18 гл. кирпичом по кумполу.. трудоголик на костыля

Элизабет Стайнер
18- я глава
                ТРУДОГОЛИК НА КОСТЫЛЯХ
                И МЕРЗЛЯЧКА- СИБИРЯЧКА

    Галя  на ярмарке  заработала  немного…На другой  день  я  снова  звонила  знакомым:  кто  бы  приютил   Галю - «погорелицу»?…Что я   могла сказать?  Что   она  сектантка?..Для меня это  было ясно  сразу:  при первом  взгляде  на  это ОНО: платок над бровями. Секта  увлекает,  выдавая   желаемое   за  действительное.. Глупые люди  «клюют»  наживку,тут   и  - обещание «лучшей жизни»,-  как наркоманы.. готовые   на  любые  жертвы.. Но  Тоня  принесла в  жертву не только  себя, но  и  меня,  и  родных  и  близких,   моё   относительное  «спокойствие» в творчестве …Пока  она   болела, - мы   жили   в  терпимом  контакте, Я  не  заставляла  её   вставать,   умываться…Готовила   она  себе  сама, - вставая  тихо незаметно,…и  ела  рыбу!. «Отлично! -  думала  я,-  пусть   всю   сьест!  Странно все-таки,-  недоумевала  я,-  всё  вокруг  моет,  а  сама – ходит   немытая!  Спать ложится  грязная!.Как не противно?  Днем   я   по делам,  а   вечером   мы  в   разных  углах… За  столом  всё  так же пьет воду  и…любезничает  с   Соней!
- Ах, это  Вы, -  садитесь  обедать  с нами! – пригласила  однажды  Соня,- когда, придя   с работы – я  увидела  их  с  Галей  за одним столом  - на  их  территории, -   сегодня  у меня   борщ….
- Спасибо,  - усмехнулась  я,-   у  меня тоже  борщ…
   Признаться, я   была   задета, что  моей  кухней   пренебрегая, - подчеркивают, что  не хотят  сидеть  в кухне  с  кроликами! –А теперь  меня,  хозяйку - милостиво  приглашают за  «более  чистый» стол!..Нет уж,  пусть   лопают   одни....Милые   дамы  сошлись: в  НЕЛЮБОВИ -  К КРОЛИКАМ.. такие  «общие интересы»! Лучше  бы   мне  с   обеими   попрощаться…-думала  я, после подслушиваний  за дверью кухни,- и  как можно скорей. Ну,  кто здесь  хозяйка?  Я  или  Соня?.И зачем мне лицезреть  Галину  унылую  физию -   веселой?-   если   «Избирательная   компания»  игнорировала   меня, так и пусть едят  на здоровье!» - Скоро я  найду   мадаме     работу,-   переедет  отсюда!...
     Все   дни  я  названивала   знакомым, предлагая Галю   в   домработницы   с проживанием..И  все отказывались ,тем  более, что   приезжая…И вдруг  вспомнила  Зинаиду! Сестру  моей  покойной  Нины,  подруги  по  Литинституту …Зина  искала, кто хочет подработать. Сама она  инвалид, на  костылях, но умудряется  работать  зав. складом удобрений   при ВДНХ!- Заядлая  труженица  в  75  лет, -  не падает  духом. Мать-одиночка, воспитавшая  двоих сыновей.  Правда, у неё проблемы с ногами…А желающих работать в  подвале нет! Надо  ей помочь…И я   позвонила  Зине. Сказала, что есть   у меня  знакомая, которая может работать на складе. Честная, добросовестная. Из Астрахани. Ищет работу с проживанием. Последнее время  Галя занимала  все  мои мысли,-  мешая работать!  И я постоянно  вынуждена была  думать о ней! –будто  больше не о чем..Я  уже  даже  не могу  спокойно работать  над  прозой!  - и  видно НЕ СМОГУ  писать  до  тех пор,  пока  она  здесь…А  у меня   из-за неё -  ни места,  ни  времени   для  творчества,  -  ни   отдохнуть, ни  выспаться…И  неизвестно  кого   еще   Тоня  подставит  под   гильотину  этой   секты:  сына   ли  родного,   или  будущего  внука?...Не случайно   Бог  не  дает  её сыну детей, а  Тоне внуков…И  сама   ничего    не хочет  понимать…Все  это было бы смешно, когда бы не было так  больно!. Я  дозвонилась Зинаиде, и   предложила  ей   Галю, - в  домработницы,  и  в  работницы   с  удобрениями.. Вначале  она   была   против:   полы   у ней  мыл   какой-то   Батыр, -  бесплатно… Ничего  не  буду сочинять,- решила я, - пусть  думает, что хочет...Возраст?  А  не верю  я  в возраст.  После  всех проблем он  у меня   на третьем  месте…
- Ты   говорила,  тебе  нужна помощница  на  складе, а  ты  со своими  больными   ногами   еле  справляешься. – сказала я,- А  Галя  молода,  работает  быстро,   делает   все  как следует. Только что  нездешняя,  без прописки, но если  надо,  регистрацию   оформим, и будет законно. Женщина  работящая, непьющая,  негулящая   и некурящая,   ответственная…
-  Ну, надо же! - подивилась Зинаида, -  где  ты  такую  нашла?
-  Из Астрахани  она,  в  гости приехала, заработать хочет. Трудолюбивая  и честная.
-  Погоди, дай   подумать,- говорит  Зина…Видишь,  меня   на днях  в больницу   кладут…на  обследование. Она  может  подождать? -  две недели,  или неделю, - как получится...
-  Хорошо! - радуюсь  я,  -подождем,  если надо. Если  понравится,  ты  бы  её  насовсем   забрала.. А   нет,  вернешь мне. …
- Ладно. Приводи   знакомиться, но  через два дня   ложусь...
… Галине   в двух словах  я  описала  Зинаиду:  мать-одиночка,  воспитавшая двух  прекрасных  сыновей, которые уже женаты. Один  сын  адвокат. Другой  врач.  Конечно, - не  поэт и не художник,   зато  хорошая мать. В  отличие от меня,  не  творческий человек, -  стихов  не пишет, не рисует, но  зато   умеет петь. Она  приземленная, в отличие от меня, витающей в облаках. Умеет  считать, и   технически   подкована, хорошо разбирается  в бухгалтерии. Не то, что  я! – но  меня  старше  и   практичнее.  И у неё есть  знакомые ребята –помощники, -с   машиною,     а если надо,-  по  магазинам  ходят...
    Назавтра  мы  с Галей  поехали к Зинаиде,- захватив   две   большие   её  сумки и  этот  ужасающий рюкзак, – что меня  порадовало:  пора   жилплощадь  разгружать . Зинаида, -   она из  тех  некрасовских  женщин, которые  «коня на скаку остановят…широкая и плотная»…Ах, если  б  не ноги!.  Ехали  мы  долго, - с пересадками  до Юго-Западной,  и  еще  две остановки  автобусом...Погода  была сырая, дождливая, но я  радовалась: наконец- то  избавлюсь  от дополнительной нагрузки:  тесноты и  маеты, , а  главное - смогу  теперь  открыть окно!-   соскучилась по  воздуху. Еще, у меня теперь  будет МОЯ  кровать! –- И никто меня  с неё  не  столкнет, и  не сгонит.. и больше  никто  воняет- ура!!  Ехали  молча,  и  я ликовала,  не  в силах  подавить улыбку. А  Галя , - как всегда, - хмурая…Сырая  свежесть  воздуха  будила   приятные  предчувствия свободы..и я невольно улыбнулась, вс помнив  анекдот   про мужика, который  при  встрече с другом пожаловался, что   плохо спит,  и  плохо  живет:
- Жена  ворчит, пол  скрипит. Мыши шуршат, - и не спится!-  настроение  дурное. ..Приятель  ему посоветовал  завести собаку. Он так  и  сделал. Опять  встречаются, и опять он жалуется:
- Всё плохо! Пол скрипит, мыши шуршат. Жена ворчит, Собака лает! Не могу спать..
- Так  заведи   козу!- посоветовал приятель.
  Он   завел козу. Снова встречаются:
- Ну, как дела?
- Плохо! Пол скрипит. Мыши шуршат. Жена ворчит. Собака лает. Коза  блеет..Не могу спать!
- Так  заведи  корову!
  Завел  он  и  корову. Встречаются.
- Как дела?
- Ой, - схватился  друг  за голову:  пол скрипит. Мыши шуршат. Собака лает. Коза блеет. Жена ворчит. Корова мычит. Не могу спать! Ужасно.
- Заведи   еще  кошку!- посоветовал приятель. Встречаются:
- Как  дела?
- Никакой жизни  нет!-  жалуется приятель,- пол скрипит. Мыши шуршат. Собака лает. Корова мычит. Коза блеет! Жена  ворчит. Кошка мяукает! Ужасно..
- Ну, а теперь  разгони  всех к чертовой  бабушке!- посоветовал  друг.               
- Как   живешь?..- спрашивает  его  при  встрече.
- Ой, спасибо! Разогнал всех  и я счастлив. Живу  лучше некуда!
    ..В тесном коридоре  квартиры Зины   нас  встретили   двое узбеков,  и  сразу   ушли:  помогали по  ремонту,-   полки  прибить. У  Зинаиды   однокомнатная,   малогабаритка, - меньше моей, и тоже   не  в меру   обставленная, да   украшенная  коврами. Хозяйка  обожает  угощать:  на столе   - мёд, печенье,  и   разные  эксклюзивы…Вышла  Зинаида   на   костылях,  в  упор  уставилась  на  тощую  Галю  своими выпуклыми,  чуть  прищуренными… растянув   пухлые губы в улыбке:
-  Знакомься,  это  Галя,-  представила  я  мою протеже, - когда  Зина   пристальным  взором  разглядывала  Галину.
-  Ну! Здрассьте. Так  это ты Галя?
- Я…- отчего-то   робко  молвила Галя, опустив  взгляд.
- Раздевайтесь, девчонки, проходите,  чай   готов.
Сели   за  широкий  стол,  я  из  сумки печенье вынула:   пустой  в гости  не хожу,- принцип. В этот раз  Зина  предложила   ново- модное  какое-то архи-«полезное питание»   от   фирмы,-  обдираловка типичная:  кофе  и  блины,-   лишь  развести да  вылить на сковородку. Эти банки  она  мне   потом подарила, но  когда сели, сразу  предложила   песню  спеть, - петь она  любит!- как и я..  Но   я  возразила:
-  Нет  уж, извини,  время  на  вес золота! Я не отдыхала с работы.
   Чаю  с мёдом  попили,  и   к  делу…Пересели  на  диван.
-  Паспорт  есть? - спрашивает   Галю, и та   вынула   книжицу,  отчего-то  робко  поёживаясь. Я  заметила,  что  Галине,-  мягко  сказать,-   не по себе. Зина  раскрыла паспорт , и  первое  что  сказала,– про прописку,- где мол,  жила-была,  что делала?  Кто  по специальности?  Где училась,  какой  стаж?.Давай  трудовую  книжку!...Галя   скисла!-  в глаза не глядит, растерянно   оправдывается:
- Да  я  на Алтае жила…Там  стаж  не  пишут..В  переплетной  мастерской  работала…
- У тебя  что, и  Трудовой  даже нету?! – воззрилась Зина – и  где  ж   ты  пропадала, милая  моя?..
 Галя   с лица   побледнела,  лепечет  чуть слышно:
- Ну..я..это.. в Тайге  жила…у   меня   там.. всё  сгорело!
- Дом  сгорел, что  ли?!..- у Зинаиды  голос громкий, решительный, как  и она  сама,- говорит  с  нажимом  от  удивления, глазами  в Галю уперлась,-  так что  даже  мне  «мою»  «овечку»   жаль   стало:
-  Её  увезли,-  говорю,-  в   секту заманили,  с дочкой вместе  20  лет    в тайге  жили… здоровье   подорвали..видишь,  как  похудела…
- Охх!-  Зинаида  аж  подскочила,- это  правда?! Да  как же это так,-  говорит,-  могло  случиться-то?  Какая  же   шайка тебя  обработала?! А сама-то  ты  что, - совсем  без   мозгов была?..-  и  так глянула на Галю,  что  та  испугалась… затаилась,  молчит. А я  за  неё давай говорить:
- Понимаешь,  в Астрахани   у  них  квартира  была  двухкомнатная. Они   были  там  прописаны   с  братьями-  сестрами…У  матери 8 детей!
- Почему  БЫЛА? А сейчас нет что ли?!- грозно  воззрилась Зина  на Галю.
- Да  не кричи  ты!-  осадила  я  её, -  продала  она  квартиру…
    Зинаида  от этого  чуть  с дивана   не  слетела:
- Как   продала?! И  всех  выписала, что ли?..А  жить-  где?!
- Я  в тайгу  ушла…- тихо  сказала  Галя,-  с  дочкой..
- Сколько  же  дочке-то  было?...
Галя   худо-бедно  рассказала  Зинаиде  свою  печальную историю.      Сидим,  молчим   в  глубоком  потрясении.
- И  что же! -  гремит Зинаида,- ты, значит, выписала  дочку,- лишила её  жилья   и  прописки,  а так же  оторвала от школы, и  увезла   в тайгу!- с   этим  вот..с Жуком   навозным!?..Как  ты могла?! А? – документы  твои  где? Ты,  говоришь, училась..Где  ты  училась?
- Сожгла  я  их…в костре…- пролепетала  Галя,  робко  сьёжившись  и  подобравшись  в  комок, так что  мне   стало  её  очень  жаль:  сидит  такая - никакая,  растоптанная, - без  всего,  что  надо  живому человеку для  жизни  земной…А Зина  грубо,  без   церемоний,-  разбирает  её  на части,  пересчитывая   по косточкам…
- Как  ты могла?! А? Лишить  родную  дочь   жилья  и образования?! О чем  ты думала, голова твоя  садовая?!..А  ты хоть думала,  что ей  надо  жить, ей  надо  замуж, и детей рожать, и образование нужно! А?..Ты  вообще  о чём  думала?!..Тишина  нам показалась звенящей.
-  Думала..да…я  думала...
Я смотрела  на Галю, не узнавая её, - еще  вчера такую нагловато-самоуверенную! Вот  как, значит, надо! Это  выходит, только  со мной  можно быть  нахально - самостийной.. А тут – скисла  и   расклячилась, -  едва  не   слезы  на глазах..Такую   я её  еще не видела! Не ожидала..
- Значит, говоришь, в  костре   документы  сожгла?!-  рычит Зинаида,-  и что  теперь?  Чего   ты  хочешь  от жизни,  ты, бездумная??!  На работу устроиться, не имея  НИЧЕГО  ЗА  ДУШОЙ!? Приехала!  Ты  хоть  понимаешь,  что  САМА  ОГРАБИЛА  СЕБЯ   И  СВОЮ ДОЧЬ?!  Как   ты могла?! Кто  там  еще  был? –Ага, мать, говоришь, была?! Многодетная! Где  она, что с ней сейчас?.Ну,  и  куда  же  ты  её.. эту мать!-  вырастившую  тебя  и  кучу  детей, - дела? Почему ты   её   не пожалела?! Это надо же! - лишить  ребенка  единственной  квартиры,   и  прописки!! Нет, я  тебя  не понимаю.  Ты  кто  такая  теперь?  -, где  была твоя голова? .Что?!  Вера, говоришь?!..И  что  она   дала  тебе, -  твоя  вера?! Ты  хоть   понимаешь, что  теперь НИЧЕГО  У ТЕБЯ  НЕТ? Дочь  твоя   где ? Ах, девчонки  удрали?! -  девчонки молодцы! -  сбежали  от вас из леса?  Правильно  сделали!  Так   вам и надо, дурам.. Ах, она  уже  замужем? Сына родила? Ну, и молодец! От мусульманина?!  Ох,-ха-ха-ха-ха-ха!! А чего  ты теперь  хочешь,- в гости к ней?! - внука навестить? Ой, но  он тебя  вряд  ли  примет, - мусульманин-то!. Ведь  ты  в  жизни  своей  вон чего наколбасила… Да   он   же  с  лестницы  тебя  спустит,-  и будет прав!- так  и надо тебе!!!..Мусульмане   особо  не церемонятся  вот  с такими, как ты: - Пшла  вон,  и -  чао-какао..!...Она говорила   слово в слово  то, что накануне  предвещала  Альбина Максимовна,  только  другими словами, -  грубо и резко. Галя сидела   бледная, подавленная,  слушала   молча. Куда  делся её  вчерашний апломб !  «Ну,- да, это со мной  можно   повыкручиваться,  покапризничать,   и  диктовать   свои  условия…А с Зиной   не больно- то  повыступаешь,-  фиг   тебе!» –думала  я  с мстительным  удовлетворением:  Зина  молодец, она этого   не потерпит..
- Ну  и  натворила ты  себе! – обозрела  её  Зинаида  сверху донизу, Ладно!..Оставайся! Завтра  я  тебя  в наш склад отведу, там работы   непочатый  край. Выполнишь –  беру !.А  нет,- гуляй,  Вася...Вот так!
Галя затаилась,  а  я.. в душе радовалась  нагоняю:  наконец-то она получила  по заслугам!...Раз  оставляет, значит,  берет..условно пока.
    Посидели   полчаса,  поговорили,  и  я стала собираться…одна,  без Гали! – Там  диван   свободный..Она   сказала: - «Завтра  я  буду  в кухне   порядок  наводить!»  « у  Гали  рука   набита, - думала я , - проблем не будет»..Попрощались,  и  я  ушла  с  чувством исполненного долга  и  великим облегчением!   «Ура!- я  буду спать   одна!  – ликовала  я, -  всех разогнала!».. Квартиранты   ушли   благодаря  Галининым выкрутасам,- я  с ними   круто  поговорила.  Что  ни делается,  к лучшему:   если б  не Галя,  они  бы   еще  долго   мозги  мне  пудрили… Худа  без добра не бывает..!.Свободна ! Ура! - хоть пляши...»И  я   рассмеялась, вспомнив бледное  Галино  лицо,  когда Зина её по  кусочкам раскладывала..Я  бы так не смогла! –  я была  искренне  благодарна Зине, что  она  взяла  к себе  эту  ходячую  мумию..  в  извечно  нестиранном платке и  вонючих носках ..Посмотрим, сколько  там  продержится.. Боюсь, недолго..А потом…опять ко мне???..Жаль, что  раньше,  где-нибудь  в Астрахани,- она с  такой как  Зина  не встретилась!  промыли  бы   мозги  и… никакой  трагедии! Молодец,  Зина!  Сыновей   хороших  вырастила  матерью  - одиночкой:  умные  и  сильные  ребята   нашей стране нужны, -  вот кем  следует гордиться!...