалиста Классов по устройству и боевому применению корабельного зенитного ракетного оружия. Вот так – из артиллеристов в ракетчики! Ничего удивительного, просто ему всегда везло по службе!

     Есть в Питере старое Серафимовское кладбище, где захоронены герои-подводники с экипажей затонувших атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск», офицеры-глубоководники, что погибли в пожаре на подводном аппарате в Баренцевом море в 2019 году. Много военных похоронено... И есть там аллея с могилами адмиралов. Своё упокоение на том кладбище нашёл первый командир СКР «Неукротимый», бывший командир бригады, а потом и дивизии ракетных кораблей, первый начальник штаба Балтийской эскадры разнородных сил, командующий Кольской военной флотилией, а после службы на Северном  флоте –  руководитель Центрального НИИ вооружения Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге вице-адмирал… Да, он самый. Не выдержало сердце настоящего моряка, умер рано – в 51 год. Очень жаль… Всего себя отдавал службе Валерий Анатольевич. Настоящий был адмирал!

     На этом «исповедь лейтенанта» Коляшина, а ныне капитана первого ранга запаса (время действительно летит стремительно!) и профессора кафедры боевого применения ракетно-артиллерийского вооружения Высших специальных офицерских классов ВМФ, заканчивается. Ну а ракетные и артиллерийские залпы, возрождающегося «семимильными шагами» отечественного военного флота, пусть постоянно продолжаются. Этому в теории и на практике надо обучать и курсантов, и офицеров, ибо Родину свою защищать надо уметь по-настоящему. Не каждому дано стать адмиралом, но каждый обязан быть «адмиралом» в своей военной специальности.

     И пусть так будет всегда!

     P.S. Фамилии героев настоящей повести автором изменены и всякое совпадение с реальной жизнью абсолютно случайно. Но, если кто-то узнает себя в этой «офицерской исповеди» – значит не всё ещё потеряно для России.

     май 2020 г.                Санкт-Петербург

         
 
*       БЧ-2 –  артиллерийская или ракетно-артиллерийская боевая часть на военном
         надводном корабле.
**     СКР – сторожевой корабль.
***   ОВР – охрана водного района.

               
                © Н. Кирюшов, 2020 г.