Сильный педагог

Дмитрий Щелин
Какого педагога можно назвать сильным? Вероятно, ответ зависит от того, какой результат и какими средствами он получается от педагогической деятельности у его учеников: если полученные знания тверды, умения развиты и навыки выработаны, а личность ученика выросла и окрепла, то результат говорит сам за себя.

Ведь воспитание личности есть воспитание нравственности, а обучение наукам есть воспитание способностей.

Воспитание нравственности, училище благочестия, или наука воспитания нравственности - дело сложное и тонкое. Оно не может ограничиваться ТОЛЬКО ОБУЧЕНИЕМ - одними поучениями, нотациями, моралями, оно требует присутствия воспитателя в коллективе учеников, в их сердце, требует от него жить их жизнью, внимательно ощущать их души, собственным примером показывать эталон нравственности. Дети воспринимают то, что вложил в них воспитатель, а поскольку вложить детям нужно в сердце, то и вкладывать в сердце можно только сердце. Это огромный труд сердца воспитателя, и если воспитатель не тянет, если в сердце мало любви, то и вкладывается из сердца воспитателя то, что имеется... и это бывает вовсе не любовь, а нечто иное, если любви мало... И с такой нравственностью получаются ученики, которую воспитал воспитатель...

Говорят, каков поп, таков и приход.
Каков воспитатель, таковы и воспитанники. Быть священником - быть воспитателем душ прихожан, пришедших в школу благочестия, чтобы исправить свое сердце и возродить свою  нравственность на основе закона, данного Господом, с помощью благодати Святого Духа и наставника-священника.

В советской педагогике, в трудах Сухомлинского очень большой упор делается на участии сердца воспитателя, на жизненных примерах, близких опыту учеников, буквально - болеть за них душой, любить всем сердцем, быть творческим. Это кончено, идеал, и не всякий воспитатель подобен Сухомлинскому, как не всякий священник подобен Иоанну Кроншадтскому. Однако можно научиться хотя бы основам, методикам, если существует система воспитания нравственности, научно и опытно разработанная, воспитывающая добро, чувство истины, красоты, этики, отличение добра от зла, когда сами учителя всем сердцем разделяют эту педагогическую систему. Советские педагоги типа Сухомлинского создали такую систему, она применялась в школе, в коллективах и давала плоды, зажигала на созидание, на мечту о служении Родине, людям, на подвиг.

А вот система воспитания по закону Божьему до революции, по воспоминаниям очевидцев, страдала сухостью, формализмом, казенщиной. Ученики видели, что преподаватели священники так холодно рассказывали «предмет», что укреплялось мнение, что сами батюшки не верят в то, что преподают. Закон Божий превратился в школьный предмет, который нужно было просто «сдать» и забыть, как прочие школьные предметы.

Увы. Нравственности нельзя научить, как химии или рисованию. Ее нельзя сдать на пять, уча конспекты. Ее воспитывают, трудясь сердцем и горя духом. Экзамены по нравственности сдаются поступками. Закон Божий - это не школьный предмет, это дисциплина, должная пронизывать всё в школе, как в свое время коммунистическая идеология пронизывала всё в школе, в детских садах, в институтах, везде. Тогда это работает. Но в таком случае в такой дисциплине, общественном институте должна быть заинтересована та сила, которая ведет весь народ вперёд, которая мыслит себя в рамках воли Божьей и опирается на Закон Божий в государственных, общественных и частных делах, подобно тому, как была заинтересована компартия в воспитании всего народа в своем духе, мысля себя в рамках марксизма и опираясь на него в государственных, общественных и частных делах, она и разработала систему коммунистического воспитания, или идеологии, всеохватную, и весьма действенную, потому что воспитывали борцов и героев, служителей народу и Родине.

Наука воспитания христианской нравственности - дело не менее трудное, чем наука воспитания нравственности коммунистической. В последней очень много полезного методически, от природы психики, по душе. Я думаю, что методика применима во многом, нужно только понимать, что внутренняя, исцеляющая и перерождающая душу, сердце, нравственность сила — это сила благодати Святого Духа, действующая в верующих в Христа членов Православной Церкви, а методика практического доброделания, добротолюбия, воспитания воли к добру, любви к добру — удел практиков-воспитателей, организующих интересную и насыщенную деятельность учеников в совершении добрых поступков ради Христа и ближних. И, конечно, самое главное - обеспечить систему воспитания христианской нравственности сильными педагогами, горящих духом и любящим сердцем, уважающих каждую личность, ценя в ней духовную свободу и образ Божий.