про Йорк

Анна Чадвик
про_йорк

Вместо пролога.
Всегда считала, что американский Нью-Йорк был назван выходцами из Британии в честь их родного Йорка, но википедия меня разубедила: после захвата англичанами голландского поселения Нью Амстердам городишко был назван в честь герцога Йоркского, инспирировавшего этот грабеж. Вот так и входят в историю. Ну ладно.

Йорк - главный город графства Йоркшир. Вернее, полное и официальное название графства, в котором Йорк главный - “церемониальное графство North Yorkshire”.
Церемониальное графство - это интересный зверь. Это как государство в государстве (ненастоящее, конечно). В частности, все County of York разделено на три церемониальных графства, в каждом из которых свой лорд-наместник. Исторически это когда-то было обосновано и благополучно дожило до наших дней наравне с другими странностями. Еще Голсуорси мудро заметил, что “доставлять неприятности иностранцам - добрая английская традиция”.

Итак, город Йорк лежит в северной части Британии, два часа пути от Бирмингема. Основали его римляне еще в начале нашей эры на месте слияния двух рек Уз и Фосс. (Всегда удобно иметь под боком две реки, когда путешествуешь по воде).
До прихода римлян там жили бритты, дикие, но симпатичные. Римляне бриттов по-быстрому цивилизовали и сделали подданными Великой Римской Империи, а город-крепость - столицей провинции и наслаждались жизнью около 400 лет, время от времени страдая от наводнений. А дальше началась чехарда.
Как там было у Михаила нашего Юрьевича?  “Уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами, все промелькнуло перед нами, все побывали тут”.
Бриттов выставили римляне, а после угасания Рима (в пятом веке нашей эры) туда явились англы, почуяв, что можно поживиться (Т9 подсказывает, что не “англы”, однако, а “ангелы”, но я думаю, он врет, как всегда). Только англы успели переименовать город в соответствии со своими вкусами в Эофорвик, перевести дух и осмотреться по сторонам,  как объявились рогатые викинги (святое же занятие - пограбить), захватили город и назвали его Йорвик, сказав англам, что об их язык язык сломать можно.
 Англы от огорчения самоликвидировались на историческую родину (кстати, англы были, оказывается, германским племенем, и “Англия”, соответственно, происходит от германского имени… как причудливо тасуется колода) и почти двести лет над Йорвиком развевались рыжие бороды и возвышались рога.
 Но в начале 11 века туда в порядке коллективного шоптура вперлись норманны (этим вообще до всего было дело), выкинули две лишние буквы из имени, оставив краткое, как тост, “Йорк”.
С тех пор все как-то устаканилось.
Больше никто не вторгался, и Йорк стал крупным торговым городом и ганзейским портом, торгующим всем подряд со всеми.

Так что чего-чего, а истории в Йорке хватает.
Мы остановились в Йорке на нашем пути в Шотландию, куда отправились навестить друзей.
Нам повезло поймать какое-то невероятно льготное предложение и - сюрприз! - оказалось, что наш отель не просто в центре города, но и выходит окнами прямо на кафедральный собор. Кафедральный - потому что там кафедра архиепископа Йоркского, второго по значению прелата англиканской церкви. Выше Йорка только Кентербери в этом смысле. Здесь похоронены архиепископы, король Нортумбрии, рыцари и благородные дворяне.

Быстренько побросав в номер багаж, выходим на площадь перед собором и смотрим…
Кафедральный собор Йорка - это что-то особенного. Когда стоишь и смотришь на него, огромный, весь в резном камне, с рыбьим хребтами шпилей и многоцветными витражными окнами, просто не можешь себе представить, как все это было выстроено лишь с помощью лесов, ручных инструментов и таланта строителей.
И длилось строительство 250 лет.

Великолепие витражных окон лучше всего видно изнутри. Здесь находится самое большое средневековое витражное окно в мире! 25 метров в высоту и 250 квадратов площадью. (похоже, что число 25 во всех своих вариациях имеет сакральное значение для собора).

Насмотревшись на собор, мы идем дальше и приходим на Shambles.
Когда мы еще только собирались ехать, наши друзья, бывавшие там неоднократно, дали совет при посещении города Йорк непременно сходить на “Шамбалс”.
 Я сначала пребывала в изумлении, какая связь между древним английский городом и еще более древним святым гималайским местом. Оказывается, слово это всего лишь означает “бойня” и район этот во времена оны был улицей мясников и мясным рынком. А я-то напридумывала!

Улица узкая-узкая. Возможно, это было сделано много веков назад для того, чтобы скот не смог разбежаться.
Мы идем по улице, а над головой нависают вторые этажи домов. Кажется, что из окна одного дома можно пожать руку соседу, живущему напротив. Сразу вспоминается сказка про Снежную Королеву. Кай и Герда жили в таких же домиках, перебросив через улицу доску, ходили друг к другу в гости. А на доске стояли горшки с розами. Я даже посмотрела, не маячит ли доска над головой - но нет, только полосочка неба.

Шамбалс по-прежнему торговая улица с рыночной площадью, но теперь здесь торгуют не мясом, а товарами более разнообразными и интересными. На площади натянуты здоровенные тенты, стоят фургончики, расставлены прилавки, даже просто на камнях разложены маленькие “блошки”. Ну и полно маленьких и больших пабов, кофешопов, ресторанчиков и закусочных. Заходи, посиди, закуси и выпей. Мы делаем небольшой привал, дать отдых ногам. На столе (как в любом английском пабе) лежат картонные подставки под бокалы. Обыкновенно, на них разная реклама, вот и на этих подставках реклама York Dungeon. Это так называемый Музей ужасов, расположенный в настоящем подземелье настоящих средневековых темниц. По отзывам, это своеобразная помесь театра с “пещерой неожиданностей”, когда гостей водят по застенкам, время от времени пугая то вспышками света на кровавые манекены, то леденящими кровь воплями узников из динамиков. Плюс интерактивное представление. Актеры выуживают из толпы туристов жертву и на пять минут превращают ее, например, в подсудимого или, не дай бог, в приговоренного. Детям очень нравится.

На одном из краев подставки выемка. Если в выемку сунуть нос, то в момент обзаведешься усами, бородой и ехидной улыбкой.

О прежних мясницких временах напоминает вывеска: подвешенная фигурка овцы в натуральную величину над пабом “Золотое Руно” Golden Fleece. Овца висит над улицей, растопырив все четыре ножки, и при ближайшем рассмотрении оказывается полноценным бараном с рогами и другими бараньими причиндалами. Баран смотрит на меня свысока в самом прямом смысле слова.

Сплошным потоком идут люди, попеременно прилипая то к одной витрине на одной стороне улицы, то к другой на противоположной. Потому что разбегаются глаза: тут что-то заманчиво блестит, там что-то привлекательно громоздится, вот античная лавка, а вот фигура Щелкунчика перед Рождественским магазином. В витрине двухметровый Санта Клаус  и праздничная ель в полной амуниции. Все правильно. Хотя до Рождества еще остается без малого пять месяцев, но подготовиться лучше прямо сейчас.

Отыскивается и магазин сувениров Йоркский Викинг. Мечи, щиты, кольчуги, рогатые шлемы, одежда, обувь, чаши для пиров, модели кораблей…. Хочешь быть викингом - будь им! Зайди и прикинься в полное боевое облачение вплоть до рыжей бороды.

И чем еще интересна эта улица: она стала прообразом улицы волшебных товаров в Гарри Поттере, и, как напоминание, вдруг перед глазами возникает “Магазин, Который Не Должен Быть Назван” The Shop That Must Not Be Named со шляпой Дамблдора на витрине, полным ассортиментом волшебных палочек, книгами заклинаний и прочими необходимыми магам предметами.

Ну и уже на нашем обратном пути в отель на перекрестке меня перехватывает мрачный человек в плаще и цилиндре. Сумрачно глядя в глаза, он сует мне бумажку. Я не осмеливаюсь отказаться. При последующем изучении бумажка оказывается приглашением поучаствовать в коллективной охоте за призраками, каковая проводится в определенные дни по поздним вечерам.

Жаль, что сегодня ночью охота не состоится. А то было бы любопытно посмотреть, как и на что ловят привидений. Клюют они на мотыля или на горох…

Утром мы будем в пути. В Шотландию, в край волынок и мужчин в юбках и гольфах. К шотландскому лососю и устрицам, к холодному морю, озерам, горам, дождям и водопадам. К Несси (если выкроим время).

Вместо эпилога.
В Йорк надо будет вернуться. Там еще столько осталось, что непременно надобно увидеть, что эпилога быть не должно.