Как чиновники борются с технологической эксплуатац

Иван Деревянко
В свое время я долгое время (более 25 лет) возглавлял технический комитет Украины по стандартизации всех видов лесных ресурсов. Организация общественная, поэтому никакого непосредственного влияния на экономику страны она по своему статусу не могла оказывать. Но «обгавкать» какую-нибудь проблему могла, иногда с пользой для дела.

Нас довольно часто привлекали для анализа проблем многие государственные органы. Особенно часто пользовались нашими услугами СБУ и Госплан. Там даже записали меня в кадровый резерв на какую-то номенклатурную должность. Особо благосклонное отношение к нам было у многих (не всех) начальников управлений и у руководителей предприятий, особенно, у главных инженеров.

Однажды я заинтересовался тем, как назначается попенная плата при вырубке леса, и почему так нерационально используется первичное древесное сырье. Не понравилось, слишком сложно и «на глазок» назначается попенная плата. А нерациональность использования древесных ресурсов напрямую связана со сбором и переработкой вторичных ресурсов.

Часть из предметов потребления по каким-то причинам не удовлетворяет потребителей, и они могут сдавать их для перепродажи в комиссионные магазины. Комиссионная торговля предназначена для частичного снижения спроса на предметы потребления, а, следовательно, и меньшей потребности в природных ресурсах. К сожалению, такая торговля существует далеко не на все товары.

Бывшие в употреблении предметы потребления в процессе эксплуатации теряют свои первоначальные свойства, которые могут быть улучшены, в частности, за счет ремонта. Это позволяет повторно их использовать и тем самым уменьшить спрос на них. Эту функцию должны выполнять производители, выполняющие изготовление предметов потребления, так как они располагают и запчастями, и необходимыми материалами, и инструментом, и квалифицированным персоналом.

Предметы потребления, не подлежащие ремонту, должны собираться и передаваться обрабатывающим предприятиям - производителям для переработки на материалы. Это, так называемые вторичные ресурсы. На их сбор необходимы какие-то затраты. Вместе с остаточной стоимостью эти затраты формируют их цены.

Их величина определяет цену природных ресурсов, которая должна быть немного выше стоимости аналогичных по качеству вторичных ресурсов. Это стимулирует производителей использовать вторичные ресурсы. Поскольку они, как правило, являются низкокачественными, то пропорционально стоимости природных ресурсов такого же качества формируются цены таких же ресурсов более высокого качества.

Некоторые предметы потребления приходят в негодность по своим эксплуатационным свойствам, поэтому они подлежат утилизации. Этим занимаются коммунальные службы. Иногда концентрация бывших в употреблении предметов потребления настолько мала, что их сбор и переработка экономически невыгодна, тогда такие предметы тоже подлежат утилизации. У изделий из древесины утилизация предусматривает их измельчение и сжигание по возможности в специальных печах для выработки теплаэ

Поскольку никому не нужна морока с бывшей в употреблении древесиной, то государство должно применить меры принуждения, ибо налицо технологическая эксплуатация. Что это такое можно прочитать в статье http://proza.ru/2020/05/20/1247. В связи с этим я добился приема у руководителя администрации президента. Естественно в назначенное время я не был принят. Пришлось ждать более двух часов. Я объяснил это тем, что у чиновника такого высокого ранга могут быть дела и поважнее моих. Но...

Меня все-таки выслушали с нескрываемо скучающим видом, а в конце спросили: «Вы хотите сказать, что попенная плата низкая?». Я был ошарашен: «Я не это хочу сказать. Я хочу сказать, что надо организовать сбор и переработку бывших в употреблении изделий из древесины, и по затратам назначать более высокую попенную плату, чтобы заинтересовать предприятия использовать вторичные ресурсы.» На этом аудиенция и закончилась. Через несколько дней узнаю, что вышло распоряжение правительства о повышении попенной платы.

Вот так чиновники заинтересованы в сбалансированном управлении государством. Им легче отдать распоряжение правительству, чем заниматься организацией чего-нибудь. Никто ничего менять не хочет. Пусть все идет, как идет, и меня это не касается.



Дорогие читатели!
Кто не имеет возможности комментировать мои статьи в «Проза.ру», прошу писать мне на электронную почту: iwan.vander45@gmail.com.


#эксплуатация, #технология, #цены, #ценообразование, #управление, #бюджет, #затраты, #планирование