Что есть истина

Сергей Журавлёв
Как умница и красавец,
пират и любитель женщин
 станет Папой Римским

Начало романа
http://proza.ru/2020/04/19/1512
Предыдущая страница
http://proza.ru/2020/05/20/1287
Следующая страница
http://proza.ru/2020/05/23/1782


 В Болонском Университете

       Диспут шел уже много часов к ряду. Давно болели глотки, но никто не покидал ристалище для словесных баталий.
      - Да именно вам, Иоаннусу Асполиусу стоит всерьез задуматься над тем, какие знания вы смогли нам дать. - уверенно, как казалось слушателям, вовсе не уставшим голосом  резал Бальтазар, - Ваши лекции о пресловутых Исидоровых декреталиях были очень пресны, точнее поверхностны. У меня сложилось впечатление, словно вы где-то подслушали разговор, а сами то,  сами то и не читали.
      - Как вы смеете, молокосос!  - сорвался на оскорбления светило из Греции.  Обильно потея, он то и дело утирал пухлое лицо и жирный затылок, давно потерявшим свежесть платком. - У вас еще молоко на губах не обсохло! - и, подняв сжатую в кулак руку над головой, замахал ею, давая понять, что Бальтазар получит от него тумаков. Однако, ткань платка затрепетала, словно белый флаг поверженного противника, тем самым угроза  вызвала  взрыв хохота. Всем присутствующим стало ясно, не стоило седовласому мужу оскорблять, глубоко знающего тему и едкого на фразы, но очень дипломатичного Бальтазара.
      - Уважаемые учителя и мои  коллеги студенты. -  Косса улыбнулся, окинул взглядом ряды студентов, жаждущих «распятия» Иоаннуса и продолжил, - Я нисколько не обижаюсь на оскорбления, прозвучавшие в мой адрес. Если их произнес профессор теологии, он имеет на то право. Но чему это изречение нас научит, вот в чем вопрос? Думаю, вы все согласитесь с тем - если  ученик и молокосос перерос своего учителя, для него это должно быть наивысшей похвалой и доказательством его заслуг перед нашим храмом знаний. А если учитель произнес  это, как обратное, то будь я на его месте, то с легкостью принял на себя прозвище «Старый дурак» и подал бы в отставку.
      - Зал в виде амфитеатра  взорвался овациями. - Бальтазар поднял руку, показывая, что мысль не закончена. - Пять мулов заменят двух волов, десять Асколиусов не заменят Бартола! - этой пословицей он добил старого грека. Профессор, побагровел, схватился рукой за сердце и опустился в кресло. Бальтазар выпил воды и, желающий продолжения схватки, уставился на собравшихся. В середине зала встал егосокурсник и спросил:
      - А скажите, Бальтазар Косса, - стал излагать вопрос, студен теолог, Петр Томачелли, - как вы прокомментируете писания Иссидора о том, что Святой Петр посещал Рим, и это не ложь, или поздняя выдумка.

      - Прежде чем спрашивать кого-то - мы должны вопросить себя? Чего мы хотим добиться  впоследствии?
      Поставить во главу Католицизм, как истинную веру, а не Православие, или наоборот. В первом случае высказывания Петрарка будут справедливы, что восточные христиане еретики и противны Богу. Так вот! - воскликнул Косса и поднял вверх большой палец. -  Всем нужна истина, но добившись ее, она может обернуться  не в пользу нашедшего!
      - Если ты знаешь истину, Бальтазар, ты должен что-то отвергнуть…
      - Нисколечко! - возразил  Косса, не дожидаясь завершения мысли вопрошающего,  - зачастую любая истина нам навязывается не рассуждением, а посылом боязни, точнее желанием самосохранения. Разве Понтий Пилат был не прав, спрашивая у Христа: «Что есть истина?»  Ведь для Пилата истина это желание Синедриона. А главное, его боязнь реакции Цезаря, когда ему рано, или поздно донесут. Пилат был стар, и его все устраивало, особенно ему важна была его голова и на его же плечах.
      - Бальтазар Косса, а как же вера и право?
      - Во что мне прикажете, сударь, поверить? - и Косса повернул к себе ладони рук, как бы выбирая ту или иную. - Поверить в то, что его величество император Константин лишил наследства своих сыновей, своих соправителей, своих вельмож и вдруг, как с бухты-барахты,  все отдал случайному, пещерному человеку. Безвестному пастырю  из катакомб, просто так, проснулся утром, потянулся, а затем взял и оттяпал всю западную империю, да еще великий город Рим сверху привесил?  - зал зашумел, а профессорский корпус переглянулся.
       - А далее о праве. О каком праве?! Права не было и нет! Была и есть сила! И правом становится желание тех, у кого сосредоточена власть! Только у достигших власти - их желания, их мысли становятся законом!
В подтверждение своих слов я приведу пример на величии Рима. Могущество империи держалось на сотнях вышколенных  легионов и только потому, что до определенного времени им не было достойного противника.
Вот и сегодня власть нашей церкви и папства покоится на силе. И эта сила в вере, а ее насаживает сила меча и сила денег. Все вы знаете, об Исидоровых лжедекреталиях, посему я опущу их обсуждение. А продолжу размышлением над тем,  что стало бы с пресвятою церковью без института папства?
      И вот какой мой ответ!
      Ее бы, духовную власть над нами, сразу же сцапали целиком и полностью всякого рода корольки и герцоги. А затем, не возвышая и усиливая,  а разрывая и унижая сгноили бы все церковное. Что привело бы к тому, что все стали бы верить кому во что горазд.  Вывод -  папство и его правление объединяет церковь, а в единстве - сила!
      Теперь вам всем становиться очевидным, почему так нежданно рушатся целые империи. Хотя еще вчера их могущество казалось незыблемым!  Они утратили внутреннюю силу, а вместе с ней и внешнюю.
      - Значит, - произнес с ухмылкой студент медик, - исходя из сказанного вами, инквизиция оправдана?
      - Да, если она добавляет папству силу, а не бессилие. - Вновь зал загудел.
      - О какой силе и бессилии вы говорите, Бальтазар? - чувствуя, что загонит повествующего в угол, воодушевленно произнес медик.
      - Когда в разрозненных в своей вере, или иноверии землях нашей святой  церкви необходимо быстро навести порядок - инквизиция оправдана.
Она крушит еретиков, насаждая веру и буквально через два, пять поколений все искренне верят! Церковь процветает  и папство на высоте. В этом и есть сила Инквизиции.
      А бессилие, это когда в землях, где жители исконно веруют в нашу святую церковь, инквизиция, не находя себе занятия, подменяет истинную веру пытками. Я бы такую слабость...  - Бальтазар запнулся, но через мгновение продолжил, - Пока я не папа римский, может я им никогда и не стану, посему воздержусь выдавать свои возможные устремления.
      - С такими мыслями вы точно им никогда не станете. - только и смог высказать в отместку высмеянный профессор.
      - Да вы, господин профессор сидели бы . Как вы знаете Авиценну - постыдились бы. - встал на защиту Коссы  студент медик.
      Аудитория взорвалась аплодисментами.
Диспут продолжался допоздна и Бальтазар Косса был на высоте.



Начало романа
http://proza.ru/2020/04/19/1512
Предыдущая страница
http://proza.ru/2020/05/20/1287
Следующая страница
http://proza.ru/2020/05/23/1782