Мои любимые фильмы детства

Петр Панасейко
         Все мы с детства – кинолюбители. В школьные годы я так увлёкся походами в кино, как и просмотром их по телевизору, что собирался после получения аттестата о среднем образовании поступить во Всесоюзный государственный институт кинематографии по специальности «Кинокритика». Во ВГИК я, конечно, не поступил, на то были свои причины, но любовь к кино сохранил на всю жизнь.
     Как и у каждого кинозрителя, у меня в детстве были свои любимые кинофильмы. Всех перечислить – не представляется возможным. 
     В 1957 году, на второй год моего рождения, на экраны кинотеатров вышел фильм режиссёра Самсона Самсонова «Огненные вёрсты». В главной роли снялась его будущая  жена Маргарита Володина, студентка предпоследнего курса театрального вуза. Я категорический противник, когда режиссёры ставят на главные роли в своих фильмах жён, в том числе и будущих. Но это отдельный разговор. Сейчас его касаться  не буду.
    Чем меня заинтересовал этот приключенческий фильм? Прежде всего, сюжетом. Идёт по просторам бывшей Российской империи Гражданская война. В поезде чекист Заврагин, в прекрасном исполнении Ивана Савкина, случайно узнаёт, что в городе, куда он направляется готовится белогвардейский мятеж. Удалось узнать, что сигнал к выступлению передаст некто «Виктор», а также явки мятежников. Ехать на поезде чекист не смог, белые заблокировали дорогу. Если бы он поехал поездом, то второй раз этот фильм я вряд ли стал бы смотреть. Но … поехал он, и не один, на двух тачанках. Вот это и привлекло моё внимание.
      Приятно было смотреть на поездку совершенно разных людей, слушать задушевную песню артиста Орлинского  (актёр Антоний Ходурский), наблюдать за их характерами и действиями.
      Во всех военных фильмах меня привлекают не масштабные батальные сцены как в «Войне и мире» или киноэпопее «Освобождение», а сцены, где вовсю проявляется неожиданно характер главных героев.
     Возьмём того же артиста. Вначале он отказывается категорически ехать в город на тачанках с пулемётами со своей логикой: «Лучше быть пять минут трусом, чем всю жизнь покойником». Но в итоге  соглашается, направляясь в до гонку. И что мы видим дальше? Когда над всеми «путешественниками» нависла смертельная опасность, он, артист императорских театров, никогда не бравший в руки настоящее оружие, не колеблясь берёт в руки винтовку, и, как мальчишка, радуется убитому им белогвардейцу. Да и погибает, как артист, выпав из тачанки. А я смотрел это эпизод и думал, что заставило не бедного, судя по всему, театрального актёра, вступить в ту местного масштаба «драку» между бывшими соотечественниками, воевавшими под разными знамёнами? Страх за свою жизнь в случае попадания в руки «преследователей»? Чувство долга, но какого? На службе ни в ЧК, ни в Красной Армии он не состоял. Видимо, сыграло роль чувство товарищества. Ведь перед этим погибли два возничих, ехавших кучерами на тачанках. То же самое ожидало и остальных: врача с медсестрой и самого чекиста. Как бы то ни было, но уверен: в другой ситуации артист вряд ли взялся бы за оружие. Он рождён для театральной сцены. Однако погибает в жестоком и неравном бою.
      Взяли в руки на тачанке оружие и врач с медсестрой. Взяли те, кто по своему должностному положению призваны спасать человеческие жизни, а никак не лишать их. В отличие от чекиста Заврагина, они  защищали прежде всего свои жизни. Захватив тачанку, белогвардейцы вряд ли оставили бы их в живых. А так, всё обошлось, хотя врач и получил тяжелое  ранение в шею. Заслуживает внимания, тем не менее, их отчаянная храбрость, как людей невоенных, а сугубо гражданских.
     В живых остался и чекист. Хотя я, под напором своего творческого воображения, думал, что он погибнет, а в город доберётся и выполнит его задание … медсестра. Перед моим мысленным взором возникла картина: в живых остались двое: Заврагин и Катерина. Отстреливаются в камышах, затем чекист сажает на коня медсестру, а сам из пулемёта прикрывает её уход. Но, увы, сценарист пошёл по другому пути, решив в конце фильма зрителей «порадовать» любовной сценой. Тоже верно: война войной, а любовь, как говорят, по расписанию.
       Чекистам посвящён второй мой любимый фильм  1964 года «Сокровища республики». Снят он режиссёром Иваном Правовым по мотивам рассказов советского писателя  Юрия Германа. Смотрится и сегодня с большим интересом, несмотря на то, что взгляды современных россиян на революционные события после октября 1917 года немного отличаются от их соотечественников того далёкого времени. Во-первых, фильм снят на ведущей киностудии тех времён – «Мосфильме», во-вторых, - по заказу Центрального телевидения, в-третьих, кинокартину здорово «украшает» звучащая в самом начале «Песня Дзержинцев» на слова Евгения Долматовского, в-четвёртых, прекрасно исполняют свои роли актёры и актриса. 
           В фильме не говорится, но, думаю,  снят он на реальных событиях. Хотя этот вопрос относится к автору рассказов, а не к авторам фильма. Она рассказывает о борьбе органов ВЧК с контрабандой картин известных мастеров прошлого. Эти произведения искусства и в то трудное время ценились и стоили очень дорого, не взирая на разруху в молодой советской республике. Доказательством того служит работа в этом направлении чекистов, а не милиционеров. Как известно, милиция была создана чуть раньше.
           Тем не менее, для меня главным в фильме явился совсем другой эпизод, который не оставляет равнодушным и современного зрителя.
          Под конец фильма чекисту Веретелину (актёр Иван Переверзев) удаётся напасть на след контрабандистов и доставить их в здание ВЧК. Другой чекист Свешников (актёр Б.Савченко), не разобравшись, отпускает их на улицу. Чуть позже он же искупает свою вину перед Дзержинским. При повторном задержании контрабандистов присутствует сам Феликс Дзержинский. Будучи уже тяжело раненым, Свешников находит в себе силы подняться во весь рост и грудью защитить Председателя ВЧК. Это обстоятельство не оставило ему шансов выжить. Сцена посещения Дзержинским мамы погибшего чекиста никого не оставляет равнодушным. Что я хочу этим сказать.
             Даже и сегодня, спустя столетие после тех страшных событий Гражданской войны, не надо в один ряд ставить тех первых советских чекистов, действительно имевших «чистые руки, горячее сердце и холодную голову», с чекистами второй половины 1930-х годов, последние, за редким исключением, превратились в палачей. Прощения им нет и не будет. Никогда! И не важно, как их должности тогда назывались. Для пострадавших невиновных людей, попавших под каток сталинских репрессий, они были чекистами.
              16 сентября 1992 года в России состоялась премьера фильма режиссёра Александра Рогожкина «Чекист». Подчеркну, фильм мной не любимый,и не из моего детства, но упоминаю я его по другому поводу. Он снят по повести Владимира Зазубрина «Щепка». Для того, чтобы то, что показано в фильме, никогда не повторилось на нашей многострадальной земле, его следует показывать по федеральным телеканалам ежегодно 30 октября, в день памяти жертв политических репрессий. День этот скорбный утверждён только в новой России, в октябре 1992 года. В Советской России об этом старались не упоминать. По понятным идеологическим причинам.
              Не случайно же, премьера фильма  «Сокровища республики» состоялась 7 ноября 1964 года. А если пофантазировать, и представить, что на второй праздничный день 8 ноября состоялась премьера фильма «Чекист»? Даже в кошмарном сне никому такое не могло присниться, хотя, как говорят, свою повесть «Щепка» писатель Зазубрин написал ещё в … 1923 году. Если не врут, конечно!
          Интересных для меня советских фильмов о Гражданской войне имеется много, но для примера достаточно и указанных двух. Поговорим о фильмах о Великой Отечественной войне.
         Само собой в первую очередь напрашивается фильм 1956 года «Бессмертный гарнизон». Потом о защитниках Брестской крепости снимались ещё фильмы, но для меня самым дорогим является именно этот. И вовсе не потому, что вышел в год моего рождения. Просто он появился ровно через пятнадцать лет после показанных событий. Ещё живы были многие защитники крепости, попавшие в плен, еще не покрылись «пылью» времени стены её, изрешечённые пулями и снарядами. Но самое главное жив был ещё «легенда защитников Брестской крепости» - майор Пётр Гаврилов. Его «воскрешению» из небытия мы обязаны писателю С.Смирнову, в 1955 году издавшему книгу о подвиге защитников крепости, в том числе о судьбе последнего защитника майора Гаврилова, которого немцы оставили в живых, отправив в лагерь для военнопленных, только из-за его стойкости и мужества.
        Сценарий  художественного (надо особо подчеркнуть) фильма «Бессмертный гарнизон» написал поэт и писатель Константин Симонов. А поэтому в фильме мы видим вместо Гаврилова майора Батурина. В искусстве это допускается. Жаль только, что в самом начале фильма об этом его авторы не упомянули.
        Несмотря на это,  «Бессмертный гарнизон» явился первым кинопамятником защитникам Брестской крепости. И до сих пор является достойным воспитания подрастающего поколения россиян. Примечательно, что премьера его в СССР состоялась 21 июня 1956 года. Мне только не совсем понятно, почему не 22 –го? Тот же вопрос и к Сталину: «Почему парад Победы состоялся 24 июня 1945 года, а не 22-го?».
         Сценарий, надо сказать, оказался весьма удачным. Сыграло роль то, что Симонов решил начать рассказ о защитниках легендарной крепости в Бресте не со страшного сорок первого года, а с победного сорок пятого. Это ещё больше придаёт кинокартине героического пафоса.
           На экране зритель видит  один из многих фашистских концлагерей. По нему мчатся советские танки. Один из них останавливается перед группой вооружённых узников. Их старший докладывает офицеру-танкисту, что они освободили себя сами. В ходе мирной беседы узников с советскими воинами руководитель восставших узников узнает в офицере своего бывшего комиссара полка из Брестской крепости, майора Кондратьева. Оказалось, что все эти годы войны они считали друг друга погибшими. Далее через воспоминания Батурина (читай: Гаврилова) нам показывают средствами кино героическую оборону Брестской крепости, которая длилась больше месяца.
            Все актёры сыграли превосходно свои роли, но Николай Крючков превзошёл себя, сыграв старшину Кухарькова. Этот актёр, не попавший в реальной жизни на фронт, сумел раскрыть перед  зрителем ( и не только в указанном фильме) душу фронтовика, показать его мужество и стойкость, готовность к самопожертвованию ради далёкой Победы над злейшим врагом человечества, немецким фашизмом.
          Подвиг защитников Брестской крепости, хотя и спустя четырнадцать лет, стал известен всему миру. Но были подвиги и иного порядка, о которых не всегда сообщалось в сводках Совинформбюро.  Хотя об одном из них оно сообщило, по словам писателя Бориса Полевого, в декабре 1941 года.
        Речь идёт о его романе «Золото» и одноимённом фильме 1969 года. «600 километров по вражеским тылам», - эти слова за кадром берут за душу зрителей не одного поколения. В первую очередь потому, что события произошли в самом начале войны, когда наша Победа находилась за горизонтом. Сюжет вообще-то простой: из разбитого железнодорожного поезда, где погибли инкассаторы, два машиниста принесли в госбанк драгоценности весом 17 килограмм. Им повезло, банк эвакуировался, но задержались в нём старший кассир и машинистка. Которые и приняли по описи золотые изделия. Кассир Корецкий тут же вызвал спецмашину, но вместо неё вскоре появились немецкие транспортные средства. Вначале работникам банка удалось обмануть фашистов. Однако в спешке они забыли опись драгоценностей, которая оказалась у оккупантов. Вот здесь и начинается, по сути, подвиг.
       Кассир с самого начала повёл себя как настоящий патриот своей Родины. К сожалению, он погибает по пути к своим. Что касается машинистки Муси, то вначале она растерялась, у неё явно сдали нервы. Особенно когда  увидела погибших наших солдат. Но затем она становится таким же патриотом своей страны, как и миллионы её соотечественников. Оставшись одна с вещмешком драгоценного груза, она отказывается передать его двум партизанам для доставки  в тыл, а идёт с ними дальше по вражеским тылам. Концовку фильма без слёз смотреть нельзя: потеряв обоих сопровождающих партизан и обессиленная, Муся садится на снегу у дерева, к которому ножом прикрепила соответствующую записку. Закрывает глаза. Что ей снится?! Нет, не возможная смерть от переохлаждения. Ей снится, как она в лёгком белом платье на сцене исполняет песню «Больше не будет войны». В зале сидят зрители, в лицах которых мы узнаём всех тех, с кем встречалась по пути Муся. Закончив петь, она открывает глаза и видит перед собой советских бойцов в маскировочных халатах и с автоматами в руках. У неё появляются слёзы радости. А мы, зрители, лишний раз понимаем, что Победа в сорок пятом складывалась не только с подвигов на фронте, но и в тылу. В том числе вражеском.
     В фильме сыграл и Николай Крючков, который также совершил свой маленький подвиг, не выдав неожиданно появившемся в его доме фашистским солдатам, ни Мусю, ни её двух «телохранителей». Для этого тоже надо иметь мужество. Ведь он рисковал своей жизнью. Но пошёл на риск. Увы, встречались в реальной жизни и примеры другого плана.
        Когда мы жили на Украине в Запорожской области и была жива ещё моя бабушка Дуня, то последняя рассказывала мне об одном случае из времён немецкой оккупации, о котором она узнала  уже после войны.
         Недалеко от нашего села  находилось  ещё одно, в котором  проживало много лиц еврейской национальности. Как к ним относились фашисты – известно. Во время очередной облавы один из «полицаев» предложил соседям спрятать одну еврейскую девочку. В его доме постоянно находились непрошенные гости, и спрятать её у себя он не мог. И что вы думаете, никто из односельчан не спрятал девочку. Она вскоре погибла. После войны те же самые люди «хором» обвиняли «полицая» в смерти девочки. Хотя этот он относился к числу тех, кого силой назначили на эту должность, а не к тем, кто шёл к немцам служить верой и правдой. За время войны, говорили, он никому ничего плохого не сделал.
         В 1941 году немецкие войска всё дальше продвигались на восток. Действующая армия оказывала им отчаянное сопротивление, но задержать полностью их  не могла. В связи с этим в стране начали создаваться батальоны ополчения. Об одном из них рассказывает фильм 1972 года «Ижорский батальон».
        Для тех, кто считает, что знаменитый Ижорский завод находился в городе Ижевске, скажу, он расположен в городе Колпино, под Ленинградом ( ныне – Санкт-Петербург). Именно, защищая подступы к городу Ленина, рабочие и их руководители Ижорского завода взяли в руки оружие, создав Ижорский батальон. Фильм смотрится с огромным интересом потому, что в его съёмках принимали участие оставшиеся в живых бывшие бойцы и командиры прославленного батальона. А по сему, фильм смотрится, как документальный. И не важно, были ли у главных героев, Коли Матвеева (актёр Виктор Жуков) и Лены Снегирёвой (актриса Ирина Юревич) реальные прототипы! Как и Новогодний бал в конце фильма, на котором танцуют наши герои? Главное, кинокартина передаёт атмосферу того грозного времени, убедительно показывая, как в минуту опасности над Родиной простые рабочие становятся воинами. Об этом должны помнить не только ижорцы и жители города Колпино, но и все мы, россияне. А фильм надо показывать в школах на уроках мужества. Приятно, что одна из школ города носит имя Ижорского батальона.
           В детстве мы смотрели фильмы о войне не только отечественных киностудий, но и фильмы наших тогдашних друзей, какими они нынче не являются. За редким исключением. Да и они, современные граждане этих стран в большинстве своём, те фильмы не смотрят. Речь идёт о польских телесериалах: «Четыре танкиста и собака», «Ставка больше, чем жизнь», болгарском сериале «На каждом километре», и других зарубежных фильмах. Но, мне кажется, есть одно исключение – Сербия. Думаю, в этой братской нам стране до сих пор смотрят фильм югославских кинематографистов 1969 года «Мост». В нашем прокате он шёл под названием «По следу Тигра».
          Югославские партизаны готовят наступление, но если фашисты успеют перебросить себе подкрепление, то всех их ждёт неминуемая гибель. Помощь фашистам должно проследовать через мост, расположенный в горах. Его следует взорвать. Не знаю, был ли такой эпизод в жизни партизан бывшей Югославии, но фильм учит патриотизму молодое поколение. Примечательна сцена, когда партизан, который заложил взрывчатку в основание моста и готов был его взорвать, погибает. Тогда за него это делает сам архитектор, строивший когда-то мост. Его он взрывает вместе с собой и фашистами, бегущими к нему. Что интересно, в течение всего фильма он был категорически против уничтожения своего «детища».
          Война войной, но советские работники кино «баловали» нас, зрителей, и прекрасными фильмами о мирном времени.
         Среднюю школу я окончил более 45 лет назад, но до сих пор нахожу в интернете и смотрю фильм 1968 года «Доживём до понедельника». При этом, скажу честно, я каждый раз «закрываю глаза» на то, что в фильме его режиссёр снял свою жену и сына. Этого я очень не люблю. О чём упоминал в самом начале.  Как не любил «семейственность» и на своей работе. Не приятно и противно, когда сидят в одном с тобой помещении отец, его дочка и  зять, и ведут разговоры не только о работе. Зачем нам знать, что станет кушать на ужин его внук, возвратившись из   детского садика?
          Указанный фильм я впервые посмотрел в пятом классе. Потом несколько раз его смотрел в седьмом. Пытался представить, как я «адаптируюсь» в восьмом классе в новом коллективе. Мом родители к тому времени приняли решение уехать из села в город. И скажу честно, фильм мне в этом плане здорово помог «влиться» в школьный коллектив сначала одной, потом и другой средних школ города Тольятти.
         Ни для кого ни секрет, что большому успеху кинокартина «Доживём до понедельника» обязана актёру Вячеславу Тихонову, сыгравшему главную роль учителя истории Мельникова.  К тому времени у актёра «за спиной» остались главные роли в кинокартинах: «Молодая гвардия», «Дело было в Пенькове», «Жажда», «Мичман Панин», «Оптимистическая трагедия», «Война и мир». А это ни много, ни мало – двадцать лет работы в кино.
         На первый взгляд, фильм рассказывает о безответной любви одного ученика к одной ученице, и взаимной любви учителя к молодой учительнице. Но это на первый взгляд. Он, на самом деле, может служить хорошим учебным пособием о советском школьном образовании. Не потому ли тогда не наблюдалось в наших школах тех массовых «неуставных» отношений между учениками и учителями, между самими учащимися, которые имеются сегодня? Причём, с трагическими последствиями. Конфликты, конечно же, имели место, по себе знаю, но они  не являлись массовыми, а единичными. И без тяжёлых последствий.
         Фильм Станислава Ростоцкого  в образе главного героя учителя Мельникова наглядно показывает, каким должен быть школьный педагог. Вспомним, как спокойно повёл он себя, когда один ученик-двоечник, отвечая, заявил, что царь не выполнил свои обещания в Манифесте. Зачем, мол, пересказывать враньё. И что после Петра Первого России не везло на царей. Я считаю: «Учитель – это не профессия, это – призвание».
       Не могу знать, смотрят ли современные молдаване отечественный фильм 1971 года «Лето рядового Дедова», но в России, судя по комментариям в интернете, его продолжают с удовольствием смотреть. На месте призывных комиссий в военкоматах я бы вначале ребятам показывал этот фильм. Он очень здорово поднимает настроение, ибо с юмором рассказывает о жизни солдат. Да и сцены военных сборов с резервистами не оставляют зрителя равнодушными. Я уже не говорю о задушевных песнях в исполнении Марии Кодряну. Без любви тоже не обошлось. К тому же, вначале мы видим в этом вопросе классический «треугольник».
         Если всё же попытаться из многих любимых фильмов детства выбрать один, то, безусловно, им окажется фильм совместного производства Франция-Италия «Три мушкетёра». Но … с одним существенным примечанием: год выхода на экран 1961 год. « А какая разница?» - спросит меня любопытный читатель, по совместительству и кинозритель. Отвечаю: «Разница большая!!!!
       Не знаю, занесли ли автора романа «Три мушкетёра» Александра Дюма-отца в Книгу Гиннеса из-за количества экранизаций  его  наиболее  известного произведения, но факт остаётся фактом: не так легко сразу взять и сосчитать эти экранизации мировыми кинематографистами. Ибо советский фильм о мушкетёрах 1978 года с участием Михаила Боярского в главной роли – не единственный в этом роде.
     Других экранизаций романа, кроме экранизации шестьдесят первого года двадцатого века кинематографистами Франции и Италии (совместное производство), я никогда не смотрел и смотреть не собираюсь. Но как любитель кино и как читатель, много раз бравший в руки книгу, я не мог не поинтересоваться, где и когда вновь «оживали» на экране герои романа «Три мушкетёра»? Весьма интересная получается «справка»:
       - 1921 год, США
       - 1922 год, США
       - 1932 год, Франция
       - 1935 год, США
       - 1939 год, США
       - 1948 год, США
       - 1953 год, Франция, Италия
       - 1959 год, Франция
       - 1961 год, Франция, Италия
       - 1969 год, США, Канада
       - 1973 год, Австралия
       - 1974 год, Франция
       - 1974 год, Англия
       - 1978 год, СССР
       - 1993 год, США, Великобритания, Австрия
       - 2011 год, США, Франция, Германия, Великобритания
       - 2013 год, Россия
       - 2014 год, Южная Корея
         При том, при этом, я не уверен, что сосчитал в интернете все экранизации. Но мне кажется, и указанных выше достаточно, чтобы понять: конкурентов  Александру Дюма-отцу  в части экранизации произведений не найти. Хотя, возможно, я и ошибаюсь. Но мне так кажется.

22.05.2020 г.