Как я в Мышкин съездил

Пронин Алексей
   В Мышкин я приехал случайно, а может и нет...
  Отправляясь в Кашин я не предполагал, что эта поездка мне сулит знакомство с еще одним старинным русским городком – с широко известным нынче Мышкиным.
   Завершив свои кашинские дела, я уже собирался домой, но друзья пригласили меня съездить в Мышкин. После недолгих раздумий согласился. И решающим фактором было не столько любопытство, сколько желание встретиться с «неугомонным мышкарем» - Владимиром Александровичем Гречухиным. Имя это с детства я слышал т.к. лето проводил на Ярославщине, читал местные газеты и смотрел областное телевидение.
    Конечно же хотелось посмотреть народный музей, детище Гречухина. А потом, мои краеведческие изыскания пересеклись с его исследованиями. Есть общие темы, есть вопросы.
     В Мышкине выйдя на парковке, не в далеке я увидел какие-то странные сооружения, какие-то не складные куполочки, хаотично стоящие здания – это и был тот самый народный музей, "вид с тыла".
    Пока друзья готовились к «мышинным бегам» я посетил храмы, их в Мышкине невозможно не заметить. Стоят высоко, и весьма внушительны, своеобразны. Успенский собор внешне не произвел впечатления, но внутренний вид впечатлил. Росписи завораживают.
   Потом все же вернулся в народный музей. Взял билетики и прошелся сначала по залам краеведческим. Богатая коллекция. Но мне скорее хотелось во двор, там целый комплекс музейчиков. А еще там через забор я высмотрел интересные камни, к которым похоже питаю страсть, и оконные наличники с уникальной скобчато-выемчатой резьбой.
   Наличники мне эти знакомы по родному селу. Но такие наличники у нас были только на одном доме, а тут их тьма! Сотня верно есть. Какие же молодцы создатели народного музея. У меня, скажем так - был краеведческий экстаз.
     Всякие сарайчики, избушечки, житницы, ветхие часовенки, амбары и прочее, и прочее, и всё это набито различным крестьянским скарбом, тем самым которого я с детства видывал столько, и хотел все собрать да не собрал, а они собрали.
    Заглянешь в какую-нибудь музейную  сараюшку, а там каменные жернова, лубяные катушки, косы льна... И пахнет как у бабушки в кладовке, или на повети. Пахнет родным домом, сенями, русской деревней.
   От избытка эмоций захотелось поговорить с кем-нибудь. Сначала заговорил с представительным мужчиной с седой бородкой в кепи. Оказалось он потомок мышкинских купцов, приехал навестить могилы пращуров. Потом под руку попалась сотрудница музея, у нее я спросил про Гречухина, и поделился впечатлениями о музее. – Да, сказала она, - многие люди, что родом из деревни говорят нам о том же, посетив наш музей будто бы побывали в родной деревне.
     Я впечатлен, и вдохновлен, рассказал, что начинаю заниматься чём то подобным, что в прошлом году перевез из соседней деревни избушку бабы Дуни,
 – Баба Дуня, она скажем так, старица, «монашенка» .
– Келья старицы? У нас есть тоже келья старицы, старицы Аксиньюшки. Сходите в купеческий двор, - говорит мне женщина.
    Я беру билет в купеческий двор. Вхожу в ворота музея, и окинув взглядом двор вижу в уголке избушку увенчанную тем самым  неказистым куполком. По деревянным мосткам подхожу к строению. «Часовня-келья блаженной старицы Ксении Красавиной» написано на табличке.
    Маленькие окошечки обрамлены в симпатичные наличники с крестиками. Вероятно «родные». Келья на замке, Как жалко. В тексте на табличке прочитал что старица Ксения родилась в середине XIX века. Что до 1917 года жила в лесу в землянке. Что её дважды посещал батюшка Иоанн Кронштадтский, и многие другие священнослужители и даже епископы. А уж простой народ шел вереницей. Из многих районов Ярославской области, и в том числе из Бежецкого и Краснохолмского районов Калининской.
Избушка небольшая, почти такая же как и у нашей бабы Дуни. Только у блаженной Аксиньюшки она выглядит понаряднее. Наличники, крыльцо, и крыша с карнизом.
   Погрустив о том что не удалось заглянуть в кельицу я пошел в купеческий дом и амбары. Там получил очередную дозу ностальгии о бабушкином ярославском доме. А в амбаре увидал кованые санки, точь в точь как у моей тверской бабушки были. Она в них на Новый год наряженная Дедом Морозом приезжала на лошади к ребятам на школьную ёлку….
   Я вышел из музеев. Народ праздно бродил во всех направлениях. "Мышинные бега" уже закончились. Ведущая их, как выяснилось дочь Гречухина убирала атрибутику в подсобку. Моя знакомая пошла спросить про Владимира Александровича, – Сегодня про него можно забыть, его глава забрал, теперь не увидим! - Бойко ответила девушка, с выразительным говором и ярославским оканьем. Гречухина я увидел в тот день лишь на фото в музее мыши.
   Когда мы покинули Мышкин я первым делом поискал в интернете информацию о старице Ксении Красавиной.
  В житии было написано, что старица многих благословляла строить кельи. Будто бы она говорила, что благословила пятьдесят человек построить себе кельи. К ней ходили люди из Краснохолмского района Калининской области, она благословляла строить кельи… А что если наша Баба Дуня, по сути-то такая же старица, была в числе тех пятидесяти!? Вероятность есть. Возможно старица Ксения была наставницей и примером для нашей «монашинки» бабы Дуни. Как сказал мой сосед, с которым мы перевозили избушку бабы Дуни: - «Это теперь невозможно подтвердить, но и опровергнуть нельзя».