3. Портреты Потоцких. Эльжбета и Хелена Радзивилл

Нина Ершова
ЧАСТЬ 3.

1. АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ.

  Правнучка Каролины Собанской, как я писала в предыдущих частях, умерла очень рано, ей едва исполнилось 19 лет. Девушка совершенно ангельской внешности, с роскошной русой косой осталась запечатленной на фотографиях и написанным по ним портретах работы художника Горовца. На мой взгляд ее облик чем-то неуловимо перекликается с обликом Сикстинской мадонны Рафаэля. На этих изображениях  Изабелла выглядит совершенным ангелом, как полная противоположность своей прабабки Каролины Собаньской, обладавшей, по отзывам современников " демонической внешностью ". Правда судить мы можем только по отзывам об облике Каролины, так как изображений ее не сохранилось. Все  упоминаемые портреты остаются предполагаемыми, даже известный рисунок Пушкина.

  Два черновых страстных письма поэта к Каролине, где он называет ее Элеонорой, выдают  бурное увлечение красавицей. В одном из них есть упоминание о ней как о " Демоне ". Вот отрывок из него :

 " Вас забавляет мое нетерпение, [вы] вам кажется доставляет удовольствие приводить меня в отчаяние [Меня разбудила надежда видеть вас сегодня] Значит, я увижу вас только завтра — пусть будет так. [Между тем]* [мне необходимо говорить с вами], [я не могу быть] [надо чтобы] [я занят] [все мои мысли только о вас].*

Хотя вас видеть и слышать вас — для меня [счастье]* [наслаждение], мне легче писать вам, чем говорить. [Вы] [вдали от вас] [ваше присутствие наводит на меня печаль и уныние] [моя речь неловка, чувства угнетены] —

Есть в вас какая-то ирония, насмешливость, которые вызывают во мне [печаль] горечь и лишают меня бодрости, чувства [мои] угнетены и слова, идущие из сердца, [в присутствии вашем] [леденеют] обращаются в чистейшие шутки. [Конечно] вы демон, т. е. тот кто сомневается и отрицает, как сказано в Писании. "

  Поистине " Демон ", особенно если учесть бурную жизнь очаровательной прабабки. Красавица явно не оценила чувства поэта. Интересно, что письма написаны в пору ухаживания Александра Сергеевича за своей будущей женой Натальей Гончаровой, обладавшей поистине ангельской внешностью и названной поэтом " Моя мадонна ". На какую именно картину с изображением мадонны поэт считал похожей Наталью Николаевну я писала в миниатюре " Две мадонны ". Кстати, с бриджуотерской мадонной поэт сравнивал будущую жену в июле 1830 года. Как известно, поэт впервые сватался к Натали в мае 1829 года и получил отказ под предлогом молодости невесты. Черновые письма к Собанской, как утверждает пушкиновед Цявловская, он написал в январе - феврале 1830 года, затем в марте стремительно уезжает из Петербурга, а в апреле 1830 года второй раз просит руки Гончаровой.

 Т. Цявловская.
  " Через два месяца после помолвки (бывшей 6 мая) Пушкин по делам поехал на несколько дней в Петербург (14—16 июля); вернулся к невесте он лишь через месяц (14 августа). Какие дела требовали присутствия Пушкина в Петербурге? Языков пишет брату, что этим делом была необходимость наблюдать за печатанием Годунова, но мы знаем, как мало входил Пушкин в печатание своих книг и как легко и привычно он передавал эти дела Плетневу. Дедушке невесты Пушкин писал еще 7 июля: «Каждый день ожидал я обещанных денег и нужных бумаг из Петербурга — до сих пор не получил... Думаю, что буду принужден в конце сего месяца на несколько дней отправиться в П. Б., чтоб привести дела свои в порядок».
Не одни дела держали Пушкина в Петербурге. Об этом свидетельствует и его, может быть не вполне правдивая, записка к В. Ф. Вяземской: «...Признаюсь к стыду моему, что я веселюсь в Петербурге и не знаю, как и когда я вернусь».
Нам неизвестно, была ли летом 1830 г. Собаньская в Петербурге, и общался ли с ней Пушкин в это время. Но эта возможность представляется нам очень вероятной."
   Но тут стоит добавить одно замечание, несколько меняющее, взгляд на ангельский облик " бриджуотерской мадонны." И связано это с одним из ее несохранившихся писем к поэту осенью 1830 года.

2. ПУШКИН, ГОЛИЦЫНА, НАТАЛИ И КАРОЛИНА.

  Казалось бы, какая связь между всеми этими именами? Но обратимся к работе Левиной " Из болдинской биографии Пушкина ". Процитирую с выдержки из этой работы:

" ИЗ БОЛДИНСКОЙ БИОГРАФИИ ПУШКИНА

I. «Знаете ли вы эту княгиню Голицыну?»
   В дни знаменитой болдинской осени, 30 сентября 1830 г., Пушкин совершил поездку в имение княгини Голицыной.
Мы узнаем об этом из его письма, адресованного H. H. Гончаровой 26 ноября. «Немного резкое», по собственному признанию поэта, оно являлось ответом невесте:
«  Из вашего письма от 19 ноября вижу, что мне надо объясниться. Я должен был выехать из Болдина 1-го октября. Накануне я отправился верст за 30 отсюда к кн. Голицыной, чтобы точнее узнать количество карантинов, кратчайшую дорогу и пр. Так как имение княгини расположено на большой дороге, она взялась разузнать все доподлинно». Перечислив далее все обстоятельства, помешавшие его выезду, Пушкин добавлял: «Итак, вы видите (если только вы соблаговолите мне поверить), что мое пребывание здесь вынужденное, что я не живу у княгини Голицыной, хотя и посетил ее однажды <...> и что вы несправедливо смеетесь надо мной».
   Через неделю, уже по дороге в Москву, посылая Наталье Николаевне записку из Платавского карантина, он снова вспоминал ее письмо: «Как у вас хватило духу написать мне его? Как могли вы подумать, что я застрял в Нижнем из-за этой проклятой княгини Голицыной? Знаете ли вы эту кн. Голицыну? Она одна толста так, как все ваше семейство вместе взятое, включая и меня. Право же, я готов снова наговорить резкостей». Писем самой Натальи Николаевны к Пушкину, как известно, не сохранилось, но из приведенных строк можно легко догадаться, о чем она писала жениху 19-го ноября.

   Прежние увлечения поэта, как и вся его жизнь, были предметом многочисленных слухов и разговоров. Еще из Москвы, уезжая в Болдино, Пушкин невесело сообщал другу: «...московские сплетни доходят до ушей невесты и ее матери — отселе размолвки, колкие обиняки, ненадежные примирения...» . Несомненно, что весть о посещении Пушкиным княгини Голицыной дошла до невесты через общих знакомых, и в письме были высказаны «колкие обиняки» и намеки на то, что княгиня является истинной причиной длительной задержки поэта в деревне.

   Но кто же была эта княгиня Голицына? Где, на какой «большой дороге» находилось ее имение, «верст за 30» от Болдина? Ни в одном издании писем Пушкина мы не найдем примечаний с ответами на эти вопросы, и личность «княгини Голицыной» остается пока не установленной.

  Правда, сравнительно недавно в печати появились две гипотезы по этому поводу, но обе они не имеют достаточно серьезных оснований.
В книге И. Д. Воронина в этой связи называется имя Евдокии Ивановны Голицыной, известной хозяйки светского салона в Петербурге.1 В Сергачском уезде Нижегородской губернии ей принадлежало село Пожарки, расположенное неподалеку от большой дороги, ведущей в город Сергач, куда Пушкину дважды приходилось выезжать по хозяйственным делам. Это обстоятельство и послужило основным аргументом для предположения о встрече Пушкина именно с нею в ее нижегородском имении. Но о пребывании Е. И. Голицыной в Пожарках осенью 1830 г. не имеется никаких сведений. Все, что известно об этой светской, тогда уже пятидесятилетней женщине, привыкшей к определенному образу жизни, заставляет усомниться в реальности ее приезда в деревню. Да и расположение самого имения в стороне, противоположной пути на Москву, не сообразуется с целью поездки, указанной поэтом в письме к невесте.
   Другая версия основана на кратком упоминании в газетной заметке юбилейного 1899 г. Ссылаясь на нее, Л. А. Черейский считает, что этой таинственной княгиней была Анна Сергеевна Голицына, урожденная Всеволожская. Но ни Анна Сергеевна, ни ее родные не числились среди дворян-землевладельцев Нижегородской губернии; какие-либо доказательства посещения ею тех мест также отсутствуют. В 1830 г. ей было уже 56 лет, — возраст, по тем временам для женщины настолько почтенный, что она не могла быть объектом игривых предположений, высказанных даже в шутку воспитанной 18-летней девицей...

   Несомненно, что упоминавшаяся Голицына была женщиной нестарой, достаточно привлекательной (ведь Пушкин сослался лишь на ее необыкновенную полноту) и известной в кругу общих знакомых Гончаровых и Пушкина.

   Занимаясь болдинской биографией поэта, попыталась и я уточнить эпизод, связанный с поездкой Пушкина 30 сентября.
По различным архивным документам о землевладельцах Нижегородской губернии мне удалось установить, что в том же Лукояновском уезде, где числилось село Болдино, располагалось и наследственное имение князей Голицыных (одной из ветвей этого старинного и многочисленного рода). На старых губернских (и поуездных) картах «большим столбовым дорогам» 1830-х годов6 можно увидеть, что по Лукояновскому уезду проходил большой почтовый тракт, соединявший Москву с Саранском и Пензой (через Арзамас и Лукоянов). Именно этот прямой путь на Москву и мог интересовать Пушкина в первую очередь, когда он пытался выяснить кратчайшую дорогу, расположение карантинов и возможность выезда из губернии. Непосредственно на этом тракте, недалеко от «заштатного» города Починки (расположенного в 205 верстах от Нижнего) и находилось село «Рождественское, Пеля Хованская тож», принадлежавшее Голицыным. По сведениям экономических поуездных описаний в конце XVIII в. там уже стоял господский деревянный дом с фруктовым садом, обсаженным «преспектом», насчитывалось 200 крестьянских дворов, имелись церковь «деревянная, рождества христова» и «казенной питейной дом».

   В 1830-е гг. владельцем села был Владимир Сергеевич Голицын, фигура очень известная в обществе того времени. Участник Отечественной войны 1812 года, бывший флигель-адъютант Александра I, в 1820-е гг. он воевал на Кавказе, а впоследствии дослужился до генерал-майора, затем тайного советника и сенатора. Человек образованный и одаренный, Голицын был большим знатоком и любителем музыки, не чуждался и литературы; в доме его устраивались музыкальные вечера, собирались артисты и литераторы. Ему принадлежали переводы на русский язык нескольких оперных либретто и музыка на слова татарской песни из поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан».

   Напомним, что В. С. Голицын был хорошо знаком с поэтом. Летом 1830 г. они встречались и беседовали о «Дон Жуане» Моцарта. Знал поэт и жену Голицына Прасковью Николаевну, урожденную Матюнину. «Завтра в восемь часов вечера, — сообщал ему Голицын в письме от 25 февраля 1831 г., — жена моя и я <...> ожидаем Вашего посещения с нетерпением...» .
   Прасковье Николаевне в 1830 г. было 32 года. Может быть, Прасковья Николаевна и является той «княгиней Голицыной», которая вызвала несколько ревнивые предположения Натальи Николаевны.
   Еще до приезда Пушкина к ней в имение, Голицына, как сказано в его письме, уже «взялась разузнать все доподлинно»; такой предварительный разговор мог состояться, быть может, при встрече у каких-либо общих знакомых, болдинских соседей поэта, хотя бы у Новосильцевых или Кротковых. По соседству с деревней Голицыных находилось владение С. С. Кроткова (село Кемля), а с его женой, урожденной Новосильцевой, Пушкин был хорошо знаком.

   Приезд поэта в имение Голицыных является одним из эпизодов общения со знакомым ему семейством. Уже позднее, в апреле 1831 г., В. С. Голицын писал Пушкину (вероятно, отвечая на его письмо): «Жена благодарит Вас за воспоминание» .
Все это пока лишь предположения, потому что фактических данных о жизни П. Н. Голицыной в своей усадьбе осенью 1830 г. нет. "

   Итак , Наталья Николаевна, будучи еще невестой поэта, уже проявляла ревность к его знакомым женщинам, в данном случае явно необоснованную.
Кстати, я нашла в википедии изображение Прасковьи Николаевны Голицыной, урожденной Матюниной ( 1798 -1881г.). Это фотография с ее портрета К. А. Фишера, на которой она предстает вполне привлекательной, слегка располневшей женщиной. Но ревновать к ней ??? Скажем так, невеста чувствовала себя не совсем уверенной в чувствах к ней будущего мужа, а возможно и в собственных тоже...
   

  Но что же Каролина, жестокая и коварная, не ответившая на чувства великого поэта? Это чуть ли не главное из предъявляемых к ней обвинений. Неужели она действительно была " Демоном "? Известна ее деятельность в качестве шпионки генерала Витта, ее гражданского мужа. Но она не была исключением, поскольку многие польские знатные дамы в ту пору были вовлечены в политическую деятельность. Правда, их деятельность в отличие от Каролины была пропольской. Об этом я писала в миниатюре " Портрет семьи Михаила Валевского ". Каролина же вела поистине двойную жизнь, да так ловко, что ее считали работающей то на одну, то на другую сторону. И если бы не неприязнь к ней лично Николая I, то возможно, в Варшаве она играла бы и дальше двойную роль в высших слоях аристократии. Но сложилось все по-другому, в 1833 году ее выслали из Варшавы и она отправилась, как пишет в письме генералу Бенкендорфу в минское имение одной из своих сестер. Но до этого она в Варшаве проводила время, как пишет в письме генералу Бенкендорфу, так :

  " Мое общество составляли семья Сапега, в которую должна была вступить моя дочь (ее брак с одним из молодых людей был решен ее отцом с 1829 г.), Потоцкий, сын генерала, убитого 29 ноября, князь Любомирский и некий Красинский, подданный короля прусского ".

   После окончательного развода с Иеронимом Собаньским в 1825 году  Каролина  не совсем разорвала с семьей  отношения, поскольку их общую дочь Констанцию, кстати девушку тоже совершенно ангельской внешности, Иероним собирался выдать замуж за одного из польских знатных дворян Сапег. И как упоминает Каролина,  она окружена обществом Сапег и других польских дворян в период сватовства к Констанции. В конце концов Констанция благополучно вышла замуж за Франтишека Ксаверия Сапегу в 1832 году. Но она, как и ее внучка, была слабого здоровья и умерла молодой, в возрасте 24 лет, успев родить сына Павла и дочь Марию. Похоже, ангельская внешность не залог благополучной жизни на грешной земле...

  А что же  " Демон " Собанская? Она дожила до 91 года, успев побывать четыре раза замужем, если учесть внебрачную связь с генералом Виттом. Последний муж был значительно моложе ее, но ослеп. И вот что интересно, отзывы о ней были различными. Оноре де Бальзак, муж сестры Эвелины откровенно неприязненно относился к ней. Противоположные чувства, по всей вероятности, к ней испытывал литератор Поль Лакруа, брат ее последнего мужа.
 
ПРОЖОГИН.

 " В 1880 г., почти тридцать лет спустя после третьего официального замужества Каролины, Поль Лакруа опубликовал эссе о Варваре Юлии Крюднер (1764—1825) — литераторе и проповеднице мистического суеверия, одно время оказывавшей влияние на Александра I. Этот труд он посвятил Каролине, предпослав ему такой текст: «Вы еще только входили в жизнь, когда мадам Крюднер готовилась уйти из нее. Эта странная женщина, чей проницательный взгляд был всегда погружен в неизвестность будущего, остановилась на пороге, с которого переходят в вечность, чтобы сказать вам с пророческой улыбкой: „Прекрасная, добрая и очаровательная, преисполненная всеми дарами неба и украшенная всеми благодатями, вначале вы будете искать счастье, а позже счастье придет искать вас. Помните, что Господь прислал вас на землю, чтобы нравиться и пленять”. Предсказание сбылось: вы стали моей сестрой и должны быть счастливы, потому что составляете счастье моего любимого брата».

  Следует признать, что у Поля Лакруа были основания для такого отзыва. Последние тринадцать лет своей жизни Каролина провела, ухаживая за ослепшим мужем.".
   А может быть, основанием для благодарности могло послужить личное знакомство Каролины с кружком мистически настроенных женщин, основанном мадам Крюденер и Анной Сергеевной Голициной? Вот тут и появляется имя княгини Голицыной в связи с Каролиной Собаньской. Именно ее имя Чарейский называл в связи с письмом Пушкина невесте. Как раз Каролина была лично с ней знакома и вполне могла помочь Полю Лакруа в связи с написанием его эссе.

  Людмила Владимирова " Что в имени тебе твоем ? "

 "...  После поражения польского восстания (1830-1831), запрета жить в Варшаве, несмотря на ее письмо к Бенкендорфу (1832), из заброшенной на Подолии и запорошенной снегом деревеньки ( вообще - то СКаролина гостила у своей сестры Алины Монюшко в Минске - Н.Е.) Собаньская на ряд лет переселится в Крым, «в колонию женщин-мистиков, а вернее, полупомешанных фанатичек, обосновавшихся в Кореизе» .

Колония основана автором модного романа «Валерия», «другом Александра I», баронессой Варварой-Юлианой Крюденер (варианты: Крюднер, Криднер; 1764 - 1824). «Правой рукою» её стала уникальная княгиня А.С. Голицына (1779 - 1838). Красавица баронесса Юлия Беркгейм, дочь Крюденер, была Голицыной разлучена с мужем и находилась «в доме княгини в полной ея зависимости и раболепном повиновении» . И не она одна…


Каролина Собаньская получит в «колонии» имя Долореса. Впоследствии, оставленная Виттом, выйдет замуж за его адъютанта С.Х. Чирковича, теософа по призванию. После его смерти окажется в Риме – вечном городе, где найдет прибежище у отцов-иезуитов.

Но это будет значительно позднее, Пушкин об этом не узнает. Как и о последующих – Париже, браке с писателем и драматургом Жюлем Лакруа, не подозревавшем о том, что моложе невесты на... 15 лет; Гамбурге, где вместе с Софьей Киселевой-Потоцкой обоснуют казино – знаменитый на всю Европу игорный дом...

Совершенно неоднозначная, фантастическая натура! Великосветская красавица-полька «от знатнейших фамилий», гордая, властная, страстная, свободолюбивая, склонная к авантюризму, презирающая условности; окруженная самыми разными поклонниками. У меня нет сомнений в её причастности к масонству, польскому «освободительному» движению, о чем пришлось неоднократно писать. Умело – до поры! – скрываемой порочности, и – возможно все-таки! – стремления к чистоте?..

Главное подтверждение – письмо Пушкина Собаньской 2 февраля 1830 года, где он напишет: «…ваше собственное существование, такое жестокое и бурное, такое отличное от того, каким оно должно было быть <…> я испытал на себе все ваше могущество. Вам обязан я тем, что познал все, что есть самого судорожного и мучительного в любовном опьянении, и все, что есть в нем самого ошеломляющего. От всего этого у меня осталась лишь слабость выздоравливающего, одна привязанность, очень нежная, очень искренняя – и немного робости, которую я не могу побороть...». И – «Я прекрасно знаю, что вы подумаете <…> – как он неловок – он стыдится прошлого – вот и все. Он заслуживает, чтобы я снова посмеялась над ним». Но – «…вы увянете; эта красота когда-нибудь покатится вниз, как лавина. Ваша душа некоторое время еще продержится среди стольких опавших прелестей – а затем исчезнет, и никогда, быть может, моя душа, ее боязливая рабыня, не встретит ее в беспредельной вечности» .


 Эссе написано в 1880 году. Именно в этом году художник Ганс Макарт пишет портрет дамы, упоминаемый во всех биографиях художника как портрет Изабеллы Потоцкой.Это вполне может быть портрет Изабеллы, правнучки Каролины. Каролина еще жива в это время, но вряд ли она интересовалась судьбой своей правнучки, как и, скорее всего, не интересовалась жизнью своей внучки. Бурная жизнь разведенной прабабки не оставила никакого следа на их жизни и воспитании. Все наследницы Каролины выросли настоящими польскими аристократками...

3. ЕЩЕ ОДИН ПОРТРЕТ ИЗАБЕЛЛЫ?

  В предыдущих частях я уже писала о посмертных портретах правнучки Каролины.    Но хочется еще рассказать о них и о самой Изабелле  более полно.
Интересные и новые для себя подробности я нашла в работе Власовой Е.И.:
 
" Авторское повторение портрета Изабеллы Станиславовны Потоцкой Леопольда Горовца. " Вот небольшой отрывок из нее с сокращениями:

"  21 ноября (9 ноября по старому стилю) 1882 года в Варшаве состоялась свадьба графини Изабеллы Потоцкой и графа Романа Альфреда-Марии Потоцкого, III Ланьцутского ордината.

 Родители Романа – Альфред Юзеф Потоцкий (1822-1889), австро-вен-герский государственный и политический деятель, маршалок Галицийского сейма, II Ланьцутский оридинат, и Мария Романовна Потоцкая (ур.Сангушко) (1830-1903). Семья владела имениями в Шепетовке, Антонинах, Пищеве на Волыни, Ланьцуте в Галиции, домами в Вене и Львове...

 Родственниками Изабеллы был устроен торжественный ответный обед в честь семьи Романа во дворце Станислава Александровича в Варшаве на улице Краковское предместье, на котором отец в свойственной ему грубой манере поздравил Изабеллу с замужеством, вызвав у неё обморок.

 Между отцом и матерью Изабеллы произошла крупная ссора, после которой брат Марии Ксаверьевны - Людвик Сапега даже вызвал Станислава на дуэль. Спустя какое-то время молодые отправились в свадебное путешествие, начав его с Вилянова – родины отца Изабеллы и его сестры Натальи ( красавицы Натальи Сангушко - Н.Е.), а затем – во Львов, где юная пани Романова очаровала весь львовский бомонд своей красотой и грацией. То радостное и счастливое для неё время было омрачено кончиной в августе того же года деда Изабеллы – Ксаверия Франтишека Сапеги.  Чтя его память, Изабелла отказалась носить разноцветные платья до марта следующего, 1883, года."
Тут хочу немного отвлечься от повествования

Франтишек Ксаверий (1807-1882)
Высоковское имение унаследовал Франтишек Ксаверий. В 1831 году, за его участие в восстании фамильное добро конфисковали.

17 октября 1832 года, всё тот же Франтишек Ксаверий, взял в жёны Констанцию Собаньскую, которая родилась в недалёкой от Высокого деревне Миньковичи.
Еще я нашла сведения о том, что в 1825 году он был офицером.

  Теперь продолжим:

"  Безвременная и неожиданная кончина красавицы потрясает всех родственников. Изабеллу хоронят 4 апреля в семейной усыпальнице Потоцких в Ланьцуте.

  А в Бережанском костеле её отец, Станислав -Александрович, устанавливает памятную таблицу о смерти своей дочери. Через несколько лет свекровь Изабеллы (и одновременно её двоюродная сестра по линии отца) Мария Романовна решает заказать для львовского дворца Потоцких, выстроенного в 1880 году по заказу отца Романа, посмертный портрет невестки живописцу Леопольду Горовицу.

  Художнику в качестве модели предоставляют прижизненную фотографию девушки, сделанную около 1882 года в Варшавском ателье на улице Медовой, 4 «Karoli & Pusch, фотография правительственных театров». О заказе портрета дополнительно свидетельствует письмо второго сына Марии Романовны, Юзефа, от 6 июня 1888 года, где он советуется с матерью, какие рамы выбрать для портрета. Письмо в фонде Потоцких из Ланьцута Варшавского архива обнаружила пани Альдона Холевьянка-Крушинская. ( Кстати она в своей работе " Дамы в цвете сепии " упоминает, что Изабеллу в семье называли Изабелкой  - Н. Е.).
  Художник осуществляет заказ в 1887 г.; именно этим годом он датирует произведение
  На момент заказа портрета матерью Роман был женат во второй раз (с 1885 г.) на Эльжбете Радзивилл, но, по свидетельствам современников, всю жизнь носил с собой фотографию любимой первой жены и, по преданию, на смертном одре шептал её имя...

  На снимках можно детально рассмотреть туалет Изабеллы, в котором она была в день фотографирования. Это повседневное платье моды самого начала 1880-х годов - сильно облегающего силуэта, с удлиненным лифом и драпировкой на юбке и узкими рукавами с заостренными манжетами. Единственной отделкой в платье такого фасона служил узкий кружевной рюш по краю рукавов и воротнику-стойке.
 Мода на такие платья продержалась очень недолго в связи с крайним неудобством в ношении: платья сильно сковывали движения.
 
  Какое-то время оригинальный портрет находился во Львовском дворце, затем после смерти Марии Романовны картина была вывезена в Шепетовско-Антонинское имение Потоцких в Волынской губернии. Из имения, предположительно в период конца 20-х годов, картина поступает в Шепетовский окружной музей, созданный в 1926 году, и уже оттуда в музей города Винницы. В их каталожной карточке указывается дата: «поступление до 1941 года», но официальные документы о поступлении экспоната были утрачены в военное время. В Винницком художественном музее придерживаются версии, следуемой из заметки в газете «Більшовицька правда», 02.06.1935 г., что из закрываемого Шепетовского музея «все экспонаты были переданы областному историческому музею г. Винницы»

 ( Горовиц Л., «Портрет Изабеллы Потоцкой», 1887 г., холст, масло, 140х96. Из собрания Винницкого областного художественного музея). История заказа второго портрета Изабеллы пока не выяснена.  Через какое-то время (мы точно не знаем) после создания оригинального портрета его повторение выполняется для матери Изабеллы, Марии Ксаверьевны, предположительно или по её заказу, или по заказу брата Якуба, но документального подтверждения этому пока не найдено. Тем не менее, мать и брат Изабеллы считаются наиболее вероятными заказчиками.
  Родственникам Романа второй портрет заказывать не было смысла, а отец Станислав Александрович умирает в 1887 г. Второй портрет предположительно находился у Марии Ксаверьевны в имении Сапег, в местечке Высокое-Литовское Брестского уезда Гродненской губернии. Имение Высокое в 1865 году достается Марии Ксаверьевне от её отца – Ксаверия-Францишка Сапеги. Матерью Марии была Констанция Хонората Собаньска, первая супруга Ксаверия Францишка Сапеги, умершая в 1838 г."

  Интересны, на мой взгляд, тут следующие факты:

  Роман Потоцкий до конца своих дней любил Изабеллу, даже женившись во второй раз.
  Изабелла относилась с глубоким уважением к памяти своего дедушки, которого вряд ли видела,поскольку он проживал в Биарицце во Франции, а Изабелла родилась в 1864 году. Как видим, он участвовал в Польском восстании на стороне повстанцев. Поскольку Изабелла так глубоко чтила его память, она
явно была на стороне повстанцев. Совсем не как ее прабабка Каролина, шпионка и агент Витта, в письме генералу Бенкендорфу подчеркнуто откровенно раскрывшая свою роль.

   Ксаверий Франтишек участвовал в польском восстании, но в каком? Вряд ли в 1831 году, поскольку он благополучно женился в 1832 году. А вот в 1863 году вполне мог принять участие, уехав затем во Францию и проживая в Биарицце. То есть , за год до рождения Изабеллы и она могла узнать о нем только из семейных преданий. Кстати, у Потоцких в Биарицце была вилла Haltura, что я узнала из завещания Якуба Потоцкого.

  Изабелла произвела фурор в светском обществе.

   Стоит обратить внимание на то, что единственным братом Марии Ксаверьевны был Павел, а не Людвиг Сапега. На фотографии с портрета Констанции Сапеги она как раз изображена со своим сыном Павлом, братом Марии.

  А еще тут стоит обратить внимание на описание ее костюма 1882 года, бывшего тогда в моде.
  Дело в том, что я упомянула еще один предполагаемый портрет Изабеллы, написанный в 1880 году австрийским художником Гансом Макартом ( 1840-1884).

 Везде он упоминается как портрет Изабеллы Потоцкой и написан  в 1880 году. Костюм  по фасону как раз соответствует костюму Изабеллы в 1882 году, только гораздо более пышный и нарядный. Костюм подчеркиваеи осанку и изящество фигуры. во всяком случае, горделивая осанка польской пани на портрете и фотографии совпадают.

   Похоже ли лицо на портрете Макарта на лицо Изабеллы на фотографии и портрете Горовица? В какой то степени мне кажется похожим, особенно очертаниями рта и подбородка,слегка выступающей вперед верхней губкой, но брови очерчены гораздо более жестко и глаза серо - голубые. Мы не знаем, какие были глаза у Изабеллы или Изабелки, как ее называли в семье. Судя по фотографии они были светлыми, но ведь это значит, что могли быть серыми или серо - голубыми, как на портрете Макарта. На портрете Горовица они карие, но ведь портрет посмертный...

   По году рождения Изабелла условно подходит для этого изображения,Каролине в 1880 году было шестнадцать лет. А еще я обратила внимание на кольцо на ее левой руке. Сначала подумала про обручальное, но потом выяснила, что поляки обручальное кольцо носят на правой руке. То есть девушка на портрете еще не замужем, как и Изабелла в 1880 году.

   Интересно, но на портрете Макарта Изабелла изображена то ли с золотистой повязкой на волосах, то ли с золотой диадемой. Из -за этого волосы мне вначале показались рыжими, но они скорее всего темно-русые, как у Изабеллы.
Только как спрятать такую роскошную косу в прическе, мне не понятно. Но художник вполне мог изобразить ее такой, как она ему представлялась...

   На фотографии Изабеллы в профиль и на портрете очертания носа вполне совпадают.

Если это действительно Изабелла, то вполне понятно, почему гордая пани носила траур по своему дедушке - повстанцу, которого даже никогда не видела...

4. ПОРТРЕТЫ СЕСТЕР.

   Как известно, второй женой Романа Потоцкого была Эльжбета Радзивилл. Сразу же упомяну, что женой его брата Юзефа стала сестра Эльжбеты, красавица Хелена Радзивилл.  Хелена была на тринадцать лет младше Эльжбеты и на портрете скорее была похожа на ее дочь. Возможно поэтому портрет, некогда находившийся в Несвижском замке и считался какое-то время портретом Магдалены Радзивилл с дочерью Людвикой. Но процитирую выдержку из работы Адама Мальдиса " Тайна портрета княгини- "холопоманки ". Речь идет об известной личности - Магдалене Радзивилл и ее портрете с дочерью Людвикой. Но оказалось, что...

  "   Портрет-загадка
И вдруг всю мою уверенность разрушило мнение со стороны. Я услышал аргументированное: это не Магдалена Радзивилл, это Эльжбета и Гелена Радзивилл, сестры Ежи Радзивилла (1860 - 1914), одного из владельцев Несвижского замка. Эльжбета родилась в 1861 году, том же, что и Магдалена. Гелена была на 13 лет младше. А портрет висел в Несвиже в салоне вдовы Ежи. Существует и фотография интерьера этой комнаты, где слева виден портрет, а справа - характерная для Несвижа печка, сохранившаяся до наших дней. Более того, с приходом новой власти вдову оставили на несколько месяцев в замке, чтобы она описала портреты при их конфискации. И ошибиться в распознании сестер своего мужа она не могла. К тому же Эльжбета Радзивилл-Томашевская, нынешняя частая гостья Несвижа, тоже хорошо помнит сестер своего деда Ежи.


И тогда я начал внимательно сопоставлять различные изображения, что предлагаю теперь сделать и читателям газеты.


Итак, импозантная дама на календаре действительно похожа на ту женщину, к которой доверительно прижалась девочка. По одной версии, она дочь княгини Людвика, по другой - Гелена, младшая сестра Эльжбеты, представительницы иной ветви рода Радзивиллов. Кто же прав?


В поисках ответа пришлось обратиться к другим, фотографическим, изображениям княгини Магдалены, о которых доподлинно известно, что на них запечатлена именно она. Вот владелица Кухтичей в молодом возрасте, вот она же - в последние годы жизни. И сразу в глаза бросились несоответствия снимков с портретами: перед нами - разные лица. По словам мемуаристов, хорошо знавших княгиню, она была некрасива: нос длинноватый, с горбинкой, а глаза серые, пронзительные. Если смотреть на портреты, лица там иные: иные нос и подбородок, а глаза голубоватые. "

  Итак, один из портретов сестер атрибутирован. Но есть еще их портреты, доказывающие сходство сестер с портретом из Несвижского замка. Один из них
 -  портрет на картоне Эльжбеты Радзивилл, по манере исполнения похожий на работу венгерского живописца Ласло, но подпись на нем не соответствует его подписи на мой взгляд. Основание для предполагаемого авторства  Ласло у меня есть, поскольку существует портрет его работы, изображающий сестру Эльжбеты - Хелену. Правда известен он мне лишь в черно-белом изображении, но красота Хелены заметна и в таком варианте. А не так давно кандидатом наук Оксаной Лобко в Винницкой галерее был атрибутирован портрет Хелены, написаный  Моисеем Лейбовским (1876 -1942) и названный кем-то " Золотая дама".
Портрет очень красив, но не знаю в каком он сейчас состоянии, отреставрирован или нет. Можно видеть разные его изображения: в испорченном состоянии, в котором он хранился и в отреставрированном.

  Вот так все связано в этом мире, а особенно в ушедшем от нас мире польской аристократии. Портреты когда-то висели в родовых замках, а затем были утеряны в связи с бурными событиями прошлого века...

4. ХУДОЖНИК ГАНС МАКАРТ.

  И еще раз о предполагаемом портрете Изабеллы работы Ганса Макарта.
Сначала о художнике:

" Макарт Ганс (Hans Makart) (1840-1884), австрийский художник, декоратор, дизайнер мебели и интерьеров, художник по костюмам, видный представитель академизма.
Живописец Макарт прославился исторической картиной «Клеопатра», которую опубликовал один известный столичный журнал в связи с наступлением лета (на картине Клеопатра спасается от жары с помощью зонтика). Художник известен и другими полотнами на античные сюжеты, иллюстрациями к Шекспиру и многочисленными портретами великосветских дам.
Макарт родился в 1840 году — в эпоху романтизма. Поэтому его и считали романтически направленной личностью, дарящей зрителям лирическое настроение. Эмоциональная приподнятость его работ подкупала посетителей художественных галерей.
Отец Макарта работал смотрителем замка Мирабель, в Зальцбурге. Учился Макарт в Венской академии искусств. А затем продолжил учебу в Мюнхене у живописца Карла Пилоти. В 1862 году Макарт посещает Лондон и Париж, затем путешествует по Италии, в 1869 году ему предлагают за счет города художественное ателье в Вене. В этом же году Макарт женится на уроженке Мюнхена Амалии Франциске Ройтмаур, которая слишком быстро умерла (1873).
Зиму 1875-76 года Макарт проводит в Египте. Возвратившись в 1876 году в Вену Макарт становится профессором в Академии Вены. В 1878 Макарт был избран директором спецшколы по историческому художественному искусству.
Макарт выработал собственный стиль. Первая его картина «Лавуазье в тюрьме» была посвящена последним дням французского физика, жертвы якобинского террора.
Ганс Макарт — автор исторических, мифологических и аллегорических композиций, множества портретов. При жизни получил широкое признание и имел множество поклонников. Его студия была центром культурной жизни венского общества. Обилие в его мастерской музейных предметов и сами масштабы этой огромной мастерской покоряли всех, кто заходил в этот храм искусства.
24 июля 1879 Макарт организовал праздничное шествие в честь серебрянной свадьбы Кайзера Франца Йозефа и Елизаветы, в котором участвовали несколько сотен человек, для каждого из которых был создан свой костюм времен ренессанса. Многие из них сохранились до сегодняшнего дня. В 1880 году Макарт был избран в совет Венского Дома Художеств. В 1881 году Макарт женился второй раз на танцовщице Берте Бабич.
Ганс Макарт оказал влияние на европейских художников-модернистов, таких как, Густав Климт и Альфонс Муха. Скончался в возрасте сорока четырех лет. Похоронен на центральном кладбище в Вене. Большинство работ находятся в музеях Вены. "
Итак, мы знаем, что Макарт в 1880 году работал в Вене. Изабелле было в ту пору 16 лет. Могла ли она в этом году посетить Вену и заказать портрет ? Вполне, поскольку была знатной и богатой польской аристократкой. Известно, что в 1883 году она именно в Вене умерла. А художник умер в 1884 году там же. Теоретически он вполне мог написать портрет Изабеллы. Но это только предположение, больше никаких доказательств нет. Но вполне возможно, что или доказательства, что это портрет Изабеллы Потоцкой, Изабелки, или опровержение этого когда - нибудь появятся...


ЧАСТЬ 1. http://proza.ru/2017/02/17/1152
ЧАСТЬ 2. http://proza.ru/2017/09/19/1712


НА КОЛЛАЖЕ: ФОТОГРАФИЯ ИЗАБЕЛЛЫ ПОТОЦКОЙ,ФРАГМЕНТ ПОРТРЕТА ИЗАБЕЛЛЫ РАБОТЫ ГОРОВИЦА, ФРАГМЕНТ СИСКТИНСКОЙ МАДОННЫ РАФАЭЛЯ,ПОРТРЕТ РАБОТЫ ГАНСА МАКАРТА, УПОМИНАЕМЫЙ КАК ПОРТРЕТ ИЗАБЕЛЛЫ ПОТОЦКОЙ, ПОРТРЕТ КОНСТАНЦИИ СОБАНСКОЙ САПЕГА, БАБУШКИ ИЗАБЕЛЛЫ

НИЖНИЙ РЯД: ПОРТРЕТ ЭЛЬЖБЕТЫ И ХЕЛЕНЫ РАДЗИВИЛЛ РАБОТЫ НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА,ПОРТРЕТ ЭЛЬЖБЕТЫ РАДЗИВИЛЛ ПОТОЦКОЙ, ПОРТРЕТ ХЕЛЕНЫ РАЖЗИВИЛЛ ПОТОЦКОЙ РАБОТЫ ЛЕЙБОВИЧА " ЗОЛОТАЯ ДАМА ", ПОРТРЕТ ХЕЛЕНЫ РАДЗИВИЛЛ РАБОТЫ ЛАСЛО, ФОТОГРАФИЯ ЗАЛА В НЕСВИЖСКОМ ЗАМКЕ