1900. Никола весенний Вани Суворова

Александр Суворый
В деревне Кошелёвка Лихвинского уезда Калужской губернии, так же, как в селе Бабка Павловского уезда Воронежской губернии 9/22 мая 1900 года тоже праздновали день памяти Николая Чудотворца (перенесение мощей святого Николая), но по своему, по стародавнему, по своим местным традициям, обычаям и ритуалам. Пока в этот день 13-летний Василий Максимов выполнял в Никольской церкви села Бабка обязанности алтарника-пономаря, прислуживая на церковной праздничной службе священнику и приезжему архиерею Иринею, 11-летний Ваня Суворов вместе с родителями и многочисленной роднёй участвовал в семейно-родовых делах, мероприятиях и событиях этого праздничного дня.

Во-первых, в этот день 9/22 мая 1900 года жители деревни Кошелёвка вместе со всей Русской Православной Церковью торжественно отмечали День пророка Исайи, мученика Христофора и День Перенесения мощей святого святителя и чудотворца Николая Мирликийского в Бар-град. Все в деревне Кошелёвка знали, что Святой Николай жил в IV веке и участвовал в Никейском соборе 325 года (то есть 1575 лет тому назад), где ревностно противился ереси Ария (арианству). Это давность лет крестьянам трудно было понять и принять, но они принимали главное – Святой Николай боролся с ересью, с еретиками, защищал и отстаивал православие, правильное отношение к Богу (к жизни, к миру, ко всему).

Праздник этот в русском народе назывался проще – «Никола вешний» (Никола весенний») и, как всегда, соотносили этот день с природными явлениями, погодой, приметами весны. Издревле давая всему свои названия, клички и прозвища (для лучшего запоминания) и одухотворяя силы и феномены природы, русские крестьяне называли этот день-праздник так: «Никола весенний, тёплый, травный, морской, хранитель от бед». Для них этот день был чудесным, весенним, радостным, потому что в этот день буйно поднималась трава на полях и выгонах, куда начинали выводить (выгонять) лошадей, на ночной влажный и вкусный подножный, по-весеннему ярый и сочный, травный корм. Отпраздновав днём праздник Николы, деревенская ребятня проводила всю ночь с лошадьми в поле, продолжая по-своему в играх, баловствах и ночных разговорах праздновать праздник. Для этого дня и «в ночное» в избах пекли пироги с гречневой кашей, которые были не только вкусными, но и полезными «в ночном». Кстати, холостые парни всю ночь в этот праздник проводили в играх и забавах, а для женатых это был профессиональный праздник лошадников и конюхов, то есть тех, кто занимался лошадьми.

Выгон лошадей в ночные травные поля был завершением этого дня и праздника, а утром и днём 9/22 мая 1900 года (как и во все предыдущие годы) крестьянские семьи и роды начинали с посадки картофеля на огородах и картофельных полосах (полосках земли). Деревенские старики важно, «со значением», не торопясь и чванясь, в беседах друг с другом и в общении со всеми остальными «профессионально» вспоминали «старое», указывали на приметы, советовали, уточняли, предсказывали, гадали о предстоящем лете и видах на урожай. Они говорили: «С Николы вешнего сади картошку, будешь с плошкой», «Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польёт», «Где гроза, там и вёдро», «На Николу быть бы ненастью, да дождь помешал», «В Николу как дождь – будет хлеб и рожь». Даже ночной заморозок или иней на Николу – это к урожаю, потому что впереди было ещё 12 холодных дней-заморозков, но они не страшны, потому что Весна-красна всё равно идёт-плывёт к Лету, молодцу-мОлодцу.

«Перед Николой иней – овсы хороши будут», «Пришёл бы Николин день, а то будет тепло», «Два Николы: тёплый и холодный, два Егорья: холодный и голодный» (Егорья – горе), Никола-осенний лошадь на двор загонит, Никола-весенний – откормит», «Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин день травою, теплом, дождём», «До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы живи – не тужи». Кстати, на Николин праздник (день), если заквакают лягушки, то хороший овёс уродится.

Православная Церковь по-своему использовала памятную дату в истории православной веры. Праздник этот известен в народе под именем святителя и угодника, чудотворца Николы – «образа кротости», заступника за несправедливо гонимых, помощника бедных, освободителя всех людей, «попавших в скорбные обстояния», покровителя всех мореплавателей и путешествующих. Этот праздник и этот святой был издревле любимым и глубоко почитаемым на Руси, потому что всегда соотносился с весенним расцветом, с приходом тепла, цветов, травы (Никола вешний, 9/22 мая) и с приходом зимы и Нового Года (Никола зимний, 6/19 декабря). Образ Николы Чудотворца не в уме и не в памяти русского народа, он в сердце и душе каждого русского православного человека.

Николай Чудотворец – заступник и покровитель русского народа (простого люда, крестьянства, солдат, моряков, землепроходцев, путешественников). В народе говорили: «Нет за мужика поборника – супротив Николы», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «Проси Николу и он Спасу скажет». Никола Чудотворец – это посредник между простым человеком и Богом, между Богом и людьми, поэтому русские люди молятся Николе Чудотворцу не менее, чем самому Спасу (Богу): «Святой Николай Угодник! Помоги мне, святой Чудотворец! Покрой меня своим чудом и сохрани от всех несчастий!».

Образ и память Николая Чудотворца делали его праздник (весенний и зимний) особыми на щедрую раздачу (посев) добра. В этот день грехом считалось не угостить соседа, прохожего, гостя чем-то вкусным, полезным. В этот праздник нищим и убогим старались помочь, дать им милостыню, угостить едой, поделиться одеждой, вещами, предметами быта. Естественно в этот день и праздник посещали церкви, участвовали в богоугодных делах, пожертвованиях, службах и в коллективном праздничном застолье на улицах и в церкви. Вечером молодёжь, мужики и бабы, старики и старухи традиционно участвовали в посиделках, танцах, праздных разговорах и общении. Как правило, в этот праздник все приглядывались друг к другу, осторожно «прощупывали» возможные межродовые союзы, будущие весенние или осенние женитьбы и замужества, а также готовились к свадьбам. Никакие другие святые мученики и пророки не могли сравниться или преодолеть в своей святости Николая Чудотворца (Николая Угодника) и это было угодно как Церкви, так и русскому простому народу.

Вот в этих-то событиях и мероприятиях юрко и весело, с утра до ночи, а потом и до утра 10/23 мая 1900 года участвовал 11-летний Ваня Суворов, сын крестьянина и мастера-шорника Егора Ивановича Суворова, прадеда автора по отцовской линии рода Суворовых-Максимовых. Участвовал и не знал усталости, потому что был жилист, вынослив, настойчив и устремлён в будущее, которое начиналось не только новым невисокосным 1900 (тысяча девятисотым) годом, но и «годом-понедельником новой жизни», 1900-м годом нашей эры, 900-м годом 2-го тысячелетия, 100-м годом XIX века, 10-м годом 10-го десятилетия XIX века, 1-м годом 1900-х годов. С 13 марта 1900 года разница между юлианским календарём («по старому стилю») и григорианским календарём («по новому стилю») равна 13 дням. Ничего этого юный Ваня Суворов не знал и ему до этого не было пока никакого дела. Ваня просто жил и радовался жизни, уплетал пирог с гречневой кашей, украдкой пробовал на вкус пахучий самогон и с восторгом пел вместе со всеми ребятами и парнями «в ночном» задиристые частушки, разгоняя своим звонким голосом ночную холодную и страшную тьму. Ваня Суворов никуда не уезжал из своей родной деревни Кошелёвки, ему было хорошо на малой родине и сегодня, 9/22 мая 1900 года, он был счастлив.

На картинке: 9/22 мая. Праздник – День памяти святого Николая Чудотворца. Современная фотография-плакат из сети Интернет. Автор сердечно поздравляет всех с этим праздником и желает всем мира, добра, радости, счастья, благополучия и благости в душе и сердце. Чудо станет явью, если мы будем относиться друг к другу с любовью, заботой, вниманием, будем дружить и помогать всем, чем можно, что невозможно, но творит чудеса, пусть самые маленькие. С праздником, друзья!